Урок № Дата:
Тема: 1 и 2 спряжение глагола, личные окончания глаголов
Цель: помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого; показать зависимость личного окончания глагола от спряжения
Задачи: Углубить знания учащихся о глаголе как части речи, выработать умение ставить вопрос к глаголам, выяснить роль глаголов в предложении и речи. Тренировать в умении определять лицо и число глаголов, устанавливать их связь с именами существительными. Способствовать развитию письменной и устной речи учащихся, орфографическую зоркость, умение выделять главное; воспитывать творческую активность, взаимопомощь, развивать познавательный интерес.
Тип: Комбинированный урок.
Методы: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Форма работы: Коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4класс, карточки для индивидуальной работы, наглядный материал.
Ход урока
1.Организационный момент.
Я пришла на урок с хорошим настроением, т.к урок русского языка – мой любимый урок, и я стараюсь привить эту любовь вам. Покажите свое настроение .
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
2.Проверка домашнего задания.
Были ли затруднения при выполнении домашнего задания? Чему научились? Какие знания помогли справиться с работой?
3.Проверка ранее усвоенных знаний.
Игра «Спроси соседа о глаголе». Работа в парах.
Дома вы готовили вопросы для своего соседа, задайте их (развитие устной научной речи, карточки с вопросами учащиеся готовят друг для друга дома.)
Минута чистописания : письмо буквы Р.
Я - в озерах и реках, а в воде меня нет,
Я - в арбузах и огурцах, а в дыне меня нет.
Это звук Р.
Какой это звук?
Согласный, звонкий, непарный.
4.Сообщение темы и цели урока.
Определите тему урока после прочтения шифровки
вологалгеинежярпсамет ( прочти наоборот)
Попробуйте обозначить цели урока... ( предложения учеников)
Чем же мы будем заниматься на уроке…
Имя прилагательное - изменяется (по родам , падежам и числам)
Имя существительное - склоняются ( изменяются) по числам, падежам
А глагол - ? ( изменяется по ...)
Работа в парах
Найти ответ на вопрос: Как называется изменение глагола по лицам и числам? в учебнике
Принимаются предложения от пар, задаются взаимовопросы на понимание суждения другого.
Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе
Долго им пришлось идти,
Чтоб спряжение принести.
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.
Сегодня мы узнаем, что такое спряжение и будем учиться спрягать глаголы.
5.Восприятие и осознание учащимися нового материала.
Изменить глагол идти по лицам и числам, т.е. …, а у доски самостоятельно глагол кричать.
Проверь, оцени себя.
Что мы делали?
Что значит спрягать?
Что изменяется у глагола при спряжении?
Проблема: Зачем надо знать спряжение глаголов?
Минутка релаксации: Упражнение "Загораем"
Учитель: Представьте себе, что вы загораете на солнышке вместе с Львенком и Черепахой (отодвинуть стул назад, вытянуть ноги вперед, сидя за партой). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза. Аналогичное упражнение проводится для рук.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги (руки) поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.
6.Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
Мы на солнышке лежали,
Вместе песню распевали,
И составили таблицу
Изменения по лицам.
Работа по учебнику. Стр. 125, упр 394
(Работа в четверках, учитель параллельно составляет таблицу на доске)1)Заполни таблицу, выполни задание Сделай вывод. Поставь ударение.
В 1 столбике у нас окончания 1 спряжения – это личные окончания глаголов 1 спряжения. Назовите их.
Во 2 столбике у нас окончания 2 спряжения – это личные окончания глаголов 2 спряжения. Назовите их.
Сможем ли мы допустить ошибку в окончаниях у глаголов? Почему?
Проверим: Изменение глаголов по лицам и числам называется( спряжение)
Глаголы бывают(1 и 2 спр.) Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от( окончания)
У глаголов одного и того же спряжения ударные безударные окончания одинаковые, спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию.
А как определить окончание глагола в безударном положении мы узнаем на следующих уроках.
Письмо под диктовку
Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик белый расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Найти в тексте глаголы, определить у них лицо, число, выделить окончание.
(Взаимопроверка)
7.Инструктаж домашнего задания
8.Итог урока.
Рефлексия
Построение «дерева темы»
У нас в классе выросло дерево, но оно необычное – это дерево спряжения глаголов, но на нем чего –то не хватает.Раз это дерево спряжения глаголов, то на нем должны быть указаны личные окончания глаголов, их нет, значит, мы укажем. У меня слова подсказки, определяем окончания и указываем место на дереве. (Читаешь, рисует, решаем, рассказываете, жгут, говорят, льют, смотришь, дарим, кричат, любит, летите)
Чтобы дерево наше не завяло, мы должны ухаживать за ним, т.к. оно необычное, то и уход - выучить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.