kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Сочинение по картине "Первый снег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
  • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
  • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
  • способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
  • совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;
  • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Сочинение по картине "Первый снег"»

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Сочинение по русскому языку по картине А. Пластова «Первый снег»

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;

  • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

  • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

  • способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

  • совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;

  • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

  • учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Оборудование:

  • картина А.А.Пластова “Первый снег”,

  • материал о жизни и творчестве Пластова,

  • литературные произведения известных авторов.

  • Толковый словарь Ожегова



Ход урока:

Действия учителя

Действия ученика

    1. Орг. Момент.

Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами  будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова "Первый снег".

  1. Здороваются, садятся.

  1. Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.

Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста".


2. Слушают, выписывают необходимую информацию.

  1. Подготовка к восприятию картины.

- Итак, перед вами - репродукция картины Пластова «Первый снег». Посмотрите на нее внимательно. Ребята, а что же такое репродукция? Посмотрите значение этого слова в словаре.

- Как вы думаете, какая интерпретация наиболее подходит нам на нашем уроке?

- Как думаете, почему?

- Правильно. Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать.

- Ребята, какой у нас сейчас месяц?

- А к кому времени года относится этот месяц?

- Какие изменения происходят в природе поздней осенью?





- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.



- Ребята, какое отношение к зиме у авторов данных произведений?

3.Смотрят в словаре значение этого слова. Отвечают:

1. Воспроизведение картин, рисунков путём фотографии, клише (спец.). 2. Картина, рисунок, воспроизведённые типографским способом. Яркие репродукции. 3. Размножение, производство потомства (от животных) (спец.). Р. племенных животных. II прил. репродукционный, -ая, -ое (к 1 знач.;спец.). 

Отвечают: первое.

Потому что картина, которую мы видим не является оригиналом, скорее всего, она сфотографирована.

Смотрят на картину, изучая ее.

- Ноябрь.

- К поздней осени

- Листья на деревьях уже не желтые, а сухие и опадают. Часто идет дождь, становится холодно, а к концу ноября часто выпадает снег.

- Первый снег робко покрывает землю, словно, зима боится вступить в свои права. Когда утром выглядываешь в окно и видишь землю, чуть прикрытую белыми хлопьями снега, на душе становится радостно и весело, оттого, что холодная, промозглая осень закончилась, и начинается пора катанья на лыжах и санках, игр в снежки и многих других развлечений.

- Нежное, трепетное. Зима для них – свобода от длинной темной зимы.


4. Упражнения для подготовки к написанию сочинений.

- Подберите к словам признаки поздней осени. (осень, небо, ветер, снег, день)

- Чем поздняя осень отличается от золотой осени? 

4. Отвечают:

Осень: дождливая, хмурая, поздняя

Небо: серое, мрачное

Ветер: резкий, пронзительный, холодный, порывистый.

Снег: первый, редкий

День: пасмурный, серый.

- Красками

5. Беседа по содержанию картины.

Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

- Какое время года изобразил художник?

- Как вы догадались, что это именно начало зимы?

- Какое время года изображено на картине?

- Кого художник изобразил на первом плане?

- Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?

- Опишите их внешний вид.

-  Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

- Почему их удивляет первый снег?

- Что еще показывает художник на переднем плане?

- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? 

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?


5. Отвечают:

- Поздняя осень, начало зимы.

- Еще нет сугробов, снега совсем мало, кое-где видна голая земля.

- Утро. Скорее всего, снег выпал ночью и на утро дети его увидели.

- Девочку и мальчика. Это деревенские ребята.

- Потому что из окна увидели первый снег и выбежали, чтобы получше его рассмотреть.

- Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

- Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.

- Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.

- В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

- Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.

- Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

6. Работа с изобразительными средствами картины

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? 

 - А какой цвет здесь главный и почему? 

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? 

- Чем вам понравилась картина?

6. Отвечают:

- В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.

- Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.

- Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.

- Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.

- Она очень светлая, радостная, добрая. Смотря на нее. Словно окунаешься в начало зимы, в тот самый день, когда, просыпаясь утром, смотришь на первый снег в окошко.

7. Составление плана сочинения.

- О чем напишем в начале сочинения? 

- Хорошо, давайте, озаглавим первую часть нашего сочинения – Скромная русская природа.

- Во втором пункте плана мы с вами попробуем описать события, происходящие перед первым снегопадом, а именно - поздняя осень. Постарайтесь показать изменения, произошедшие с природой со сменой времени года. Именно об этом и пойдет речь во втором пункте плана, который мы назовем – Хмурая осень и ее перемены.

- В третьей части нашего сочинения речь пойдет о композиции картины, а именно. Об ее главных героях. Назовем этот пункт – Радость первого снега.

- В заключении каждый из вас попробует описать свои чувства, которые родились у вас при просмотре этой картины – Мои впечатления от картины.

Итак, теперь, у нас с вами есть готовый план написания сочинения по картине.


Отвечают:

- О том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью.

Записывают название пункта плана в тетрадь.

8. Орфографическая и лексическая подготовка к сочинению.

Теперь, мы с вами немного поупражняемся в использовании необходимых сов и преступим к написанию сочинения.

  1. Какие из представленных слов являются опорными для описания картины: снег, земля, небо, дети, ворона, береза.

  2. Попробуйте описать снег, используя эпитеты, написанные на доске: Как стеклянный дождь, укрыл землю, очень к лицу земле, порошил, щекотал лицо, белая скатерть полей, как чистые капли воды, кружился, лебяжий пух земли, порхал, танцевал, робкий и тихий, опускался, пушистый и мохнатый, опускался большими хлопьями.

  3. Объясните правописание данных слов: удивились, восторг, шагающая, выглянул, удивление, обычная, выскочила, будничная, улыбаются, палисадник, нарядная, нахлобучил, стрекочет, устилает, сочетает.

  4. С помощью толкового словаря дайте объяснение словам: Пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, палисадник.


Отвечают:

Снег, небо, дети.

Описывают снег, используя данные эпитеты.

Объясняют правописание

Работают со словарем Ожегова:

Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.

Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.

Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.

Живописец - художник, занимающийся живописью.

Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.


9. Написание сочинения.

Итак, ребята, теперь вы готовы писать свою творческую работу. Приступайте, желаю вам удачи.

9. Пишут сочинение.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Сочинение по картине "Первый снег"

Автор: Рубцова Наталья Николаевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока для 3 класса по русскому языку Сочинение" Первый снег""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekturokadlia3klassaporusskomuiazykusochinieniiepiervyisniegh"
    ["file_id"] => string(6) "312032"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459274275"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Открытый урок по русскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422607491"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414248830"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства