kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.) Данный урок    выстроен на основании поставленных целей  урока с учетом особенностей учебного материала. Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать с 8 по 11 кл. для подготовки ГИА и ЕГЭ.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе»

«Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели урока:

обучающие

  • Углубить знания об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым

  • Отработать навык правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым

  • Отработать навык правильно выделять грамматическую основу

  • Учить работать с заданиями ГИА

развивающие

  • Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях

  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас

воспитывающие

  • Формировать у обучающихся интерес к предмету

  • Прививать любовь к художественному слову

  • Совершенствовать навыки общения

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.1,5 мин. (приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)

Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.

Работа с эпиграфом. (слайд 1)

Познакомьтесь с эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Не бойся признавать свои ошибки, чем больше

признаёшь, тем меньше потом делаешь.

Народная мудрость

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

-Постарайтесь сегодня быть внимательными и совершать поменьше ошибок.

II. Актуализация опорных знаний.

Речевая разминка. Назовите словосочетания, в которых нарушена языковая норма. Опрос домашнего задания, (о подлежащем и сказуемом, видах сказуемого). (слайд 2)

Синтаксическая минутка. Найдите в данных предложениях грамматическую основу, укажите чем выражены подлежащие и сказуемые ( слайд 3)

Рассмотрите последнее предложение, объясните, пожалуйста, какой знак находится между подлежащим и сказуемым? Дети отвечают, А теперь откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

III. Мотивация учебной деятельности.- Мы знаем, что между подлежащим и сказуемым запятая не ставится. Но в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым всё-таки ставится знак препинания, А вот какой? отгадайте загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире.


4. Сообщение темы и цели урока (дети сами определяют).Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основные цели (слайд 4). Пока дети ведут записи в тетрадях, учитель дает историческую справку

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

5. Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым» (слай5-7)

• Изучение теоретического материала в группах по учебнику.

Задания для 1 группы

Работа с таблицей «Тире между подлежащим и сказуемым ставится» (упр. 114 )

Задания для 2 группы

Работа с теоретическим материалом «Тире между подлежащим и сказуемым не ставится» (упр.114 )

Ученики задают друг другу вопросы в группах по теоретическим сведениям. Затем один ученик из 1 группы (сильный ученик) рассказывает, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; один ученик из 2 группы рассказывает, в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится. Если необходимо, команда помогает.

(Когда тире ставится?

-Если П и С выражены Сущ или Числит в им.п.

-Если оба главных члена выраженыНеопр. формой Гл.

-Если один главный член выраженНеопр. формой Гл, а другой - Сущ.

-Когда перед сказуемым стоит указательная частица ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ то тире ставится перед этой частицей.

-Если логическое ударение падает на подлежащее.

Когда тире обычно не ставится?



-Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами

-Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ.

-Если при сказуемом есть отрицат. частица Не


  1. Работа в парах по карточкам.

  2. А теперь выполните, пожалуйста, следующее задание. Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире (слайд 8)

  3. VI. Физкультминутка.

  4. Массаж кистей рук.

  5. Возьмите шестигранный карандаш, зажав его между ладонями, 1-2 минуты растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до возникновения в ладонях ощущения приятного тепла.

  6. Гимнастика для глаз. (слайд 9-13)

  7. VII. Закрепление изученного. (Слайд 14,15)

  8. После выполнения задания ребята обмениваются тетрадями, исправляют ошибки товарища и оценивают

  9. • Работа в группах «Интеллектуальный тир» (по карточкам).

  10. Задания для 1 группы

  11. Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

  12. 1) Наша задача переплыть этот пролив.

  13. 2) Книга есть верный, бескорыстный друг.

  14. 3) речь это способ общения между людьми.

  15. 4) Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далёкое прошлое.

  16. 5) Попытаться помочь каждому пациенту долг врача.

  17. 6) Он просто мой хороший знакомый.

  18. Задания для 2 группы

  19. Отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.

  20. 1) Жизнь человека – чудо из чудес.

  21. 2) Мир – это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков.

  22. 3) Судьбы людей - как истории планет.

  23. 4) Грустить о прошлом – скучная работа.

  24. 5) Лес – точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

  25. 6) Я ему – не враг.

  26. Задания для 3 группы

  27. Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.

  28. 1) Наука _ это неустанная многовековая работа мысли.

  29. 2) Лес _ не место для мусора.

  30. 3) Жить на Земле _ великое счастье.

  31. 4) Высота этого здания _ пятнадцать метров.

  32. 5) Я _ лишь ваш восторженный почитатель.

  33. Задания для 4 группы

  34. Отметь верное объяснение пунктуации в предложении.

  35. Жить _ значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.

  36. 1) Ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

  37. 2) Не ставится тире, так как подлежащее выражено неопределённой формой глагола, а сказуемое – глаголом значит.

  38. 3) Не ставится тире, так как подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола.

  39. 8. Домашнее задание.

  40. 9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  41. Соберите листы самооценок. Учитель подводит итог урока.

  42. На отдельных листочках, каждый из вас должен обвести свою руку и …

  43. М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

  44. Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

  45. С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

  46. У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

  47. Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

  48. Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

  49. Шевелить мозгами,

  50. Хлопать ушами,

  51. Краем уха

  52. -Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Тире между подлежащим и сказуемым" в 8 классе

Автор: Ломакина Татьяна Алексеевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Конспект комбинированного урока по русскому языку в 8 классе Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. Раздел: Предложение как единица синтаксиса. "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-kombinirovannogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie-tiema-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym-razdiel-priedlozhieniie-kak-iedinitsa-sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "104495"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402720925"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка с использованием ЭОР в 5 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-eor-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "204104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429610152"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "конспект урока по русскому языку  с использованием  ЭОР в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-s-ispol-zovaniiem-eor-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "204590"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429695697"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "136375"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417097610"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка по теме "Тире между подлежащим и сказуемым""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tirie-miezhdu-podliezhashchim-i-skazuiemym"
    ["file_id"] => string(6) "248368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446719058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства