Конспект урока русского языка на тему "Значение у употребление имен прилагательных в речи"
Конспект урока русского языка на тему "Значение у употребление имен прилагательных в речи"
Аннотация. Урок русского языка по теме " Значение и употребление имен прилагательных в речи" изучается в 3 классе и является первым уроком в разделе «Имя прилагательное». В ходе урока учащиеся познакомятся с ролью имен прилагательных в речи, будут учиться выявлять их признаки и определять лексическое значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учить определять лексическое значение имен прилагательных;
учить согласовывать имена существительные и имена прилагательные .
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речи через правильное употребление необходимых форм существительных и прилагательных; обогащать словарный запас новыми словами.
Воспитательные: чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки; активной жизненной позиции на основе формирования собственной точки зрения и умения её обосновать; ценностного отношения к жизни и своему здоровью. воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Тип урока:
Получения новых знаний
Планируемые результаты:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
планировать результат обучения;
делать вывод по наблюдениям;
классифицировать слова по общему признаку;
обосновывать правильность выполнения задания
Познавательные УУД: выявить особенности изменения имен прилагательных; распознавать имена прилагательные среди других частей речи; перерабатывать и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат учебной работы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
Организация образовательного пространства
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании слов на изученные орфограммы;создание условий для отработки учащимися умения находить в словах грамматическую основу; устанавливать падежи имен существительных; образовывать из одной части речи другую;
включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Обеспечение:
учебник русского я зыка для 3 класса 2 часть под изд. В.П.Канакина, В.Г.Горецкого; презентация; карты для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент (1)
Актуализация знаний.(12)
Фронтальный опрос (устные ответы – 1б )
- Какую часть речи мы изучали?
- Что такое имя существительное?
- Какие постоянные признаки имени существительного вы знаете? (одуш./неодуш., собств./нариц., число)
- Какие непостоянные признаки? ( число, падеж)
Орфографическая минутка (запись под диктовку)
2.1 Запись числа и характеристика первого согласного звука
(учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова) (2б.)
Грамматические задания (2б. +1бза разбор слова по составу)
- Подчеркните одушевленное существительное (Катя)
- Сделайте звуковую модель слова Катя, назовите количество слогов, букв и звуков, назовите ударный слог, твердый звук (нет такого), звонкий звук (нет такого), сколько звуков обозначает буква «я» в данном случае? (у доски ученик)
- Подчеркните слово во множественном числе (праздники)
- Разберите слово «подлесок» по составу (У доски работает ученик)
- Подумайте, какое лексическое значение у слова «подлесок»? (Слайды - )
2.4 Самопроверка по образцу
III. Целеполагание.(3)
Лексико-орфографическая работа
- Какие слова не являются существительными? ( зеленый, аккуратный)
- Какая это часть речи? (Прилагательное)
- Что вы знаете о прилагательном?
- С каким же значением мы употребляем прилагательное «зеленый» в речи? ( Определить цвет предмета)
- А прилагательное аккуратный? (обозначить черту характера, которая проявляется в любви к порядку и чистоте)
Слайды ( )
- Назовите тему нашего урока (Значение и употребление имени прилагательного в речи)
- Какую цель поставим перед собой? Выберите правильный вариант.
- Озвучьте задачи урока (слайд..)
IV. Работа по теме урока
1. Формулирование проблемы (3)
- Имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своем воображении. Давайте убедимся в этом. Сможете ли вы отгадать животных по признакам?
2.Игра «Угадай» (слайды)
- Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)
- Пушистый, серенький, робкий…. (зайчик)
- Лохматый, бурый, косолапый… (медведь)
- Зеленая, мокрая, пучеглазая … (лягушка)
- Мохнатая, жужжащая, трудолюбивая … (пчела)
- Молодцы! Оказывается, в речи прилагательные занимают 3 место по частоте употребления. Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
3. Практическая работа в парах. (4)
- Не обойтись без прилагательных при описании картин природы. (слайд)
- Какое время года изображено на картинке слева? Справа? Слева?
- И на одной, и на другой картинке изображен снег. Одинаков ли он?
- Поработайте в парах, определите, какие из этих прилагательных описывают снег зимой, а какие
- весенний снег. Первый и второй ряд, подчеркните карандашом прилагательные, описывающие снег зимой. А третий ряд подчеркнет прилагательные, описывающие снег весной.
3.1. Проверка по образцу (2б.)
4. Определение связи имени прилагательного с именем существительным. (2)
- С какой же частью речи связано имя прилагательное по смыслу? (предположение детей)
- Так ли это, вы узнаете, прочитав правило на странице 64.
- Отгадайте, какое существительное можно описать следующими прилагательными: веселая,
танцевальная, динамическая, короткая…. (бывает на уроке)? (физкультминутка)
5. ФИЗМИНУТКА
6. Практическая работа по учебнику (8)
- Еще раз повторим, для чего в речи употребляют прилагательные? (Описывать признаки предметов)
- Прочитайте самостоятельно задание к упражнению 110.
- Первое предложение запишем с комментированием у доски. Второе самостоятельно.
- Дополнительное задание для тех, кто закончит работу раньше – определить падежи имен существительных.
V.Рефлексия
1. Работа в группах. (2б)
- Первая и вторая группы запишут текст, описывающий первую картинку, а третья и четвертая группы – постараются описать второй пейзаж.
- Какие слова мы использовали в этом задании?
2. Оценивание
- Оцените свою работу на уроке (слайд)
VI. Итог урока, домашнее задание
- С какой частью речи мы работали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Какое значение имеет прилагательное в нашей речи?
- Домашним заданием будет упр. 111, либо упр.110 –дописать и выполнить разбор обозначенного слова по составу.