г.Петропавловск
2014 г
Ход урока:
- Оргмомент.
- Приветствие учит
У:Я хочу начать урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний урок:
-Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце умным будет.
2. Чистописание. Запись числа , классная работа
Упражнение для пальцев рук: ? - Слайд №2
Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
3.Словарная работа.
На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети на местах читают вслух слово и объясняют орфограмму, подбирают проверочные слова.
(золотой-безударная гласная первая о и вторая о,проверяем первую золото, проверяем вторую –позолото)
(кольчуга-это воинский доспех старинный в виде рубашки состоящий из металлических колец)
(лесоруб – что за слово? Сложное, состоит из двух корней, первый корень лес, второй –руб ,соединительная гласная –о)
Учитель:Какую орфограмму мы повторяли во время орфографической минутки.Что это за орфограмма
Дети:Безударная гласная в корне слова
У: Какое правило для проверки безударных гласных в корне слова
Д:Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать родственное слово или так чтобы на гласную падало ударение
После этого дети переписывают в тетрадь подчёркнутые слова только существительные .
4. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное)
- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)
- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу.
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.
Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. ( Слайд 5)
Какими признаками обладает имя существительное?
(постоянными и непостоянными)
- Что относим к постоянным признакам? (ответы: род,одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)
Вопросы:
- Почему в определении существительного указываются два вопроса:
кто? что? (одуш. и неодуш.)
- Какие имена существительные называются одушевленными?
(ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…)
- Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся)
- Физминутка!
(если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели)
Ручка ,птичка,пенал, кошка , рыбка, , ведро, девочка , паук, доска, ромашка, мама.
5. Изучение новой темы.
1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
(работа в тетради,взаимопроверка)
- посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (меняются тетрадями. Ученики сверяют свои ответы с экраном.)
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) - вывод на слайде №7.
3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)
- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).
- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) .
Собственные и нарицательные имена существительные
На слайде (№9) написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:
Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
6) Что еще мы знаем об имени существительном? Какой ещё постоянный признак вы можете назвать?
Давайте поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
Под музыку дети выстраиваются у доски.
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.
Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … ) (Слайд № 15)
Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)
- Как изменяются имена существительные?
(по числам)
-Как определить число им.сущ.
Работа по учебнику, проверка.
Что ещё мы можем отнести к непостоянным признакам?
- Что мы называем склонением?
На какие группы делятся сущ. по типам склонения?
Что значит просклонять слово?
- Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)
- Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.)
Задание группам.
1группа. Найди падежу свои вопросы?
Д.п. кто? что?
И.п. кем? чем?
Т.п. кого? что?
П.п. кому? чему?
Р.п. о ком? о чём?
В.п. кого? что?
2 группа. Какие предлоги соответствуют падежу?
И.п. с, за, между…
Т.п. к, по
П.п. через, в, на
В.п. у, от, до, из…
Д.п. в, о, при, на
3 группа:
Мини – сочинение на тему «Забота о пти(С первым снегом прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном парке развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.)
- Каких существительных больше в вашем сочинении?
(существительных во множественном числе)
4 группа:Просклонять слово РИСУНОК
- Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)
- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные)
Индивидуальная работа с тестами,конспектами.(у кого красные жетоны работают с конспектами, у кого зелёные работают с тестами).
Четверо детей работают с кластером «Виноградная гроздь».Дети сдают свои работы.Ученики которые работали с кластером ,выходят с объяснением.
6. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.
- Кто все понял и запомнил о существительном?
- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
Ребята сейчас я попрошу вас прикрепить смайлики на экран обозрения соответствующие вашему впечатлению от сегодняшнего урока
- Домашнее задание.(на карточках)