Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления со способами образования имен прилагательных; учить образовывать однокоренные имена прилагательные от имен существительных; совершенствовать умение находить в тексте имена прилагательные; способствовать повторению изученного о роли имен прилагательных в речи (выделительной, описательной, оценочной), о грамматическом значении, морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Познакомятся со способами образования имен прилагательных; научатся образовывать однокоренные имена прила-гательные от имен существительных; находить в тексте имена прилагательные; определять роль имен прилагательных в речи (выделительную, описательную, оценочную); указывать грамматическое значение имен прилагательных; называть морфологические признаки и синтаксическую роль имен прилагательных
Метапредметные УУД
Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные
результаты
Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;
осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников
Этапы урока
I. Организация начала урока
– Проверим готовность к уроку.
– Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
– Я желаю вам преодолеть все трудности на урокеи открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха
И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому активным будь.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Минутка чистописания.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки несколько раз.
А потом они в тетрадке
Будут элемент писать.
– Прочитайте буквы, записанные на доске. Расположите их в алфавитном порядке.
– Какая буква встречалась чаще других?
– На минутке чистописания мы будем упражняться в письме буквы «с», вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.
– Прочитайте слова.
– Как называются такие слова?
Читают буквы.
С Р О П Ж С А Я М К У С
– Буква «с».
Выполняют чистописание.
сСс
сад садовый садовник
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Отгадайте загадки.
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой?
На ногах его резина,
А питается бензином.
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь? (Автомобиль.)
Неживая – а идет, неподвижна – а ведет.
(Дорога.)
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока
– Отгадайте загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– Какая часть речи может о себе так сказать?
– Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?
– Почему имя прилагательное имеет такое название?
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– В загадке говорится об имени прилагательном.
– Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает.
– Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак.
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
– Сегодня мы не только повторим все известные нам сведения о прилагательных, но и, анализируя тексты, определим роль имен прилагательных в речи.
– Говоря о каком-либо предмете, мы всегда стараемся описать его, определить и назвать его качества. Сделать это нам помогают имена прилагательные.
– Составьте из следующих словосочетаний определение имени прилагательного.
а) отвечает на вопросы «какой?», «чей?»;
б) обозначает признак предмета;
в) самостоятельная часть речи.
– Дайте определение имени прилагательного.
– Прочитайте слова на слайде. По какому признаку разделены слова на две группы?
новенький соловьи
праздничное настроение
голосистые костюм
душистая смородина
– Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».
– Данные слова разделены на группы по принадлежности к частям речи: имена прилагательные, имена существительные.
– Образуйте из этих слов словосочетания и запишите их в тетрадь.
– Почему вы соединили слова именно так? Что заметили, выполняя это задание?
Записывают словосочетания.
Новенький костюм, праздничное настроение, душистая смородина, голосистые соловьи.
– Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано.
– Дополните именами прилагательными предложение «Вечером на небе светит луна».
– Сравните оба предложения. Изменился ли смысл?
Дополняют предложение им. прилагательными.
Осенним вечером на небе светит яркая луна.
– Смысл предложения изменился, стало понятно, в какое время года происходит то, о чем говорится. Предложение стало красивее, ярче. Имена прилагательные уточнили смысл предложения.
Работа по учебнику (упражнение 1)
Организует работу по учебнику.
– Прочитайте стихотворение А. Фета. Картину какого времени года рисует поэт? Как он называет эту картину? Подберите синоним к слову «чудная».
– Будьте внимательны. Важно различать слова «чудный» (удивительный по своей прелести, красоте) и «чудно?й» (странный, удивляющий необыкновенностью).
– А. Фет рисует зимний пейзаж. Эту картину поэт называет чу?дной. Чу?дная – красивая, удивительная, волшебная, необыкновенная.
– Назовите слова, которые помогли автору ярко и образно нарисовать чудную картину зимнего пейзажа. К какой части речи относятся эти слова?
– Эти имена прилагательные: «белая», «полная», «высоких», «блестящий».
– Спишите, подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
– К какой части речи относится выделенное в стихотворении слово?
– Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах. Имя прилагательное в краткой форме в предложении играет роль сказуемого
Списывают и подчеркивают имена прилагательные.
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 2)
– Прочитайте. О какой птице говорится в тексте?
– Слова какой части речи помогли вам узнать, о ком идет речь? Спишите, вставляя пропущенное слово – название птицы.
– Подчеркните имена прилагательные. Какие из них помогают описать внешний вид птицы, ее поведение, отношение к ней автора?
Списывают, подчеркивают имена прилагательные.
Выполняют разбор слова по составу.
Выполняют морфологический разбор слова.
(На) хвосте -
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Работа по учебнику (упражнение 3).
– Прочитайте. Образуйте от данных имен существительных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из суффиксов. Запишите слова парами. Выделите суффиксы в именах прилага-тельных.
– Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным.
Образуют имена прилагательные. Выделяют суффиксы.
Работа в тетради (задание 1).
– Прочитайте строчки произведения А. С. Пушкина.
– Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
– Подчеркните главные члены предложения.
– Выпишите словосочетание с именем прилагательным.
Работа в тетради (задание 2)
– Прочитайте. Догадайтесь, о каком звере идет речь.
– Впишите название зверя, описание которого вы прочитали. Подчеркните слова, которые помогли вам его узнать. Укажите над ними часть речи
Подчеркивают имена прилагательные.
VII. Итог урока. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как же богата и разнообразна наша русская речь! Как художник не может обойтись без красок, так
и язык не может без имени прилагательного.
Дополните мое высказывание прилагательным, образованным от имени существительного «живопись»: имена прилагательные делают нашу речь…
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
– Имена прилагательные делают нашу речь живописной.
Продолжают высказывания:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно…
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее задание
– Выполнить задание 3 в рабочей тетради