kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Роль прилагательных в речи. 
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут 
   знать: какую роль выполняют имена существительные в речи; 
    уметь: подбирать имена прилагательные; использовать имена прилагательные в устной и письменной речи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи" (4 класс)»

Русский язык в 4 классе

Тема: Роль прилагательных в речи.

      Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут

   знать: какую роль выполняют имена существительные в речи;

    уметь: подбирать имена прилагательные; использовать имена прилагательные в устной и письменной речи.

     Задачи: содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

·       способствовать обогащению и усложнению словарного запаса;

·       содействовать развитию связной речи через умение подбирать и использовать в тексте наиболее подходящие имена прилагательные;

·       способствовать воспитанию любви к родному языку, к родной природе;

·       создавать условия для воспитания чувства товарищества, взаимовыручки.

    Оборудование: карточки, слайды, мультимедийная установка.

 

Ход урока.

1.   Организационный момент. Психологический настрой.


Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

 

 -Собираясь сегодня на урок, я решила принести вам подарок. Вот он.

СЛАЙД 2 

-Вам нравится мой подарок?  Чего не хватает ёлочке ?

(украшений)

-Давайте украсим её. СЛАЙД 3

 -Нравится ли вам теперь это дерево? Что в нем изменилось? (появились цвета) Какие?

-А если нет украшений, как можно приукрасить предмет?

(использовать разные слова)

 -Действительно, словами можно изобразить все, что захочешь. Ведь не зря замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн сказал очень точные слова:

   Русский язык  в умелых руках и в опытных устах красив,  певуч и   выразителен.                    

СЛАЙД   4

 

2.          Чистописание

Предлагаю начать нашу работу с небольшой разминки. Внимательно послушайте мою загадку, буква, которую нам предстоит написать, обозначает первый звук слова-отгадки.

Шёл он день

И ночь подряд.

Шёл он полем,

Шёл он лесом,

Заглянул и под навесы,

Пухом лёг он

На дома. (снег)            


СЛАЙД  5 (щелчком)  

- Выделите первый звук в слове, дайте ему характеристику. А теперь аккуратно запишем  эту букву себе в тетрадь.  

- Придумайте слова-ассоциации к слову снег, причем все эти слова должны начинаться с буквы «эс». Что значит слово-ассоциация? 

Ассоциация – группа, имеющая что-то общее, объединяющее.

(снежинка, снегопад, сугроб, слой, сыпаться, сметать, стряхивать, санки, снеговик…)

Пять слов запишите в тетрадь      (после того, как слова названы)

 

3.  Сообщение темы и целей урока           СЛАЙД    6

А я придумала вот такие слова:

скрипучий, серебристый, сугроб, скользкий

(объяснить правописание пропущенных букв)

- Присмотритесь внимательно к этим словам, нет ли здесь слова лишнего?

- Почему?

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?


4. Актуализация опорных знаний

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Можно ли обойтись в речи без имени прилагательного?

- Что будет, если из речи исчезнут все прилагательные?

- Сформулируйте тему урока. (Роль имен прилагательных в речи)

- Я надеюсь, что к концу сегодняшнего урока мы будем знать…

(Для чего нужны имена прилагательные в речи? Какую роль они выполняют в речи)     


СЛАЙД     7

- И обязательно научимся… ( подбирать имена прилагательные, употреблять их в предложениях)


4. Словарно-орфографическая работа.

( работа в паре)

Игра «Зимние превращения» СЛАЙД 8

А теперь я, предлагаю поиграть в игру « Зимние превращения», но вначале объясните правописание пропущенных букв.


- Подберите и запишите в тетрадь к именам прилагательным такие существительные, чтобы прилагательное было в прямом и переносном значении.

Х…л…дное…. …. ( сердце, зима)

К…лючий…. …… ( ветер, ёж)

З…л…тое………….. ( кольцо, сердце)

Железный ……………..( характер, ключ)


- Назовите словосочетания, где имена прилагательные употреблены в прямом , в переносном значении?

- Для чего эти прилагательные используют в речи?

ВЫВОД: Имя прилагательное в прямом и переносном значении делают описание ярким, красочным, точным.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ СЛАЙД

5.    Работа над темой урока.

- Мне сегодня на электронную почту пришло странное письмо. Помогите его прочитать и расшифровать    СЛАЙД   9

…   по  …

Написал … 

.…    пойдет,

…     найдет


- Ничего не получается? Подождите, вот ещё одно письмо. СЛАЙД   10

- Прочитайте.

Белый по белому

Написал белым.

Рыжая пойдет,

Белого найдет.    (Заяц и лиса )

- Кто это?

  • Почему вы не смогли разгадать загадку сразу?  

  • Слова, какой части речи помогли понять, уточнить, о чем говорилось в загадке?

  • Какой вывод можем сделать?

ВЫВОД: Прилагательные  помогают точно, ясно описывать предмет.           СЛАЙД    11

6. Слайд-шоу «Зимняя сказка»  (работа в  группах)       СЛАЙД   12      

- Для выполнения следующего задания вам потребуется внимание, сосредоточенность и  умение  хорошо слушать, и запоминать.

- Обратите внимание на имена прилагательные.

- Приглашаю вас в зимнюю сказку.

Просмотр видео

А теперь, внимание, вопрос:

Какие имена прилагательные встретились в сказке, дополните их именами существительными с которыми они были связанны.

КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ

Одеяло (теплое)

Снег (легкий)  

Ресницы (мохнатые)

Совы (золотые)  

Сугробы (большие, белые)

Лес  (дремучий)  

Дома (сонные)

Сказка (зимняя)

  • Записать в тетрадь словосочетания, подчеркнуть орфограммы.  

(по одному представителю от группы зачитывают. )

  • Что значит золотые совы? 

  • В каком значении автор употребил  слово золотые? 

  • Замените синонимом слова  - дремучий, мохнатый.

  • Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Прилагательные делают речь выразительной. СЛАЙД   13

-А теперь обратимся к учебнику  и проверим,  верный ли вывод мы сделали.

 Чтение правила с.129

7. Физминутка.

 

8. Работа с текстом. ( работа в группе) СЛАЙД  14

  • Прочитайте текст

  • Как его можно озаглавить?

 Х…рошо в л…су в полд…нь!
Сосны развесили лапы.
Ёл…чки ст…ят под снегом.
Горят яг…ды на р…бине.

На ветках дуба л…жат шапки.

  • Давайте вставим пропущенные буквы, объяснив их написание.

  • Нравится ли вам такой текст?  Почему?

  • Чего ему не хватает? (яркости, красок, выразительности)

 

- А теперь, я предлагаю исправить текст, украсив его именами прилагательными. (работают на карточках)

 Х…рошо в л…су в …………полд…нь!
……………..сосны развесили ……..лапы.
…………….. ёл…чки ст…ят под ………снегом.
Горят ………… яг…ды на ……………р…бине.

На …………ветках дуба л…жат……… шапки.

Слова для справок: зимний, морозный, высокие, стройные, пушистые, иглистые, изумрудные, молодые, белоснежным, тихим, рубиновые, яркие, алые, заснеженной, могучих , снежные , мохнатые.

  • Что у вас получилось?

  • К какому выводу вы пришли, выполнив эту работу? (прилагательные украшают нашу речь)

 

9. Разноуровневая самостоятельная работа СЛАЙД 15

-Сейчас вы выберите себе задания по уровням, чтобы проверить свои знания.

1 уровень.

Подчеркнуть в тексте сочетания сущ.+прил.

 2 уровень.

Подчеркнуть в тексте сочетания сущ.+прил., указать род, число .

 3 уровень.

 Подчеркнуть в тексте сочетания сущ.+прил., указать род, число, падеж.


Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.   (С.Есенин)

10.    Объяснение домашнего задания.

Д/З 

Белый цвет: упр. 277

Зеленый цвет: Представьте, что вам посчастливилось очутиться в сказочном лесу, где всё преобразилось в лучах яркого зимнего солнца ... Вот  вы приподнимаете пушистую ветку ели и... Опишите, что и каким вы увидели. 

 

11.    Итог урока.

  • О какой части речи мы говорили на уроке?

  • Как изменяются имена прилагательные?

  • С какой частью речи употребляются имена прилагательные?

  • Какова роль имен прилагательных в речи?

  • Охарактеризуйте урок, употребляя имена прилагательные.


12. Рефлексия. «СВЕТОФОР»


- Все ли у вас получилось на уроке?

- Что вам хочется сказать самому себе?

Зеленые кружочки - « поднимите «Зеленые кружочки» тот, кто тему понял и может объяснить другому»

Желтые кружочки- « поднимите «Желтые кружочки» тот, кто тему понял , но не может объяснить другому»

Красные кружочки –«затруднялся выполнять большинство заданий»

Комментирование оценок.

- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи" (4 класс)

Автор: Кореева Оксана Борисовна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока русского языка на тему "Значение у употребление имен прилагательных в речи""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_na_tiemu_znachieniie_u_upotrieblieniie_imien_pr"
    ["file_id"] => string(6) "459064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519322398"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка. Тема урока:"Понятие об имени прилагательном." "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-uroka-poniatiie-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "108785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403858095"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства