На основе данных слов объяснить, как образовались слова.
Группа «Фонетика»:
преопасный опасный
услышать слышать
выбежать бежать
Желток желтый
Глазастый глаз
Танкист танк
Группа «Лексика»:
сокурсник курс
переносица нос
вчитаться читать
Заплыв заплывать
Удар ударить
Ход ходить
Группа «Морфемика»:
диван – кровать диван, кровать
ледоход лед, ходить
зарплата заработная плата
МГУ Московский государственный университет
Обучающиеся на основе примеров, делают выводы об образовании слов.
Новые слова в русском языке образуются следующими морфологическими способами:
путем прибавления к производящей основе словообразовательных морфем: суффикса (суффиксальный способ словообразования); приставки (приставочный); приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный);
бессуффиксным способом (удар ←ударить);
путем сложения части слова с целым (пединститут ←педагогический, институт), основ с соединительной гласной (снегопад ← снег, падать), слов (маркетинг – директор);
путем соединения сокращенных основ (аббревиация): зампред ← заместитель председателя; СНГ ← Содружество Независимых государств.
Способы образования слов
Морфологический Неморфологический
Морфолого-синтаксическийЛексико-синтаксический
IV.Закрепление изученного материала.
Задание для группы «Фонетика»
От слов защита, морозить , тропа, шумный, дочь образуйте слова при помощи приставки или суффикса, определяя при этом способ.
Задание для группы «Лексика»
От слов юный натуралист; снег,падать; грязь, лечебница; Алматинский технологический университет, Министерство финансов образуйте слова путем сложения, определяя при этом способ.
Задание для группы «Морфемика»
От слов мечта, толпа, закон, простой, камень образуйте глаголы при помощи приставки и суффикса, определяя при этом способ.
«Кто больше?»
От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.
дом-и'шк-о дом-а'шн(ий)
дом-ови'т(ый) дом-и'н-а
дом-и'щ-е без-до'м-н(ый)
дом-ови'н-а дом-ик
дом-ови'щ-е дом-ич-ек
дом-у'ш/ник
дом-ов(о'й)
Распределительный диктант
Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите способ образования выделенных слов. Какое значение вносит словообразовательная морфема?
Щенок несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Отнесите ее вон. Скверная собачонка! Какая она злая! Сперва он накормил Муму хлебушком. У меня был вороненький косматый конек крепкий на ноги и довольно резвый. Он бывало посиживал на лавочке под единственным окошком флигеля. По-прежнему поплескивали волны о бока лодки. Все что он передумал и перечувствовал в эту короткую ночь, разделялось на три части. У ворот похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали.
V.Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI.Задание на дом. §18, упражнение 139, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования».
Используемая литература. Русский язык, 10 класс,З.К.Сабитова, Ф.Х.Жубуева, 2010 г.
Преподаватель:Смагулова К.А.
Карточка №1
Звук – это минимальная единица устной речи.
Карточка № 2
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Карточка № 3
Гласные звуки могут быть ударными и безударными. Гласных звуков в русском языке – шесть. Гласных букв – десять.
Карточка № 4
Согласные звуки русского языка делятся на группы: по глухости – звонкости, по твердости – мягкости. Большинство согласных образуют пары.
Карточка № 1
Словарный состав языка.
Карточка № 2
Каждое слово имеет свое (какое?) значение.
Карточка № 3
Слова могут употребляться в прямом и переносном значении.
Карточка № 4
Слова могут иметь одно или несколько значений.
Карточка № 1
Раздел науки о языке, в котором изучаются строение слова, его значимые части – морфемы.
Карточка № 2
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Карточка № 3
Слова состоят из значимых частей: корня, приставки, суффикса, окончания.
Карточка № 4
Основа – это часть слова без окончания.
Карточка № 5
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.