kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 11 классе "Главные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока преднвзначен для проведения уроков русского языка в 11 классе по программе Гольцовой. задания предполагают не только диференцированное обучение, но и подготовку к ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе "Главные члены предложения"»

Название предмета: русский язык

Класс:11

УМК Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. «Русский язык 10 – 11 классы». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения.

Тип урока. Урок систематизации ЗУН

Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час

Место урока в системе уроков по теме: первый урок

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения».

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Главные члены предложения, правильное согласование подлежащего со сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения»;

  • формировать навыки исследования синтаксических конструкции через их сравнительный анализ;

  • активизировать познавательную деятельность в процессе работы со справочной литературой;

  • применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость,

  • развивать познавательную самостоятельность и активность;

  • совершенствовать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал;

  • совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку;

  • способствовать повышению мотивации обучения;

  • развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной литературой,

  • развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор простых предложений;

  • формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально.

Воспитательные: воспитывать любовь к языку, интерес к предмету, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования, трудолюбие, ответственность за качество своих знаний, осознанное отношение к изучаемому.


Планируемые результаты:

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых.


Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, тесты, дидактический материал (в распечатке), мультимедийная презентация, карточки с самооценкой.


Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):

  • Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. «Русский язык 10 – 11 классы». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011г.

  • В.В.Бабайцева. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1994

  • И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. – М., 2006.

  • Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999

  • В.Ф.Греков и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М.: Просвещение, 2006

  • Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Издательство АСТ- АДТ, 1998

  • ЕГЭ 2010-2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.

  • Сайт ФИПИ [Электронный документ]. Ре­жим доступа: http://www.fipi.ru

  • Интернет-ресурсы: www.uchportal.ru/ - Учительский портал.

  • Интернет-ресурсы: http://russkiy-na-5/- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Интернет-ресурсы: http://reshuege.ru/ - Образовательный портал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Методические цели:

  • осуществление контроля  с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации процесса обучения (группа А с высоким уровнем обученности, группа В со средним уровнем);

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции;

  • осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.


Содержание урока.

Слайд 1 – заставка СИНТАКСИС


  1. Организационный этап. Приветствие.

Добрый день!

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку.

Нам, друзья, предстоит поработать не в шутку.

А всерьез, как успели заметить уж вы.

Трудно, правда.

Но что же нам делать?

Увы…

Нам экзамен сдавать скоро нужно уж будет.

Кто сейчас повторит, тот уже не забудет

И решит, и получит 5 баллов в зачете.

А о чем я – сейчас непременно поймете.


  1. Целеполагание.

Прежде чем мы приступим к реализации задач урока, предлагаю вам решить лингвистическую задачу.

Слайд 2. Найдите грамматическую основу предложений и объясните пунктуацию.

  1. Наша дружба – солнца свет. (Л.Ошанин)

  2. Охранять природу – значит охранять родину. (М.Пришвин)

  3. Стремиться вперед – вот цель жизни. (М.Горький)

  4. Дважды два – четыре.


- Чем выражены главные члены? Объясните пунктуацию.

- Какие правила синтаксиса вы применили?

- Сформулируйте тему урока.


Слайд 3. Тема урока: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.

- Сформулируйте цели и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний.

    1. Синтаксическая разминка (работа с учебником)

Гольцова Н.Г., с.238. упр.345 (устно).

Задание: объясните постановку тире или его отсутствие в предложениях.

Вопросы классу:

  • Назовите условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

  • Объясните, почему во 2 предложении стоит тире, хотя подлежащее выражено личным местоимением.

  • Какие еще исключения из правил вы увидели в упражнении?

2.Исследование теории.

Гольцова Н.Г., с.238.§73.

3.Синтаксический разбор предложений.

Задание: запишите предложения (с доской) и сделайте полный синтаксический разбор (группа В – средние)

Его цель – сделаться героем романа. (М.Лермонтов)

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. (В.Белинский)

Покупка Чичикова сделалась предметом разговоров. (Н.Гоголь)

Группа А – самостоятельно выполняет любое задание по выбору из приложения 1


IV. Мотивация учебной деятельности.

Учитель.

Как вы уже заметили, тема сегодняшнего урока тесно связана с ЕГЭ. Проанализируйте 7 задание ЕГЭ (слайд 4) и ответьте на вопрос, какие знания по теме мы можем использовать при решении данного задания?

Слайд 4. Найдите грамматические ошибки и определите тип ошибки

  1. Два облака плывет.

  2. Молодежь едут на новостройки.

  3. Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.

  4. Все, кто присутствовали на его концертах, были в восторге.


- Объясните, как вы решали это задание. Какие правила синтаксиса вы применили?


V. Постановка проблемы.

Слайд 5. Лингвистическая задача.

- Возможно ли использование обоих вариантов? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Отец с сыном пришел.

  2. Отец с сыном пришли.


1.Изучение теории вопроса.

- Чтобы проверить свои предположения, обратимся к теории (см. распечатку – приложение 2 Бабенкова Л.А. Лекции по ортологии. Лекция 3, п.1.1. Согласование сказуемого, с.14-16.)

Задание: исследуйте параграф, определите, какие трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого имеются в русском языке.


2.Актуализация изученного через анализ языковых единиц.

- Исследуйте теорию на слайдах 6,7. Какие еще трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого не были нами рассмотрены?


Слайд 8 с заданиями. Задания разбирают все учащиеся вместе с учителем и записывают правильный вариант.

  • Согласуйте подлежащее и сказуемое

  1. Произошл.. два удивительных события.

  2. За это решение проголосовал.. большинство присутствующих.

  3. Часть жильцов переехал.. к родственникам.

  4. Машина «Жигули» стоял.. в гараже.

  5. Поздно ночью прогремел.. не то гром, не то взрыв.


3.Рефлексия.

- Назовите трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

- Все ли по данной теме вам понятно?


4. Самостоятельная работа. Слайд 9 (все задания)

  • Практикум, занятие 5. Речевые и грамматические ошибки, с.23 (см. приложение 3)


Упражнение 8

Упражнение 9

Упражнение 10

1 вариант

1-4 предложения

1-2 предложения

1-3 предложения

2 вариант

5-7 предложения

4-5 предложения

4-6 предложения


  • Работа с тестами (право выбора задания за учениками) Слайд 9

Группа А – Исследуйте тестовые задания (см. приложение 4)

Найдите задания по теме «Нарушение согласования подлежащего и сказуемого».

Укажите № данных предложений и запишите исправленный вариант.

Подчеркните грамматическую основу в записанных предложениях.


Группа В – решить тесты (задание 7 в формате ЕГЭ-2015-2017 (см. приложение5,6)

Найти в задании 7 тесты по изучаемой теме. Записать исправленный вариант, подчеркнуть грамматические основы.


6.Итог урока.

- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой по данной теме?


Слайд 10. Д/З. Гольцова Н.Г., с.236 - §73, упр.346. ЕГЭ 2017, задание 7, в. 1 – отредактировать предложения с грамматическими ошибами.

Лекции на сайте lira-bug.ucoz.ru


7.Заключительное слово учителя.

Как вы знаете, в этом учебном году задания ЕГЭ сформулированы в новом формате. А сегодняшняя тема тоже представлена по-новому и оценивается в 5 баллов. Поэтому, чтобы правильно определить тип грамматических ошибок при выполнении седьмого задания, перечитайте внимательно лекции, прорешайте тесты по этой теме. И если после такой работы у вас еще останутся вопросы, то приходите на консультацию.

А сейчас оцените свой уровень усвоения учебного материала и заполните таблицу (приложение 7):




















Приложение 7

Самооценка уровня усвоения учебного материала

по теме «Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого».

ФИ учащегося_____________________________________, класс_____

Знания, умения, навыки

да

затрудняюсь

нет

1

Знаю теоретический материал по теме:

1.Тире между подлежащим и сказуемым

2.Согласование подлежащего со сказуемым

 

 

 

2

Умею согласовывать подлежащее со сказуемым

 

 

 

3

Умею ставить тире между подлежащим и сказуемым

 

 

 

4

Умею делать синтаксический разбор простого предложения

 

 

 

5

Умею находить среди заданий с грамматическими ошибками (задание 7 ЕГЭ) предложения на изучаемую тему

 

 

 

6

Умею решать тестовые задания в формате ЕГЭ по этой теме

 

 

 

7

Умею редактировать предложения с грамматическими ошибками на согласование подлежащего со сказуемым

 

 

 


Примечание: раздаточный материал дан в приложении

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 11 классе "Главные члены предложения"

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 402890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка по теме:  "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417705697"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока русского языка во 2 классе "Алфавит" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-alfavit"
    ["file_id"] => string(6) "128378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415476418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства