Конспект урока по русскому языку.
Тема: Сочинение по русскому языку по картине А. Пластова «Первый снег»
Действия учителя | Действия ученика |
Здравствуйте, дети, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами будем писать сочинение по картине известного русского художника А.А.Пластова "Первый снег". | Здороваются, садятся. |
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям. Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста". | 2. Слушают, выписывают необходимую информацию. |
Подготовка к восприятию картины. - Итак, перед вами - репродукция картины Пластова «Первый снег». Посмотрите на нее внимательно. Ребята, а что же такое репродукция? Посмотрите значение этого слова в словаре. - Как вы думаете, какая интерпретация наиболее подходит нам на нашем уроке? - Как думаете, почему? - Правильно. Чтобы говорить о картине, её надо прочитать, т.е. очень внимательно рассмотреть и обдумать. - Ребята, какой у нас сейчас месяц? - А к кому времени года относится этот месяц? - Какие изменения происходят в природе поздней осенью?
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает? - Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”. А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”: …Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
- Ребята, какое отношение к зиме у авторов данных произведений? | 3.Смотрят в словаре значение этого слова. Отвечают: 1. Воспроизведение картин, рисунков путём фотографии, клише (спец.). 2. Картина, рисунок, воспроизведённые типографским способом. Яркие репродукции. 3. Размножение, производство потомства (от животных) (спец.). Р. племенных животных. II прил. репродукционный, -ая, -ое (к 1 знач.;спец.). Отвечают: первое. Потому что картина, которую мы видим не является оригиналом, скорее всего, она сфотографирована. Смотрят на картину, изучая ее. - Ноябрь. - К поздней осени - Листья на деревьях уже не желтые, а сухие и опадают. Часто идет дождь, становится холодно, а к концу ноября часто выпадает снег. - Первый снег робко покрывает землю, словно, зима боится вступить в свои права. Когда утром выглядываешь в окно и видишь землю, чуть прикрытую белыми хлопьями снега, на душе становится радостно и весело, оттого, что холодная, промозглая осень закончилась, и начинается пора катанья на лыжах и санках, игр в снежки и многих других развлечений. - Нежное, трепетное. Зима для них – свобода от длинной темной зимы. |
4. Упражнения для подготовки к написанию сочинений. - Подберите к словам признаки поздней осени. (осень, небо, ветер, снег, день) - Чем поздняя осень отличается от золотой осени? | 4. Отвечают: Осень: дождливая, хмурая, поздняя Небо: серое, мрачное Ветер: резкий, пронзительный, холодный, порывистый. Снег: первый, редкий День: пасмурный, серый. - Красками |
5. Беседа по содержанию картины. Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. - Какое время года изобразил художник? - Как вы догадались, что это именно начало зимы? - Какое время года изображено на картине? - Кого художник изобразил на первом плане? - Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы? - Опишите их внешний вид. - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? - Почему их удивляет первый снег? - Что еще показывает художник на переднем плане? - Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? - Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? | 5. Отвечают: - Поздняя осень, начало зимы. - Еще нет сугробов, снега совсем мало, кое-где видна голая земля. - Утро. Скорее всего, снег выпал ночью и на утро дети его увидели. - Девочку и мальчика. Это деревенские ребята. - Потому что из окна увидели первый снег и выбежали, чтобы получше его рассмотреть. - Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. - Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник. - Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. - В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны. - Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать. - Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. |
6. Работа с изобразительными средствами картины - Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? - А какой цвет здесь главный и почему? - Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? - Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? - Чем вам понравилась картина? | 6. Отвечают: - В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые. - Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада. - Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение. - Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок. - Она очень светлая, радостная, добрая. Смотря на нее. Словно окунаешься в начало зимы, в тот самый день, когда, просыпаясь утром, смотришь на первый снег в окошко. |
7. Составление плана сочинения. - О чем напишем в начале сочинения? - Хорошо, давайте, озаглавим первую часть нашего сочинения – Скромная русская природа. - Во втором пункте плана мы с вами попробуем описать события, происходящие перед первым снегопадом, а именно - поздняя осень. Постарайтесь показать изменения, произошедшие с природой со сменой времени года. Именно об этом и пойдет речь во втором пункте плана, который мы назовем – Хмурая осень и ее перемены. - В третьей части нашего сочинения речь пойдет о композиции картины, а именно. Об ее главных героях. Назовем этот пункт – Радость первого снега. - В заключении каждый из вас попробует описать свои чувства, которые родились у вас при просмотре этой картины – Мои впечатления от картины. Итак, теперь, у нас с вами есть готовый план написания сочинения по картине. | Отвечают: - О том, что на картине изображена… поздняя осень, русская природа поздней осенью. Записывают название пункта плана в тетрадь. |
8. Орфографическая и лексическая подготовка к сочинению. Теперь, мы с вами немного поупражняемся в использовании необходимых сов и преступим к написанию сочинения. Какие из представленных слов являются опорными для описания картины: снег, земля, небо, дети, ворона, береза. Попробуйте описать снег, используя эпитеты, написанные на доске: Как стеклянный дождь, укрыл землю, очень к лицу земле, порошил, щекотал лицо, белая скатерть полей, как чистые капли воды, кружился, лебяжий пух земли, порхал, танцевал, робкий и тихий, опускался, пушистый и мохнатый, опускался большими хлопьями. Объясните правописание данных слов: удивились, восторг, шагающая, выглянул, удивление, обычная, выскочила, будничная, улыбаются, палисадник, нарядная, нахлобучил, стрекочет, устилает, сочетает. С помощью толкового словаря дайте объяснение словам: Пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, палисадник. | Отвечают: Снег, небо, дети. Описывают снег, используя данные эпитеты. Объясняют правописание Работают со словарем Ожегова: Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид. Пейзажист - художник, специалист по пейзажам. Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. Живописец - художник, занимающийся живописью. Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом. |
9. Написание сочинения. Итак, ребята, теперь вы готовы писать свою творческую работу. Приступайте, желаю вам удачи. | 9. Пишут сочинение. |