kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке повторяются знания о словосочетании и предложении. Данный урок готовит детей к ГИА по русскому языку в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения"»







План - конспект урока

по русскому языку

в 9 классе

на тему

«Словосочетание и предложение.

Грамматическая основа предложения.

( Подготовка к ГИА)»





Подготовила

учитель

русского языка и литературы

Вырубовского филиала

МБОУ « Никифоровская СОШ №1»

Никифоровского района Тамбовской области

Полякова Татьяна Викторовна



Тема: Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения.

Цели урока:

- повторение сведений о словосочетании и предложении, полученных обучающимися в предшествующие годы обучения;

- закрепление навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения её;

- воспитание чувства меры, красоты и любви к родному языку.



Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- презентации учеников;

- индивидуальные тесты;

- учебник русского языка.





Ход урока:



  1. Организационный момент.



2. Словарная диктовка с последующей проверкой

+индивидуальная работа с тренажёрами

Комиссия, выращенный, преобразовать, приложение, касание, разбирать, прибрежный, растительность, фантазия, пригоревший, искусство, расщедрился, расстелить, здесь, уравнение, излагать, отрасль, компьютер, замирать, ровесник.

3. Устная синтаксическая разминка. + Синтаксический разбор.

Прослушайте предложение:

После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд с именин Онегина.

Что в предложении не совсем точно? Что искажает истину?

Ответы учащихся.

-Неправильный порядок слов в предложении…

-Как сказать правильно?

Синтаксический разбор предложения.

Учитель:

-В русском языке порядок слов относительно свободный. Но нельзя отрывать зависимые слова от слов в словосочетаниях.

Избегайте подобных ошибок в предложениях. Эти ошибки можно услышать.

Исправьте предложения.

- Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

- Столяр сделал табуретку из дуба с четырьмя ножками.

4. Мы не случайно всё это проделали. Записываем тему. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения.

Сообщение цели урока.



5. Сообщения учащихся- консультантов о видах связи в словосочетаниях.

а) согласование;

б) примыкание;

в) управление;

Основными видами подчинительной связи являются: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного.

Сочетания со связью согласование легко найти в тексте, если помнить, что в качестве зависимого (подчиненного слова) в них выступают изменяемые части речи: прилагательные (о тяжком бремени, тотальной несвободы, тягчайшим грузом), притяжательные (из вашей «Метаполитики»), относительные (какой ценой), указательные (эта мерзость) и определительные (вся мерзость, всяческих запретов), отрицательные (никакими силами), неопределенные (некоторые люди) местоимения, полные причастия (разрывающий ураган) и порядковые числительные (девятнадцатый год)

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи: наречие, инфинитив, деепричастие, простая сравнительная степень прилагательного (дети постарше), неизменяемое прилагательное (цвет хаки), существительное – несогласованное приложение (в газете «Известия»), притяжательные местоимения его, её, их. Запомнив это, вы легко найдете сочетание со связью примыкание. Да и сам термин довольно прозрачен: зависимое примыкает, то есть поясняет главное.

г) подсказка

При согласовании три требования главного к зависимому - род, число, падеж.

При управлении одно требование главного к зависимому - падеж.

При примыкании никто ничего потребовать не может.

Физминутка

6.Закрепление.

а) Блиц-опрос.

- Можно ли точно определить способ связи в словосочетании, в котором для связи зависимого слова с главным используется предлог? (управление)

- Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями? (нет)

- Одинаков ли способ связи слов в словосочетаниях:

моя дочь и его дочь?

б) Выделение словосочетаний из предложения и определение видов связи в них.



Иногда причалит с неводом туда рыбак, на ловле запоздалый. (Пушкин) 1 у доски;

(составление кластеров) 2 за доской.

в) Тест

Выпишите сочетание слов, не являющееся словосочетанием.

  1. посвящать просвещению

  2. долгожданная премьера

  3. пусть преувеличивает

Ответ: 3 . пусть преувеличивает



Выпишите словосочетание с управлением

  1. на поэтическом горизонте

  2. привлечь искренностью

  3. неизменно блистать

Ответ: 2. привлечь искренностью

Выпишите словосочетания с примыканием

1.трагически уединённая

2.подневольность положения

3.бичевать его

4. его шляпа

Ответ: 1.трагически уединённая, 4. его шляпа

Выпишите устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

  1. участвовать в собрании

  2. ставить на карту

  3. пародия на классицизм

Ответ: 2. ставить на карту

в) Что от вас требуется на экзамене?

Банк заданий В 2



Учитель.

г)Замените словосочетания синонимичными, используя другой вид подчинительной связи:



Волны моря, время обеда, капля дождя, растительность степей, свет луны, счастье семьи.

Вагон для багажа, воротник из меха, книги для детей, хлеб из пшеницы.

Смеялся с грустью, отвечал радостно.

Звуки рояля, произведение искусства.

(Образовать нельзя, так как в 1 нельзя образовать прилагательное, во 2 меняется смысл).

7. Запись текста под диктовку. Нахождение грамматических основ.

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

(По И. Постниковой).

8. Итоги урока: (творческая работа)

Штрихи

Словосочетания



9.Домашнее задание: Открытый банк заданий. Синтаксис.( стр.77-84 )

(в2,в3),упр. № 233


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Полякова Татьяна Викторовна

Дата: 07.10.2017

Номер свидетельства: 431214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "ПЛАН - КОНСПЕКТ урока русского языка в 5 классе по программе А.Е.Быстровой по теме "Предложение""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_programme_a_e_bystrovoi_po_tem"
    ["file_id"] => string(6) "488106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543422476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства