kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока русского языка предназначена для учителей, преподающих в старших классах, при изучении темы "Словообразование".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Словообразование"»

АТУ – ППД – 7.1./7.3-2013-03-03-02


Ф -7.1./7.3-2013-03-03-02-18





Дата











План урока № 22








Предмет:Русский язык и литература


Тема:Способы словообразования.


Тип урока:изучение новой темы


Методы обучения:метод практического обучения, словесный метод, демонстрационный


Оснащение урока:интерактивная доска, презентация по теме, карточки.


Цели урока:

а) образовательная:сформировать понятие о способах словообразования;

б) развивающая:развивать умение производить морфемный и словообразовательный разбор слов;

в) воспитательная:воспитывать чувство ответственности, умение работать в команде.


Ход урока


I. Организационный момент:Приветствие. Деление на группы. Обучающиеся, получив карточки и определившись с местом, рассаживаются.

II. Проверка знаний учащихся.

  1. Работа по карточкам.

-Прочитайте, задания в карточках и объясните, выбор вашего места.


III. Изучение нового материала.

1.Пробное действие.

Определите способ образования следующих слов.

Сбербанк, вороненький, горошина, по- летнему, ШОС.

Обучающиеся пробуют определить тему и цели урока.


2.Задания для групп.

На основе данных слов объяснить, как образовались слова.

Группа «Фонетика»:

преопасный опасный

услышать слышать

выбежать бежать

Желток желтый

Глазастый глаз

Танкист танк


Группа «Лексика»:

сокурсник курс

переносица нос

вчитаться читать

Заплыв заплывать

Удар ударить

Ход ходить


Группа «Морфемика»:

диван – кровать диван, кровать

ледоход лед, ходить

зарплата заработная плата

МГУ Московский государственный университет

Обучающиеся на основе примеров, делают выводы об образовании слов.


Новые слова в русском языке образуются следующими морфологическими способами:

  1. путем прибавления к производящей основе словообразовательных морфем: суффикса (суффиксальный способ словообразования); приставки (приставочный); приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный);

  2. бессуффиксным способом (удар ←ударить);

  3. путем сложения части слова с целым (пединститут ←педагогический, институт), основ с соединительной гласной (снегопад ← снег, падать), слов (маркетинг – директор);

  4. путем соединения сокращенных основ (аббревиация): зампред ← заместитель председателя; СНГ ← Содружество Независимых государств.



Способы образования слов


Морфологический Неморфологический



Морфолого-синтаксический Лексико-синтаксический



IV.Закрепление изученного материала.


Задание для группы «Фонетика»


От слов защита, морозить , тропа, шумный, дочь образуйте слова при помощи приставки или суффикса, определяя при этом способ.



Задание для группы «Лексика»

От слов юный натуралист; снег,падать; грязь, лечебница; Алматинский технологический университет, Министерство финансов образуйте слова путем сложения, определяя при этом способ.


Задание для группы «Морфемика»

От слов мечта, толпа, закон, простой, камень образуйте глаголы при помощи приставки и суффикса, определяя при этом способ.


«Кто больше?»

От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.


дом-и'шк-о дом-а'шн(ий)

дом-ови'т(ый) дом-и'н-а

дом-и'щ-е без-до'м-н(ый)

дом-ови'н-а дом-ик

дом-ови'щ-е дом-ич-ек

дом-у'ш/ник

дом-ов(о'й)



Распределительный диктант

Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.

Подр..сти, пирож..к, бе…дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лет..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель, переход.



Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение







Тестовые задания

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1.Направо

2. Вбежать

3. Переносить

4. Бесполезный



Найдите слово, образованное суффиксальным способом

1.Застелить

2. Нежность

3. Собеседник

4. Нефтепровод



Найдите слово, образованное приставочным способом

1.Теплоход

2.Прабабушка

3.Лесник

4.Глазастый



Найдите слово, образованное бессуффиксным способом

1.Преподавательница

2.Лесостепь

3.Антивоенный

4.Рассказ



Уровневое задание

  • Уровень 1. От данных пар слов образуйте сложные существительные. Запишите их.

Буря, ломать; газ, проводить; вода, падать; общий, жить; лед, колоть; птица, ловить; сталь варить; любить, книга; дождь, мерить.

  • Уровень 2. Произведите морфемный разбор образованных слов.

  • Уровень 3. Составьте 5 сложных предложений с образованными словами.



Творческий диктант

Употребляя данные слова, составьте связный текст. Объясните способ образования слов.

Мороженое, несмотря, благодаря, труднопроходимый, цитрусовые, зимой, многоговорящий, вышеуказанный, легкорастворимый.



Работа с учебником

Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите способ образования выделенных слов. Какое значение вносит словообразовательная морфема?

Щенок несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Отнесите ее вон. Скверная собачонка! Какая она злая! Сперва он накормил Муму хлебушком. У меня был вороненький косматый конек крепкий на ноги и довольно резвый. Он бывало посиживал на лавочке под единственным окошком флигеля. По-прежнему поплескивали волны о бока лодки. Все что он передумал и перечувствовал в эту короткую ночь, разделялось на три части. У ворот похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали.



V.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI.Задание на дом. §18, упражнение 139, составить тестовые задания по теме «Способы словообразования».

Используемая литература. Русский язык, 10 класс,З.К.Сабитова, Ф.Х.Жубуева, 2010 г.



Преподаватель:Смагулова К.А.

















Карточка №1

Звук – это минимальная единица устной речи.







Карточка № 2

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.







Карточка № 3

Гласные звуки могут быть ударными и безударными. Гласных звуков в русском языке – шесть. Гласных букв – десять.









Карточка № 4

Согласные звуки русского языка делятся на группы: по глухости – звонкости, по твердости – мягкости. Большинство согласных образуют пары.








Карточка № 1

Словарный состав языка.



Карточка № 2

Каждое слово имеет свое (какое?) значение.





Карточка № 3

Слова могут употребляться в прямом и переносном значении.





Карточка № 4

Слова могут иметь одно или несколько значений.





Карточка № 1

Раздел науки о языке, в котором изучаются строение слова, его значимые части – морфемы.





Карточка № 2

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.





Карточка № 3

Слова состоят из значимых частей: корня, приставки, суффикса, окончания.





Карточка № 4

Основа – это часть слова без окончания.







Карточка № 5

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.













































Фонетика





































Лексика





































Морфемика


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Словообразование"

Автор: Смагулова Куралай Аманбосыновна

Дата: 03.03.2017

Номер свидетельства: 397530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "139842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417801075"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока русского языка (технологическая карта) на тему: Корень как общая часть родственных слов."
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiekhnologhichieskaia-karta-na-tiemu-korien-kak-obshchaia-chast-rodstviennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "249235"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446845132"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по русскому языку "Морфемика и словообразование" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-morfiemika-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "141584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418141285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства