kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка. Тема урока:"Понятие об имени прилагательном."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку,  для учащихся вторых классов, УМК 21 век. Тема урока: "Понятие об имени прилагательном." В этом уроке прослеживаются все цели урока: предметные, метопредметные, методологические. Урок начинается с мотивации к учебной деятельности, затем дети определяют объект исследования, задачи, которые ставит учитель перед детьми и проблему урока. Затем дети открывают новое: узнают об имени прилагательном, о роли имени прилагательных в нашей речи, а затем делают вывод.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Тема урока:"Понятие об имени прилагательном." »

МАОУ СОШ № 2

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

СОГЛАЕВА ТАТЬЯНА

АЛЕКСАНДРОВНА

ТЕМА УРОКА: ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

ЦЕЛИ УРОКА:

Предметные:

- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;

- познакомить с существенными признаками этой части речи;

- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в

тексте и в речи;

- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;

- повторить корневые орфограммы.



Метапредметные:

- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

- развивать познавательные УУД: поиск информации, ее исследование, обработка

и систематизация;

- развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе

этого строить свою учебно-познавательную деятельность.



Методологические:

- ориентировать учащихся на мотивированную учебную деятельность;

- формировать умение работать в группах, планировать свою деятельность.



Фундаментальный образовательный объект: имя прилагательное

Урок изучения нового материла с элементами исследовательской деятельности

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.,технологические карты, листы для самооценки, чистый лист А4, заготовки для кластера, экран, проектор, презентация, цветок «ромашка», лепестки ромашки.



ХОД УРОКА.

  1. Мотивация к учебной деятельности

ЦЕЛЬ: Замотивировать детей на работу



Всем известно мы – способные ученики!

Любая тема нам по плечу,

С проблемой справимся с любой –

Ведь мы – исследователи, друг мой!



- Сегодня мы будем исследователями на уроке русского языка.



2.Определение объекта исследования, задач и проблемы урока



УУД: регулятивные



- Откройте тетради, запишите число. Чтобы определить тему урока, послушайте стихотворение:



Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!



- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Значит, что будем исследовать? (имя прилагательное).

- Что бы вы хотели вспомнить и узнать новое об этой части речи?

(Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Какую роль играет в предложениях и в речи?)



- Ребята, имя прилагательное – очень интересная часть речи. А вот какую роль она играет, нам сегодня нужно будет определить. Сформулируйте проблему урока:

Имя прилагательное – важная часть речи!



- Перед вами цветок «ромашка» – это имя прилагательное. По мере исследования будем приклеивать лепесточки. Но это только начало. Посмотрим, какой красивый цветок получится, когда изучим всю тему. Оценивать свою работу помогут вам листки самоконтроля. За каждое письменное задание ставьте себе оценку. В конце поставите средний балл. Ну что ж, к новым открытиям!



3.Открываем новое (30 мин)



УУД: познавательные (основаны на знаниях 2 класса), регулятивные.

Учимся отличать имя прилагательное от имени существительного

На доске прочитайте слова:

Белизна широкий

Желтизна добрый

Доброта белый

Широта желтый



- Что можем сказать о них? (однокоренные)

- Прочтите пары однокоренных слов

- Докажите, что данные слова являются однокоренными.

- Скажите, что называют все эти слова: предмет, признак или действие? (признак)

-Если все слова обозначают признак, я могу сказать, что все слова являются прилагательными? (Нет, т.к. отвечают на разные вопросы).

- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? Какой частью речи они являются? Что обозначает имя существительное? А почему имена существительные получили такое название? (потому что они обозначают все то, что существует)

- на какой вопрос отвечают слова 2 столбика? Какой частью речи они являются? Что обозначает имя прилагательное?

- итак, что нужно сделать, чтобы отличить имя прилагательное от имени существительного?

Составим алгоритм наших действий.

Алгоритм

  • 1.Узнать об имени прилагательном.

  • 2. Роль имен прилагательных в нашей речи

  • 3. Сделать вывод.



Вывод: чтобы отличить прилагательные от существительных, обозначающих признак, нужно задать вопрос.

(запись в тетрадь пар однокоренных слов, корень выделяем) – взаимопроверка

- Узнали новое, приклеим листочек

Понятие «Имя прилагательное»



УУД: коммуникационные

- Давайте систематизируем наши знания с помощью кластера-определения (что это такое – вам известно). Будем работать в группах (по 5 человек). Все необходимое лежит на парте. Ваша задача составить кластер-определение имени прилагательного, выбрав нужную информацию.

(Заслушиваем представителя от 1 группы, остальные оценивают результат своих работ).

- Молодцы, ребята, хорошо справились с данным заданием.

- Клеим листочек

- Итак, на какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что обозначает?

- А что означает слово «прилагательное»? (предположения детей)

- К чему оно прилагается? (предположение, что к имени существительному)

- Прежде чем ответить на данный вопрос, отдохнем! (текст разминки в приложении 1)



Физическая минутка (Читаю текст. Услышав имя прилагательное, дети должны подпрыгнуть)



Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.



Подберите по одному имени прилагательному к предложению (слова записаны на доске)

(учащиеся работают в группах, каждая группа со своим предложением)



1 группа

Под кустом притаился…. зверек.

2 группа

У него….. уши, …..хвост.

3 группа

Тело покрыто …..шерстью.

4 группа

Есть ….и … зубы, но обороняться ими он не может.



- Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное?

- Запишем с комментированием данные словосочетания.



Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному

- Если это доказали, то еще один листик появился на веточке.



Учимся точному употреблению имен прилагательных в речи

(на экране тексты)



- Прочтите 1 текст:

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.



- Прочитаем 2 текст:

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.



- Что заметили?

- О чём первый текст? О чём второй текст? Можно ли эти тексты считать одинаковыми? Докажите.

- Что же отличает первый текст от второго? (Наличие прилагательных, с ними текст получается красивее). Для чего нужны прилагательные? (Для красоты описания).

- Во втором тексте используется прилагательное «последний» для описания снега. Но это прилагательное не такое красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». Тает пушистый снег. (Нет. Прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег).

- списать в тетрадь тот текст, который вы считаете более красивым, нежели другой.

Вывод: имена прилагательные нужны для красоты, разнообразия и точности описания.

- Еще один листик у нас появился.



- Продолжим весеннюю тему. Хоть на дворе март, но все мы видим, что зима не торопится покидать нас. Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег (на слайде картинки).



Роль имен прилагательных в тексте

(Работа с учебником)



- А сейчас будем наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте.

- читаем текст про себя, затем вслух.

- представили себе мяч?

- а теперь уберем из текста все имена прилагательные. Читаем.



Вывод: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

- Приклеим листик к веточке.



4. Подведение итогов, рефлексия



УУД: коммуникационные, регулятивные



- Что такое имя прилагательное?

- Для чего в нашей речи нам нужны имена прилагательные?

- Что уточняют имена прилагательные?

- Что можно описать с помощью имён прилагательных?

- Итак, ответим на проблемный вопрос урока: Имя прилагательное – важная часть речи?!

- Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной!

- оцените себя с помощью листа самоконтроля.

- А теперь посмотрим, сколько нового нам пришлось сегодня узнать и открыть.

- Какие ваши впечатления об уроке?

(слайд 11)



5. Домашнее задание.



УУД: личностные, познавательные



Дифференцированное:



1) составить текст – описание на тему «Весна»

2) с помощью имен прилагательных описать любые 5 имен существительных.










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка. Тема урока:"Понятие об имени прилагательном."

Автор: Соглаева Татьяна Александровна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108785


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства