Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Правописание приставок рас-, раз-.»
Конспект урока русского языка в 3 классе (ПНШ)
Тема урока: Правописание приставок раз-, рас-.
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью научиться правильно писать слова с приставками раз- и рас- и выделять приставки в словах.
1. Формировать умение правильно писать слова с приставками на з-, с-. 2. Развивать умения формулировать и выводить правила. 3. Прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
Задачи:
Предметные:
знать, как пишутся приставки раз-, рас-; находить в тексте слова с приставками раз-, рас-;
правильно выделять приставки в словах; уметь работать с Обратным словарём и находить в нём слова с приставками раз-, рас-; уметь работать с Толковым словарём и находить в нём разъяснение необходимых слов.
Метапредметные:
Регулятивные:учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные:различать приставки и предлоги; знать, как правильно писать слова с приставками раз- и рас-; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; уметь самостоятельно создать алгоритм правописания приставок раз-, рас-; уметь формулировать правило по написанию приставок раз-, рас-.
Коммуникативные: уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения правописания приставок и успешного применения их в словах; понимать значимость правильного написания приставок.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, оглянитесь, молча поприветствуйте гостей. Присаживайтесь.
Если у вас хорошее настроение - похлопайте в ладоши.
Если у вас есть друг - улыбнитесь.
Если вы готовы к уроку – поднимите руку.
Я предлагаю взять девизом нашего урока следующее высказывание. Прочитайте.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
- Читает один ученик.
- Как выдумаете, какое слово главное в этом изречении?
- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет. Должен сам захотеть)
- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
- Сегодня на уроке будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется.
- Откройте тетради запишите дату 28 января и вид работы Классная работа.
- Познакомьтесь с листом самооценки.
2. Актуализация знаний.
- Начнём урок с повторения.
- Для этого проведём небольшую игру «Веришь – не веришь».
- Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите “1”, если нет – “0”. (Один ученик удоски)
1)Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (1)
2) Приставка со словами пишется слитно. (1)
3) Основа – часть слова без окончания. (1)
4) Окончание – это часть слова, стоящая после корня, образующая новые слова. (0)
5) Корень –главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. (1)
6) Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень. (0)
Проверка: 1, 1, 1, 0, 1, 0.
- По какой теме повторили материал? (Состав слова)
- Сверьтесь с ответами.
- Кто допустил ошибку?
- Какие рекомендации можете дать тем, кто допустил ошибки?
- Оцените себя. (Лист самооценки)
-Зачем повторяли?
3. Определение темы и постановка цели урока.
- Прочитайте слова, записанные на доске гла . ки, кра . ка, ука . ка, ра . говор, ра . двинуть, ра . ширить. - Я вам их озвучу.
- Какие части речи есть среди слов? (сущ., глаголы)
- В какой части слова пропущены буквы? (в корне и приставке)
- Какое задание можно выполнить со словами? (Вставить букву. Распределить на группы)
- Распределите на группы в зависимости от места пропуска буквы в слове в приставке или в корне и вставьте буквы.
-Работать будете в парах.
- Кто бы хотел поработать у доски парой?
- Если у вас возникает сомнение в слове. Оставляйте пустое место для буквы.
Проверка:
- Какая орфограмма в словах пропущена? (Парные согласны в корне слова.)
- Объяснить написание.
- Выделить корень в словах.
- В приставках какие буквы нужно было вставлять? (С,З)
- Кто затруднился?
- Почему затруднились? (Мы с вами ещё не знаем правило). Вставить буквы в данные слова мы с вами сможем позже, после того, как узнаем привило их написания.)
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Тема урока: Правописание приставок рас-, раз-.
- Откройте учебник и проверьте правильно ли мы сформулировали тему урока. Стр.17 - Какие цели сегодня мы перед собой поставим? (Учиться писать слова с приставкой рас-,раз-)
1. Сформулировать правило написания приставок рас-, раз-.
2. Научиться правильно писать слова с приставками рас, -раз. (алгоритм).
3. Подбирать самостоятельно слова с приставками рас-, раз-, находить в тексте.
4. Работа над новой темой.
1. Самостоятельная работа в парах по учебнику.
- Приставки как пишутся со словами? (слитно)
- Предлагаю поработать с учебником.
- Откройте учебник на стр.18
- Прочитайте внимательно задание к упр.10
- Какие шаги необходимо выполнить?
1.Словарь стр.179 Глаголы на –ать 1 столбик
2.Выпиши в два столбика слова с приставками раз- рас-
3. Подчеркни букву, с которой начинается корень.
4.Какая приставка пишется, если корень начинается
со ЗВОНКОГО согласного?
А если с ГЛУХОГО согласного?
Проверка:
-Сверьтесь с доской, оцените себя, если у вас всё так же.(Лист самооценки)
разломать расписать
разбросать расхватать
разболтать раскатать
распечатать
расшатать
рассчитать
растоптать
Составление модели правила.
- С каких согласных начинается корень в словах в первом столбике? (Со звонких). - С каких согласных начинается корень в словах во втором столбике? (С глухих).
- Какой вывод можем сделать?
^ Вывод:если корень начинается со звонкой согласной, пишем приставку раз-; если корень начинается с глухой согласной, пишем приставку рас-.
Физминутка
3. Создать новое открытие знания
- А сейчас игра-соревнование. Кто быстрее? Объединитесь в группы. Выполните задания в группах. Цель игры - сделать новое открытие знаний.
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
(вывешиваю на доске листы, дети комментируют «Что заметили интересного? Получилось ли открыть новые знания?)
Вывод: приставка раз- пишется в словах, у которых корень начинается с гласных. МОДЕЛЬ
-Оцените свою работу на данном этапе урока (Лист самооценки)
-У нас получилась модель правила.
-Кто может сформулировать правило?
-Где можем проверить правило?( В учебнике)
4. Чтение правила в учебнике. Стр.18 СЛАЙД - Анишит Йокоповна создала нам одну трудность. Сейчас нам предстоит не просто прочитать правило, а выбрать из двух вариантов слов верное, чтобы получилось правило. Каждый карандашом поставьте точку около того слова, которое выберете в скобках.
Приставка РАЗ- пишется в словах, корни которых начинаются с гласных или (звонких? глухих?) согласных.
Приставка РАС- пишется в словах, корни которых начинаются с (звонких? глухих?) согласных.
(Учащиеся читают правило, выбирают верное слово и называют его.)
- Кто выбрал такие же слова?
- Оцените свою работу на данном этапе урока (Лист самооценки)
- Расскажите друг другу правило.
Итог: - Что сейчас сделали? (вывели правило написания приставок рас- или раз-)
5. Решение проблемной задачи.
- Вернёмся к словам, которые у нас вызвали затруднение в начале урока.
- Сможете вставить теперь правильно букву? Вставьте , запишите в тетрадь, в паре.
- У доски поработают два ученика.
- Послушаем учеников.
РАСШИРИТЬ
РАЗУЧИТЬ
РАЗДВИНУТЬ
6. Составление алгоритма работы с правилом.
- А чтобы применять правило, что нам нужно? (Алгоритм работы со словом)
- Составим алгоритм работы со словом
1) Выдели корень
2) Обозначь первую букву корня
3) Определи, какой это звук (звонкий / глухой)
4) Примени правило
7. .Закрепление умения применять новые знания
- Правило вывели, алгоритм составили, что нужно теперь сделать? ( потренироваться в написании слов с приставками рас-,раз-)
1)Комментированное письмо
.- Возьмите карточку. Как вы думаете какое задание? Образуйте слова с приставкой рас- или раз-, записать, с объяснением по цепочке.
раз-
рас-
говорить
разговорить
дарить
шить
дёргать
обидеть
писать
смотреть
-Какое слово отличается от других?(рассмотреть – удвоенная согласная ), почему удвоенная(одна с в приставке, другая в корне)
- Что делали сейчас?
2). Решение проблемной задачи.
- Вернёмся к словам, которые у нас вызвали затруднение в начале урока.
- Сможете вставить теперь правильно букву? Вставьте , запишите в тетрадь, в паре.
- У доски поработают два ученика.
- Послушаем учеников.
РАСШИРИТЬ
РАЗУЧИТЬ
РАЗДВИНУТЬ
3). Выборочное письмо.
- Перед вами отрывки из произведений детского писателя. Кто прочитает?
- Кто автор? (К.Чуковский)
- Какое задание? Вставить приставку рас- или раз-. Выписать слова в тетрадь.
1вариант - с приставкой рас-
2вариант - с приставкой раз-.
Проверка: фронтальная.
- Назвать слова с приставкой рас- (рассердился, расфуфырили, расскажет)
- Назвать слова с приставкой раз- (развяжите, разболелись, разъярённых)
-Что делали?
- Оцените себя (Лист самооценки)
4) Тест
- Ну а теперь выполним небольшой тест
- Выделить букву с правильным ответом к заданию
Отметьте правильный ответ: 1. Слово с приставкой раз- а) ра..шуметься б) ра..утюжить в) ра..толочь г) ра..шевелить 2. Слово с приставкой рас- а) ра..статься б) ра..думать в) ра..давать г) ра..говориться 3. Слово с приставкой рас- а) ра..задорить б) ра..водить в) ра..шуметься г) ра..жимать
Проверка:
- Сверьтесь с доской.
1. б)
2. а)
3. в)
- Оцените себя (Лист самооцеки)
8. Рефлексия. Итог урока.
- Вернёмся к цели урока, которую ставили.
- Посчитайте в листе самооценки ск. « +» и ск. –
- 0 – «5»
- 1-2 – «4»
- 3 – «3»
- 2 – «2»
Закончить фразу:
9. Домашнее задание
гла . ки
кра . ка
ука . ка
ра . говор
ра . двинуть
ра . ширить
Правописание
приставок
рас- , раз- .
Учиться писать слова с приставками рас- , раз- .
Правило
Алгоритм
Работа со словами
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разобидеть
разоружить
разучиться
разуметь
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разочаровать
разохаться
разубедить
разодеться
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разулыбался
разукрасил разобщать
разахаться
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разузнать
разувериться
разутюжить
разыграть
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?
4. Сделай вывод. Изобрази модель правила.
разобидеть
разоружить
разучиться
разуметь
Задание:
1. Прочитай слова. Выдели в них приставку.
2. Какая буква пишется на конце приставки? Подчеркни её.
3. А теперь подчеркни букву, с которой начинается корень каждого слова. Какой звук она обозначает?