Конспект урока на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе
Конспект урока на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.) Данный урок выстроен на основании поставленных целей урока с учетом особенностей учебного материала. Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать с 8 по 11 кл. для подготовки ГИА и ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.
Работа с эпиграфом. (слайд 1)
Познакомьтесь с эпиграфом к сегодняшнему уроку:
Не бойся признавать свои ошибки, чем больше
признаёшь, тем меньше потом делаешь.
Народная мудрость
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.
II.Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка. Назовите словосочетания, в которых нарушена языковая норма. Опрос домашнего задания, (о подлежащем и сказуемом, видах сказуемого). (слайд 2)
Синтаксическая минутка.Найдите в данных предложениях грамматическую основу, укажите чем выражены подлежащие и сказуемые ( слайд 3)
Рассмотрите последнее предложение, объясните, пожалуйста, какой знак находится между подлежащим и сказуемым? Дети отвечают, А теперь откройте тетради, запишите в них число, классная работа.
III. Мотивация учебной деятельности.- Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания, А вот какой? отгадайте загадку:
Я минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
4. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют).Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основные цели(слайд 4). Пока дети ведут записи в тетрадях, учитель дает историческую справку
Историческая справка о знаке препинания тире.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
5. Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым» (слай5-7)
• Изучение теоретического материала в группах по учебнику.
Задания для 1 группы
Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым ставится» (упр. 114 )
Задания для 2 группы
Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (упр.114 )
Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 группы (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 2 группы рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.
(Когда тире ставится?
-Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п.
-Если оба главных члена выраженыНеопр. формой Гл.
-Если один главный член выраженНеопр. формой Гл, а другой - Сущ.
-Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ то тире ставится перед этой частицей.
-Если логическое ударение падает на подлежащее.
Когда тире обычно не ставится?
-Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами
-Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.
-Если при сказуемом есть отрицат. частица Не
Работа в парах по карточкам.
А теперь выполните, пожалуйста, следующее задание. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире (слайд 8)
VI. Физкультминутка.
Массаж кистей рук.
Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1-2 минуты растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.
Гимнастика для глаз.(слайд 9-13)
VII. Закрепление изученного. (Слайд 14,15)
После выполнения задания ребята обмениваются тетрадями, исправляют ошибки товарища и оценивают
• Работа в группах «Интеллектуальный тир» (по карточкам).
Задания для 1 группы
Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
1) Наша задача переплыть этот пролив.
2) Книга есть верный, бескорыстный друг.
3) речь это способ общения между людьми.
4) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.
5) Попытаться помочь каждому пациенту долг врача.
6) Он просто мой хороший знакомый.
Задания для 2 группы
Отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
1) Жизнь человека – чудо из чудес.
2) Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.
3) Судьбы людей - как истории планет.
4) Грустить о прошлом – скучная работа.
5) Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.
6) Я ему – не враг.
Задания для 3 группы
Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.
1) Наука _ это неустанная многовековая работа мысли.
2) Лес _ не место для мусора.
3) Жить на Земле _ великое счастье.
4) Высота этого здания _ пятнадцать метров.
5) Я _ лишь ваш восторженный почитатель.
Задания для 4 группы
Отметь верное объяснение пунктуации в предложении.
Жить _ значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.
1) Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.
2) Не ставится тире, так как подлежащее выражено неопределённой формой глагола, а сказуемое – глаголом значит.
3) Не ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.