kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" (5 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Правописание приставок" в технологии коллективного способа обучения предназначен для 5 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" (5 класс).»

Урок в технологии коллективного способа обучения

«Правописание приставок» (5 класс).

Родченко Ольга Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Лицей с кадетскими классами

имени Г.С.Шпагина»

города Вятские Поляны Кировской области


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии КСО.

Цели по содержанию:

Образовательная-способствовать осмыслению и усвоению правил «Правописание з и с на конце приставок». Ознакомить с правописанием и значением приставок –пре и –при. Научить отличать з и с, пре и при в приставках и корнях слов. Способствовать развитию умений применять правила на письме.

Развивающая-продолжить развивать умения работать с учебным материалом;

Развивать речевые умения и навыки;

Способствовать развитию творческой деятельности учеников.

Воспитательная-показать смысловое значение приставок, применение их для создания красивой правильной речи;

Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в прцессе технологии КСО.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

    1. Русский язык; Учебник для 5-го Кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская,С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-6-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2000.

    2. Соколова Г.П. Уроки русского языка:6-й Кл.:Книга для учителя:Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1986;

    3. Бабайцева В.Л., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебное пособие для 5-9 кл. общеобразоват. Учрежден.-М.: Просвещение; 1976.

    4. Карточки с заданиями.

    5. Репродукции Бакшеева «Голубая весна», Ромадина «Розовая весна».

    6. Д.Н.Ушаков и С.Е.Крючков. Орфографический словарь.-М., Просвещение,1976г.



Основные этапы урока.


Основные этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Организационный момент.

Приветствует. Определяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.

2. Целеполагание и мотивация.

Организует постановку учащимися цели на урок. Осуществляет мотивацию.

Ставят цель на урок.

3. Актуализация знаний.

Проводит беседу по опережающему домашнему заданию.

Отвечают на вопросы учителя. Делают сообщения. Читают сочинения миниатюры. Делают записи в тетради.

4. Изучение нового материала





5. Закрепление и применение знаний.

Предлагает ученикам карточки по теории для самостоятельной работы. Поясняет, что работу надо выполнять по алгоритму.


Предлагает 1)выполнить самостоятельную работу и проанализировать её результаты;2)подготовиться к ответам на вопросы(практическое задание);3)обсудить в парах правила правописания приставок.

Получают карточку своего варианта. Приступают к выполнению задания. Обсуждают ответы на вопросы с партнёром в паре (по 4 задания.)

Выполняют самостоятельную работу. Обсуждают результаты, делают вывод.

6. Самоконтроль.

Предлагает проверочное задание по усвоению нового материала и организует взаимопроверку.

Выполняют задания, проводят взаимопроверку с партнёром в паре, сверяясь с записями на доске.

7. Подведение итогов.

Организует обсуждение результатов работы. Высказывает суждение о достижениях на учебном занятии.

Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели урока. Оценивают достижения в листке учёта, отмечая номера заданий, которые были самыми сложными.

8. Домашнее задание.

Предлагает прочитать записи в тетради-памятке. Выполнит задания творческого характера по орфографическому словарю

Записывают задания в дневник, задают уточняющие вопросы.


Теория.

Карточка №1.


Выучи и выполни самостоятельно.

Обращайся к таблице (на доске).

1.Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок.

Об-; обмерить-обтесать.

2.В конце приставок может быть беглый гласный о: предоставить, представить.

Алгоритм работы.

1.Расскажи партнёру и помоги ему усвоить тему.

2.Попроси его ответить на вопросы, привести примеры.

1Как пишутся гласные и согласные в приставках?

2Докажите, что беглый гласный может находиться в приставке.

3.Поменяйтесь карточками. Предлжи партнёру выполнить эти задания.

4.Оцени работу партнёра.

Теория.

Карточка №2.

1.В приставках роз-(рос) –раз(рас) под ударением пишется о, без ударения-а: розвальни, но развалить.

2.Приставки произносятся по-разному, например, втолкнуть[ф] (произошло оглушение перед глухим т). Сгиб[з] (озвончение перед звонким г). Сжечь[жж].

Алгоритм работы.

1.Расскажи партнёру и помоги ему усвоить тему.

2.Попроси его ответить на вопросы, привести примеры.

1.Когда пишутся о и а в приставках роз(рос) и раз(рас)?

2.Какие орфоэпические явления происходят в приставках?

3.Поменяйтесь ролями.

4.Оцени работу партнёра.


Теория.

Карточка №3.

Выучи и выполни самостоятельно.

Обращайтесь к таблице(на доске).

1.В приставках, оканчивающихся на з и с, перед звонким согласным пишется з, а перед глухим-с. Источник, изгиб.

2.В словах здесь, здание, здоровье, ни зги(не видно) всегда пишется з, т.к она относится к корню и не является приставкой.

3.В словах расчёт, расчётливый пишется одна с, т.к. корень чёт. Например, сопоставим: перечёт. Но в словах рассчитать, рассчитывать пишется две с, т.к. корень счит, сопоставим: обсчитать, пересчитывать.


Алгоритм работы.

1.Расскажи партнёру и помоги ему усвоить тему.

2.Попрси его ответить на вопросы, привести примеры.

1.Когда пишется з и с на конце приставок?

2.Почему в словах здание, здоровье, здесь пишется з?

3.Почему по-разному пишутся слова расчёт, рассчитать?

3.Поменяйтесь ролями.

4.Оцени работу партнёра.

Теория.

Карточка №4.

Выучи и выполни самостоятельно.

Обращайся к таблице(на доске).

1.Изучи значение приставок пре- и при-(стр.377). Прими к сведению, что пре и при могут а)входить в состав корня, например: приключение, приятно; б)приставки пре и при имеют неясное значение: преобразовать, преодолеть.(нужно обращаться к орфографическому словарю).

Алгоритм работы.

1.Расскажи партнёру и помоги ему усвоить тему.

2.Попроси партнёра ответить на вопросы, привести примеры.

1.Какие значения имеют приставки –пре и –при?

2.Приведите примеры, когда –пре и-при являются частью корня.

3.Приведите примеры, когда –пре и-при имеют неясное значение.

3.Поменяйтесь карточками. Предложи партнёру выполнить зти задания.


Практика.

Карточка№1.(1 вариант)

1.Спишите, вставляя нужную букву.

Обозначьте орфограмму в словах:

    1. по..держка

    2. р..спускать

    3. с..гнуть-..гибать

2.Обозначьте транскрипцией фонетические изменения в пристаках:

1) сжульничать

2) вписать


Практика.

Карточка №1.(2 вариант)

1.Спишите, вставляя нужную букву.

Обозначьте орфограмму в словах:

  1. п..сориться

  2. р..звальни

  3. от..слать-о..сылать

2.Обозначьте транскрипцией фонетические изменения в приставках:

1) сжечь

2) сдерживаться


Карточка №2.(1 вариант)

Найдите и выпишите слово с буквой з в приставке.

а) ..дравствуйте

б)..гиб

в)ра..думать

г) рас..читаться

Карточка №2.(2 вариант)

Найдите и выпишите слово с буквой с в приставке.

а) бе..вкусный

б) ..дача

в) чре..вычайно

г) ..дание



Карточка №3.(1 вариант)

Вставьте и напишите в словах з или с.

(Всё слово писать не нужно).

  1. ра..чесаться

  2. бе..цельно

  3. бе..конечно

  4. ра..цвести

  5. ни..вергаться


Карточка №3.(2 вариант)

Вставьте и напишите в словах з и с.

(Всё слово писать не нужно).

  1. ра..целоваться

  2. ра..грести

  3. бе..крайняя

  4. ра..вет

  5. ра..таял

Карточка №4.(1 вариант)

Обозначьте условия выбора –пре и –при в словах:

  1. пр..ве..ствовать

  2. пр..сечь

  3. пр..озёрный

  4. пр..мудрый

Выпишите слово, соответствующее модели

Выполните словообразовательный и морфемный разборы.

Карточка №4.(2 вариант)

Обозначьте условия выбора –пре и –при в словах:

  1. пр..ти

  2. пр..огромный

  3. Пр..балтика

  4. Пр..ступить закон

Выпишите слово, соответствующее модели

Выполните морфемный и словообразовательный разборы.


Карточка№5.(1 вариант)

1.Замените слова и словосочетания словом на з и с и запишите.

1) мотор без шума-

2) надеяться-

3) конская упряжь-

2.Подберите к данному фразеологизму синоним и запишите словосочетание

Превозноситься до небес-

Карточка №5.(2 вариант)

1.Замените слова и словосочетания словом на з и с и запишите.

1) ночь темна-

2) наикротчайшие сроки-

3) чересчур-

2.Подберите к данному фразеологизму синоним и запишите словосочетание

Превратиться в слух-


Карточка №6.(1вариант)

1.Найдите в орфографическом словаре три слова с приставкой с, выпишите, обозначая орфограмму.

2.Сочините и запишите 1 прдложение на тему «Весна» с использованием орфограммы «Зи С на конце приставок».

Карточка №6.(2 вариант)

1.Объясните, используя орфографический словарь, значение слов преемник и приёмник.

2.Сочините и запишите 1 предложение на тему «Как я учусь в школе» с использованием слов на –пре и –при





Алгоритм работы.

  1. Выполните задания своего варианта.

  2. Обсудите ответы на вопросы с партнёром в паре по варианту. В случае затруднения обращайтесь к консультанту варианта.

  3. Поменяйтесь ролями с партнёром в паре по парте.

  4. Проверьте результаты выполнения задания с партнёром в паре по парте.

  5. Оцените работу партнёра.

  6. Поблагодарите друг друга за работу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" (5 класс).

Автор: Родченко Ольга Геннадьевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365790

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка  «Правописание приставок» "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "144107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418655511"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Правописание приставок рас-, раз-."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_pravopisanie_pristavok_ras_raz"
    ["file_id"] => string(6) "519822"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568589483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства