kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке я использовала технологию проблемного диалога. Была создана проблемная ситуация  (Работа в парах. Нахождение суффикса в словах РОЗОЧКА и БАБОЧКА. Задание было одно, а получились разные варианты. Почему?)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"»

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. СУФФИКС.


Тема: Суффикс и его роль в слове

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; развивать умения разбирать слова по составу.

Организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение.

Задачи:

- вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

- систематизировать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при  фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные:

 Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Определять значение суффикса.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).









Этапы урока

Ход урока

Цель, задачи, планируемые результаты этапа



1. Самоопределение деятельности.









Проговаривают девиз урока

Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность его найти.

Слайд 2

Цели: 

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Задачи:

-создать рабочую атмосферу, положительный эмоциональный настрой на работу.



2. Актуализация опорных знаний.











































3.Создание проблемной ситуации (с затруднением)












4.Открытие новых знаний.










_-Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова.

-Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»

Слайд 3

- Сформулируйте тему урока.

Тема: Суффикс и его роль в слове (помещаем в »голову» схемы)

Слайд 4

-Что мы знаем о суффиксе?


Заполняют схему «Фишбоун»

Суффикс

знаем не знаем







-Что такое суффикс Суффикс –это часть слова

-Где стоит суффикс Суффикс стоит после корня

-Для чего служит Суффикс служит для образования новых слов

-Это новая тема для вас?

Какие цели и задачи вы перед собой поставите?

Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».

Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

Задание было одно?

Как вы его выполнили?

Почему получились разные варианты?

Что мы не знаем?

-Не знаем как находить суффикс в словах.


Организует постановку цели урока детьми.

Какую цель вы поставите перед собой?

Парная работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

Слайд 5

  • 1. Прочитай слово.

  • 2.Измени форму слова.

  • 3. Найди и обозначь окончание.

  • 4. Обозначь основу слова.

  • 5. Подбери однокоренные (родственные) слова.

  • 6. Найди и обозначь корень.

  • 7. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).



Разбор слов розочка и бабочка по данному алгоритму.

-А какое значение имеют суффиксы –очк-? –к-?

-Что мы ещё не знаем?

Суффиксы имеют значение.

Работа в группах

-Наблюдают над значением суффиксов.

-Создают таблицу значений суффиксов

1 группа

Задание.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов:

-тель-, -ник-, ист-

строи _____ плот ______ арт _______

учи ______ двор ______ машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. - Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка Миша – Мишенька

Аня - … Алёша - …

Света - … Федя - …

Дима - … Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Имена звучат ласково.

-С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.

3 группа

Превращает слова в названия маленьких предметов.

Кот- котик дом-… глаз -… пёс -…

Нос-… хвост -… мёд -… день -…

- С помощью каких суффиксов образовали новые слова?

-Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение новых слов? Превращает слова в маленькие предметы

4 группа

- Превратите слова кот, слон, дом, хвост в очень большие предметы.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова? Увеличивает предметы

5 группа

Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:

-евич-, -ович-, -ич-, -ичн-, -евн-, -овн-

Андрей – Андреевич, Андреевна.

Роман –
Кузьма –

Александр-

Самопроверка по эталону.










Цель: выявить уровень необходимых знаний учащихся

Активизировать ранее полученные знания учащихся.

































Цель: Создать проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи:

-Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

-Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Планируемый результат: фиксировать затруднение. Отличать новое от уже известного  (Познавательные УУД)

 Цель: Фиксирование целей.

Задачи: поставить цели.

Планируемый результат:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя





Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Задачи:

-Вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах.

--Провести наблюдение над значением суффиксов.





-Создать таблицу значений суффиксов



Планируемый результат :

- уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других.

На основании наблюдений делать умозаключения.

Сотрудничать в совместном решении проблемы. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать

Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.


5. Развитие умений – применение знания.



































1 уровень Слайд 6

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом

Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ , доброта - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

  1. Сладенький, вкусненький, тортик.

  2. Бежала, смотрели, писала.

  3. Пленник, мостик, странник

  4. Каменщик, бурильщик, учитель.

  5. Берёзка, лопатка, палка.



















Цели: Проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по выбору;

- организовать самопроверку по эталону, самоанализ и  самооценку.

Задачи:

-Выбрать посильный уровень сложности самостоятельной работы и объем.

-Выполнить самостоятельную работу.

-Сравнить свою работу с эталоном.

-Выполнить самооценку.


6.Рефлексия


-Над какой темой мы сегодня работали?
-Что же такое суффикс?








- С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения.

Дополнение предложений (Слайд 6)

Сегодня науроке:

1.Я узнал…

2.Я понял…

3.Мне понравилось…

4.Было трудно…

5.Для меня было открытием, что…

6.Могу порадоваться успехам…





Заполняют листы достижений

Копилка моих достижений











Моя работа

Работа в паре


Работа в группе























Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

- Ответить на вопросы, поставленные в начале урока -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 -отметить эмоциональное состояние на уроке.

Планируемый результат:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Рефлексия (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Суффикс и его роль в слове"

Автор: Решетова Людмила Анатольевна

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "план-конспект урока русского языка по теме: "Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "123871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414591101"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства