Конспект урока русского языка в 11 классе "Главные члены предложения"
Конспект урока русского языка в 11 классе "Главные члены предложения"
Конспект урока преднвзначен для проведения уроков русского языка в 11 классе по программе Гольцовой. задания предполагают не только диференцированное обучение, но и подготовку к ЕГЭ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе "Главные члены предложения"»
Название предмета: русский язык
Класс:11
УМК Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. «Русский язык 10 – 11 классы». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения.
Тип урока. Урок систематизации ЗУН
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
Место урока в системе уроков по теме: первый урок
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения».
Задачи урока:
Образовательные:
актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Главные члены предложения, правильное согласование подлежащего со сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения»;
формировать навыки исследования синтаксических конструкции через их сравнительный анализ;
активизировать познавательную деятельность в процессе работы со справочной литературой;
применять полученные знания на практике.
Развивающие:
совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость,
развивать познавательную самостоятельность и активность;
совершенствовать умение сравнивать и обобщать изучаемый материал;
совершенствовать навык решения тестовых задач ЕГЭ по русскому языку;
способствовать повышению мотивации обучения;
развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво со справочной литературой,
развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор простых предложений;
формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально.
Воспитательные: воспитывать любовь к языку, интерес к предмету, умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования, трудолюбие, ответственность за качество своих знаний, осознанное отношение к изучаемому.
Планируемые результаты:
Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, тесты, дидактический материал (в распечатке), мультимедийная презентация, карточки с самооценкой.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. «Русский язык 10 – 11 классы». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011г.
В.В.Бабайцева. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1994
И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. – М., 2006.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999
В.Ф.Греков и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М.: Просвещение, 2006
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Издательство АСТ- АДТ, 1998
ЕГЭ 2010-2017. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты.
- Чем выражены главные члены? Объясните пунктуацию.
- Какие правила синтаксиса вы применили?
- Сформулируйте тему урока.
Слайд 3.Тема урока: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь.
- Сформулируйте цели и задачи урока.
III. Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая разминка (работа с учебником)
Гольцова Н.Г., с.238. упр.345 (устно).
Задание: объясните постановку тире или его отсутствие в предложениях.
Вопросы классу:
Назовите условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Объясните, почему во 2 предложении стоит тире, хотя подлежащее выражено личным местоимением.
Какие еще исключения из правил вы увидели в упражнении?
2.Исследование теории.
Гольцова Н.Г., с.238.§73.
3.Синтаксический разбор предложений.
Задание: запишите предложения (с доской) и сделайте полный синтаксический разбор (группа В – средние)
Его цель – сделаться героем романа. (М.Лермонтов)
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. (В.Белинский)
Покупка Чичикова сделалась предметом разговоров. (Н.Гоголь)
Группа А – самостоятельно выполняет любое задание по выбору из приложения 1
IV. Мотивация учебной деятельности.
Учитель.
Как вы уже заметили, тема сегодняшнего урока тесно связана с ЕГЭ. Проанализируйте 7 задание ЕГЭ (слайд 4) и ответьте на вопрос, какие знания по теме мы можем использовать при решении данного задания?
Слайд 4. Найдите грамматические ошибки и определите тип ошибки
Два облака плывет.
Молодежь едут на новостройки.
Каждый из тех, кому посчастливилось повстречаться с этим удивительным человеком, познакомиться с его творениями, неизменно оказывались под властью его необыкновенного обаяния.
Все, кто присутствовали на его концертах, были в восторге.
- Объясните, как вы решали это задание. Какие правила синтаксиса вы применили?
V. Постановка проблемы.
Слайд 5. Лингвистическая задача.
- Возможно ли использование обоих вариантов? Обоснуйте свою точку зрения.
Отец с сыном пришел.
Отец с сыном пришли.
1.Изучение теории вопроса.
- Чтобы проверить свои предположения, обратимся к теории (см. распечатку – приложение 2 Бабенкова Л.А. Лекции по ортологии. Лекция 3, п.1.1. Согласование сказуемого, с.14-16.)
Задание: исследуйте параграф, определите, какие трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого имеются в русском языке.
2.Актуализация изученного через анализ языковых единиц.
- Исследуйте теорию на слайдах 6,7. Какие еще трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого не были нами рассмотрены?
Слайд 8 с заданиями. Задания разбирают все учащиеся вместе с учителем и записывают правильный вариант.
Согласуйте подлежащее и сказуемое
Произошл.. два удивительных события.
За это решение проголосовал.. большинство присутствующих.
Часть жильцов переехал.. к родственникам.
Машина «Жигули» стоял.. в гараже.
Поздно ночью прогремел.. не то гром, не то взрыв.
3.Рефлексия.
- Назовите трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.
- Все ли по данной теме вам понятно?
4. Самостоятельная работа. Слайд 9 (все задания)
Практикум, занятие 5. Речевые и грамматические ошибки, с.23 (см. приложение 3)
Упражнение 8
Упражнение 9
Упражнение 10
1 вариант
1-4 предложения
1-2 предложения
1-3 предложения
2 вариант
5-7 предложения
4-5 предложения
4-6 предложения
Работа с тестами (право выбора задания за учениками) Слайд 9
Группа А – Исследуйте тестовые задания (см. приложение 4)
Найдите задания по теме «Нарушение согласования подлежащего и сказуемого».
Укажите № данных предложений и запишите исправленный вариант.
Подчеркните грамматическую основу в записанных предложениях.
Группа В – решить тесты (задание 7 в формате ЕГЭ-2015-2017 (см. приложение5,6)
Найти в задании 7 тесты по изучаемой теме. Записать исправленный вариант, подчеркнуть грамматические основы.
6.Итог урока.
- Какие затруднения возникли во время работы на уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой по данной теме?
Слайд 10. Д/З. Гольцова Н.Г., с.236 - §73, упр.346. ЕГЭ 2017, задание 7, в. 1 – отредактировать предложения с грамматическими ошибами.
Лекции на сайте lira-bug.ucoz.ru
7.Заключительное слово учителя.
Как вы знаете, в этом учебном году задания ЕГЭ сформулированы в новом формате. А сегодняшняя тема тоже представлена по-новому и оценивается в 5 баллов. Поэтому, чтобы правильно определить тип грамматических ошибок при выполнении седьмого задания, перечитайте внимательно лекции, прорешайте тесты по этой теме. И если после такой работы у вас еще останутся вопросы, то приходите на консультацию.
А сейчас оцените свой уровень усвоения учебного материала и заполните таблицу (приложение 7):
Приложение 7
Самооценка уровня усвоения учебного материала
по теме «Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого».