Тема: «Разбор слова по составу»
Цель:
- Углубить представления учащихся о словообразовательной роли приставки и суффикса, тренировать детей в нахождении корня, расширять знания учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для слов, которая служит для связи слов в предложении.
- Учить умению разбирать слова по составу.
- Прививать любовь и интерес к русскому языку, работать над правильностью и культурой письма, развивать монологическую речь учащихся.
Ход урока
- Оргмомент
- Ребята, как вы считаете трудный ли урок русского языка?
- Почему?
- А кто считает иначе?
- Почему?
- Да, наш русский язык трудный, хотя он и наш родной, ведь на русском языке мы читаем, пишем, слушаем, думаем и говорим.
Именно этому мы и будем продолжать учиться на наших уроках.
- Определение темы урока:
- Сегодня мы с вами будем подробно говорить о составе слова, учиться разбирать слова по составу, ведь разбор слова по составу позволяет не только понять как и из чего построено слово, но и помогает правильно написать его, точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда и проникнуть в его историю.
- Работать на уроке мы будем по группам. Сейчас вам в группе надо сделать выбор с какой частью слова вам больше всего хотелось поработать. Но вначале давайте расшифруем эти волшебные знаки.
∩ ^ ¬ ( карточки на доске)
(учащиеся называют части слова)
- Посмотрите внимательно, подумайте в группах и скажите, можно ли составить хоть одно слово по этой схеме.
- Почему?
- Так попробуйте вспомнить, что вы знаете об этих частях слова, посоветуйтесь в группах где они должны находиться.
«Корень слова - значимая часть. ∩
Над словами родственными
Крепко держит власть.»
«Часть слова, которое изменяется
Окончанием называется.»
«За корнем суффикс мы поставим ^
И новое слово составим.»
Перед корнем есть приставка ¬
Слитно пишется она,
А при помощи приставки образуются слова.»
(на доске появляется опора (рис., фигур, скобка)
¬
∩ значимые слова основа
^
изменяемая часть слова
- Как можно объединить эти три части?
- Как их можно назвать вместе? Какие это части?
- Для чего они служат?
- Чем отличается окончание?
- Какая это часть слова? Для чего она служит?
- Итак, окончание - изменяемая часть слова, остальную же часть слова именуем мы основа.
- Значит, что такое основа?
III. Упражнения в образовании и изменении слов с помощью
¬ ^
(приставки, суффиксы, окончания)
1.) - Сейчас я назову слова определениями, а вы замените их одним словом:
(для команды ∩ )
• геометрическая фигура, которую можно начертить с помощью циркуля.
(круг)
- Запишите все это слово и выделите корень.
- Команда « / » образуйте от этого слова ласковое слово.
( кружок )
- С помощью какой части вы это сделали? Запишите это слово, выделите суффикс.
- Команда « » сделайте из одного предмета - много, больше.
(круг(и)).
- Запишите, выделите окончание.
- С помощью какой части слова изменили данное слово.
- Команда «¬», вам самое трудное задание. Образуйте слово, которое также относится к кругу и также вычерчивается циркулем (границы круга)
(Окружность)
(с объяснением орфограмм)
- С помощью какой части слова образовали новое?
(Круг, кружок, круг(и), окружность)
- * Явление природы в виде осадков зимой.
(Снег, снежок, снег(а), подснежник)
3) * Посаженные человеком фруктовые деревья и
кустарники.
(сад, садик, сад(ы), посадка)
- Сейчас мы с вами выделили отдельные части слова, а
нам нужно научиться разбирать слова по составу
полностью.
Работа предстоит сложная, давайте к ней подготовимся.
IV. Физ. минутка
Упражнения для глаз, пальцев и осанки.
V. Упражнения в разборе слов по составу:
1) - Послушайте загадку и отгадайте ее
«Не белые, не спорим.
Мы братцы попроще.
Растем мы обычно в березовой роще.»
- Какие грибы могли бы о себе так сказать?
Подберезовик(и)
- С чего начнем разбор? Каждая группа выскажите свое мнение.
- У вас у каждого свое мнение, а как же правильно разбирать слово по составу нам поможет учебник, наш друг и советчик.
- Откройте памятку № 5, прочитайте про себя.
- Итак, с чего начнем разбор? Как? Прочитает нам команда « »
- Какое в данном слове? Как называется оставшаяся часть слова? (основа) Выделим ее.
- Что такое основа?
- Что выделяем дальше. Команда «∩», что для этого делаем, прочитайте.
- Какая команда теперь включается в работу и объясняет дальше?
(«¬»)
- Какую часть слова осталось выделить? ( /\ )
- Что для этого нужно, объяснит команда « /\»,
2) - А теперь давайте повторим порядок разбора и
составим схему разбора слов по составу.
- Почему важно знать порядок разбора слов по составу?
- Пусть встанет та команда, которая начинает разбор.
- Что это за команда? 1.
- А какая команда продолжит разбор? 2. ∩
- Кто же будет следующим? 3. ¬
- Кому доверим закончить разбор? 4. /\
(схема разбора на доске)
3) Самостоятельная работа: (с. 67, упр. 173)
(самостоятельно с проверкой по группам)
(Пересадка, подготовка, осенний, сельский)
4. - Чтобы выполнить новое задание, вам надо отгадать загадку.
«То не береза, не рябинушка,
Дрожит от холода
(осинушка)
- Это слово поможет вам подобрать однокоренные слова
в тексте на доске.
Осинушк(а)
∩ 1 гр. Стояла у школы молодая (……..). осин(а)
¬ 2 гр. Весной на (……) распускались сережки. Осинк(а)
/\ 3 гр. Летом (….) листочки веселили глаз. осинов(ые)
4 гр. Осенью под деревцем дети нашли (….) подосиновик