Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ урока русского языка в 5 классе по программе А.Е.Быстровой по теме "Предложение"»
ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока русского языка в 5 классе по программе А.Е.Быстровой
(учебник «Русский язык» 5 класс под редакцией А.Е.Быстровой)
Тема: «Предложение».
Цель: вспомнить, что такое предложение, уточнить и расширить знания о предложении.
Задачи урока:
- учить отличать предложение от словосочетания, находить грамматическую основу предложения;
- воспитывать умение рассуждать, правильно задавать вопросы при нахождении грамматической основы;
Оборудование:
1)учебник «Русский язык» для 5 класса под редакцией А.Е.Быстровой;
2) таблица «Предложение»
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
- Из предложений упражнения № 92 выписать словосочетания. Зачитать словосочетания (осенью в беседке, ночую в беседке, ночую часто; заглядывают с удивлением, заглядывают в беседку, заглядывают по утрам; занимают смертельно, занимают их, мои часы; подбираются осторожно, подбираются к ним, слушают тиканье, клюют часы, клюют в циферблат, клюют сильно, клюют потом).
(Один ученик зачитывает, остальные проверяют. Оцениваем ответ ученика, выставляем отметку).
3.Обобщение и повторение материала прошлого урока.
- На прошлом уроке мы с вами изучали словосочетания, давайте вспомним и повторим материал прошлого урока.
- Что такое словосочетание?
(Это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически).
- Как называются слова, из которых состоит словосочетание?
( Главное и зависимое, например,…).
-Как определить, какое слово главное, какое зависимое?
(Главное то слово, от которого ставим вопрос, зависимое слово поясняет главное, например,…).
-Назовите виды словосочетаний и как определить вид?
( Именные и глагольные, определяем по главному слову, если главное слово имя существительное или имя прилагательное, местоимение или имя числительное, то словосочетания называются именными, если главное слово глагол, то словосочетание глагольное, например,…).
- Мы с вами хорошо знаем теперь, что такое словосочетание. А словосочетание отличается от предложения?
4. Объявить тему и цель урока. Записать в тетради.
5.Словарная работа. Один ученик пишет на доске на отметку, а остальные в тетради: единица, синтаксис, пунктуация, речка, ружье, запятая, объявление, телефон, попугай, автор, биография, сочетание, каникулы, товарищ, березка.
(Проверяем слова на доске и каждый у себя в тетради. Оцениваем ответ, выставляем отметку).
6.Работа над темой урока (п.17, стр.81).
-Основной единицей языка является слово, слова соединяются в словосочетания, а словосочетания в предложения. С помощью предложений мы общаемся друг с другом, выражаем свои мысли и чувства.
-Что же такое предложение?
( ПРЕДЛОЖЕНИЕ-основная единица общения. В предложении содержатся сообщения о чем-либо или вопрос, или побуждение к действию
( совет, просьба, приказ).
-В предложении слова объединены общей законченной мыслью и интонацией.
7. Закрепление 1-й части нового материала.
- Упражнение 94. Из данных слов составить словосочетания, а затем предложение. Записать их. Сделать вывод, чем словосочетание отличается от предложения.
( По дороге зимней, по дороге скучной, тройка борзая (3 словосочетания).
По дороге зимней скучной тройка борзая бежит (1 предложение)
(Учащиеся объясняют, чем словосочетания отличаются от предложений. Вспомнили, что это предложение из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога»).
-Слова в предложении связаны не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Работа с теоретическим материалом учебника, стр.82 (разбор примера).
- Предложение имеет грамматическую основу. Из чего состоит грамматическая основа?
(Из подлежащего и сказуемого).
- Грамматическая основа может состоять и из одного главного члена – подлежащего или сказуемого:
Осень. Рано темнеет.
Без грамматической основы предложения быть не может.
-Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?