Ход урока. Организационный момент. Учитель: Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем гостей! – Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадки. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом - Чудеса увидишь в нём! Подсказка: Город этот не простой, он дремучий и густой. ! (Лес) Слайд 1(изображение леса) Минутка чистописания. Учитель: Начнем с минутки чистописания. н нн -1стр. – Какое правило напоминает вам это соединение? (написание слов с удвоеннй согласной) 3.Актуализация знаний. На доске записаны слова: «длина», «рано», «весна» – Образуйте от этих слов слова с удвоенной согласной. Написание слов с удвоенной согласной. Записывают слова: «длинный», «ранний», «весенний» – Какой частью речи являются эти слова? (Именами прилагательными) 4.Постановка учебной задачи,темы урока. -Мы закончили изучение этой замечательной части речи. Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? (Ответы детей) -Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Тема нашего урока: Обобщение знаний об имени прилагательном. Слайд 2 Учитель: Какие цели мы поставим перед собой? Дети: обобщить все знания об имени прилагательном, находить в тексте имена прилагательные, изменять их по числам, правильно употреблять в речи. Что такое имя прилагательное? Слайд 3 \ Учитель: Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучение раздела об имени прилагательном, и вам предстоит обобщить полученные знания. 5.Совершенствование знаний об имени прилагательном. Слайд 4 Работа в парах. -Прочитайте слова,разделите их на группы. Стол,пчёлка,синее,падает,идёт,хищная,ворона,большие,играет,бежит,снег,бе-лый. -Сколько групп получилось? (3 группы-им.существительные -им.прилагательные -глаголы) -Как отличить прилагательные от других частей речи?(по вопросам) -Запишите только прилагательные. .Выделите орфограммы. *-Укажите число прилаг. Взаимопроверка . Роль имени прилагательного в русском языке 1) Работа с двойным текстом - Продолжим наше исследование-путешествие - Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные? Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста : слайд 5 Наступила весна. Наступила ранняя весна. Тает снег. Тает последний снег. Журчат ручьи. Журчат звонкие ручьи. Светит солнце. Светит ласковое солнце. Летят птицы. Летят перелётные птицы. Учитель: О чем первый текст? Дети: О весне. Учитель: А второй текст о чём? Дети: О весне. Учитель: Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете? Дети: Наличие прилагательных. Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? Дети: Они сделали текст более красивым, интересным. Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? – Какой вывод можно сделать о роли имен прилагательных в русском языке?
Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.
– Спишите второй текст-для слабых Работа по учебнику с. 99, № 2. * Работа с деформированным текстом. Описание предмета с помощью имен прилагательных Работа по рядам-устно -Попробуйте наиболее точно описать зимний-1ряд и весенний-2 ряд снег. На доске слова: колючий, искристый, серебристый, серый, последний, мокрый, грязный, пушистый, мягкий, рыхлый, белый. Слайд 6,7-проверка
Физкультминутка: Сели все правильно, прижались к спинке стула, руки опустили вниз, ноги поставили на пол, выполняем гимнастику для глаз - Посмотреть вверх, затем вниз. - Посмотреть вправо, затем влево. Быстро и легко поморгать глазами, “как мотылек”. С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать. Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки. Приблизить палец к носу, посмотреть на нос. Закрыть глаза, улыбнуться немного так посидеть. Представьте ,что вы в весеннем лесу. - Сейчас мы отправимся в оживший весенний лес. В лесу живут животные и растут растения. - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно угадать, о чём или о ком идёт речь-кто прячется в лесу. Игра. Отгадай «Кто это?» Отгадывание загадок
Ходит хмурый и голодный? (Волк) Рогатый, гордый, длинноногий- (Олень) Колючий вдоль и поперёк. (Ёж) Учитель: С помощью чего вы определили, о ком идёт речь? Дети: С помощью имён прилагательных Учитель: Теперь попробуйте сами описать предметы у себя в тетради с помощью имен прилагательных Работа в группах (раздаю карточки со словами- лягушка,лиса,жираф,медведь) Подбирают им.прилагательные ,называют поочерёдно в группах,угадывают животное. - Учитель: Какую роль играют имена прилагательные? Дети: Имена прилагательные помогают описывать предмет,сравнивать – Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер,внешний вид,качества) Значит, что обозначают имена прилагательные? Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства. Животный и растительный мир – это удивительный мир нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных и растениях. Продолжаем наше путешествие по лесу. Прочитайте,составьте загадку о лесном жителе,отгадайте: Беленькие ,на ,ножке,зелёной ,горошки. Запись с ком-м загадки,отгадки-ландыш Пояснение: ландыши появляются в мае - начало июня. -А какие ещё весной распускаются цветы? (подснежники, одуванчики) Проверка дом.задания. Загадки о растениях,овощах,фруктах с именами прилаг-ми Уч-ся читают и отгадывают. - Ребята, а сейчас приготовьтесь угадывать те загадки,которые вы придумали дома о растениях,фруктах.овощах Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: с прилагательными текст становится красивее. Именно имена прилагательные нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии. Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Задание: прочитать стихотворение, выбрать имена прилагательные и определить, в каком значении они употреблены. В тетрадь записать только слова в переносном значении. Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живою: «Я весну и солнце Принесла с собою...» Работа со словом живая. Обобщение материала: Учитель: Ребята, вот мы с вами все повторили, сделали столько заданий. Всё ли вам было понятно? А чтобы мне убедиться, хорошо ли вы усвоили материал я задам вам последнее задание. У каждого на парте лежат лепестки со словами относящиеся к имени прилагательному, имени существительному и глаголу. Ваша задача выбрать только имена прилагательные и по очереди сформировать наш букет знаний. (получилась ромашка) Рефлексия Учитель: для чего же в русском языке необходимы имена прилагательные?(Ответы детей) Учитель: Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему? Итак, ответим на главный вопрос урока: «Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?» Дети: Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее. 7. Подведение итогов, оценивание Выставление оценок. Проговаривание домашнего задания. |