Тема урока | «Обобщение знаний об имени прилагательном» |
Дата | |
Тип урока | Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения) |
Цель деятельности учителя | Обобщить знания об имени прилагательном, закреплять умения определять число имён прилагательных; развивать речь учащихся (умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, прилагательные-антонимы) развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах, доказывать свою точку зрения, принимать мнение окружающих, свойства внимания, мыслительную деятельность учащихся ( наблюдение, сравнение, делать умозаключение) воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение, воспитывать бережное отношение к природе. |
Планируемые результаты (предметные) | Находить грамматическую группу слов – имена прилагательные, отличать от других частей речи; находить существенные признаки имён прилагательных; составлять словосочетания сущ. + прил., определять число имен прилагательных, повторение знаний о синонимах и антонимах, формирование орфографической зоркости. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Владеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользо-ваться учебником, строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-след-ственные связи, проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления; выполняют действия по инструкциям, участвуют в диалоге, общей беседе; строят мо-нологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
Личностные результаты | Представляют значение знаний русского языка в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин, владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях и условиях; умеют находить выход из спорных ситуаций; воспринимают речь учителя и одноклассников, обращённую к ним. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи, имена существительные, имена прилагательные, текст-повествование, текст-описание, предложение, |
Образовательные ресурсы | Рабочая тетрадь, презентация к уроку. |
Оборудование к уроку | Сигнальные карточки, конверт с заданиями, интерактивный комплекс SMART |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент. |
Титульный слайд Приветствует учащихся. Активизирует учащихся. Эмоционально на-страивает на работу. Создаёт условия для рабочей установки на урок. Слайд № 2 (Солнце) Солнышко весеннее смотрит к нам в окно. Как же это здорово! На нам не до него. Не сердись ты, солнышко, Не грусти без нас. Ведь уроки русского нам важней сейчас. Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Как тихо ходит солнышко по небу, так же тихо присядем и мы.
Слайд 3 (Солнце на ладони) Пусть каждый солнечный лучик не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности и уверенности в знаниях.
- Чтобы буквы были написаны правильно и красиво, мы сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения: Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает.
Покатать ручку между ладонями. Проверьте свою посадку. - Теперь откройте свои тетради и запишите 14 апреля. Классная работа. | Слушают учителя. Демон-стрируют готовность к уроку, организуют рабо-чее место, проверяют на-личие индивидуальных учебных принадлежно-стей на столе. | К – планируют учеб-ное сотрудничество с учителем и сверстни-ками. Л – понимают значе-ние знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемо-му предмету. |
2. Чистописание |
Слайд 3 (Загадка о весне) -Чтобы узнать, какую букву будем писать, отгадайте загадку. Она придёт вслед за зимой, Тепло подарит нам с тобой, разбудит землю ото сна. А как зовут её? …(Весна) Слайд 4 (Отгадка и картинка с девушкой- весной) -Назовите первый звук в слове весна. Дайте характеристику звука [в']. Дайте характеристику звука [в]. Какая буква на письме обозначают звуки [в], [в'] ? Слайд 5 (Письмо букв В, в) Вспомним, как пишется буква В,в. (смотрят письмо букв на доске) Запишем буквы В в в Весна весенний веснушки Что вы можете сказать об этих словах. (Они однокоренные) Какое слово здесь лишнее? (весенний, потому что это прилагательное, а остальные слова имена существительные | Отгадывают загадку, выделяют первый звук. Дают характеристику звуков [в], [в'] Дети записывают буквы В, в и слова с этими буквами. | Р - контролируют свою деятельность и оценивают её. Познавательные: владеют терминами русского языка: гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий, парный, непарный, однокоренные слова, Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёра по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. |
3. Постановка цели и задач урока. | | |
Подводит к определению темы и цели урока. - Послушайте стихотворение и дополните его. - С помощью этого четверостишья сформулируйте тему сегодняшнего урока. Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Понятное, длинное, чуть-чуть игривое, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, А называют его … (прилагательное) Обобщение знаний об … (имени прилагательном) (Учитель открывает тему урока). Сформулируем цели урока. 1. Обобщим: … (Знания об имени прилагательном) 2. Закрепим: … (Умения распознавать имена прилагательные, использовать их в речи.) | Слушают стихотворение, дополняют слово. Формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. |
| |
4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. |
Сейчас мы вспомним, что такое прилагательное? Для этого положите перед собой тест. Он на белом листе. Слайд 6 Работа в парах. Тест « Имя прилагательное» 1. Имя прилагательное – это а) часть слова б) часть речи в) часть предложения 2. Имя прилагательное обозначает а) предмет б) действие предмета в) признак предмета 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы а) какой? какая? какое? какие? б) кто? что? в) что делает? что сделает? 4. Имя прилагательное изменяется а) по числам б) не изменяется по числам 5. Имя прилагательное связано а) с глаголом б) с именем существительным 6. В какой строке записаны только имена прилагательные? а) цвет, зелень б) цветной, зелёный в) цветёт, зеленеет Слайд 7 Взаимопроверка теста. Учитель выстраивает схему на доске. Имя прилагательное Часть речи Признак предмета Какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам Связано с именем существительным Зачем в русском языке нужны имена прилагательные? (Чтобы описать предмет, речь с прилагательными более точная, выразительная) - Оценивать свою работу вы сегодня будете сами по таблице «Карта успешности». Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте восклицательный знак, одну – две ошибки плюс, три и более ошибок – минус. Продолжим наш урок. | Дети выполняют тест, взаимопроверка. проверяют задание | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Познавательные: анализируют и выбирают нужный ответ. Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнёров, так и себя. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающихся. |
5. Закрепление материала в знакомой ситуации (типовые задания) |
Слайд 8 (Картина с изображением весны) 1. Ребята, когда вы слышите слова «весна», какие чувства у вас возникают? (радость, природа оживает, хорошее настроение) -А вот как пишет о весне Афанасий Афанасиевич Фет. Откройте тетрадь на печатной основе с. 45 упр. 97. Прочитайте отрывок. - Как автор сказал о вербе и о весне? Вставьте пропущенные буквы. Выпишите словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного. Оцените свою работу на данном этапе в «Карте успешности». | . | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение; устанавливают при-чинно-следственные связи. Р – осуществляют контроль, коррекцию К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точно-стью. |
6. Физминутка. |
Слайд 9 (Физминутка) Организует проведение физминутки с целью снятия утомления. - Сейчас, ребята, мы с вами отдохнём. Если я назову имя существительное – хлопнем в ладоши раз – два, если имя прилагательное - потопаем, раз-два. Подснежник, первый, весенний, цветок. Ручьи, шумные, звонкие. Грачи, крикливые, суетливые. Почки, смолистые, нежные. | Участвуют в проведении физкультминутки. Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Л – осуществляют профилактику утом-ления, активно уча-ствуют в физкульт-минутке, ориентиру-ются на здоровый об-раз жизни. |
7. Продолжение работы по закреплению изученного материала. |
Слайд 10. (Картина с изображением весенней природы). 2. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май). А сейчас какой идёт месяц? (апрель) - Сейчас мы с вами посмотрим, какие изменения в природе происходят в апреле. Фильм «Апрель» На основе увиденного мы выполним задания, которые приготовлены на жёлтых листах. Разноуровневые задания: 1) Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Ст…ял тёплый апрел…ский д…нёк. Проснулся звонкий ручей и пустился б…жать по у…кой тр…пе. 2) Составьте из слов предложение и запишите. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Надулись, на, душистые, берёзах, почки, стройных. 3) Составьте и запишите текст на тему «Весна в лесу». Подчеркните волнистой линией имена прилагательные. Оцените свою работу на данном этапе в «Карте успешности». | Дети смотрят фильм «Апрель» Обучающиеся выполняют разноуровневые задания Оценивают свою деятель-ность на данном этапе урока. Отвечают на вопросы учи-теля. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свою деятельность. Познавательные: анализируют задания, находят способы выполнения. Личностные: понимают важность приобретённых знаний и умений. |
8. Физминутка. |
Слайд 11. (Изображение солнца) Организует физминутку с целью профилактики утомления. Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем. Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. | Участвуют в проведении физкультминутки. | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Л – осуществляют профилактику утом-ления, активно уча-ствуют в физкульт-минутке, ориентиру-ются на здоровый об-раз жизни. |
9. Продолжение работы по закреплению изученного материала. |
Продолжаем наш урок. Слайд 12, 13, 14, 15. Ребята, наверное, вы любите играть весной на улице? Сейчас мы тоже поиграем в игру «Что изменилось?». Составим с помощью рисунков словосочетания существительное + прилагательное, запишем их и определим число имён прилагательных. Оцените свою работу на данном этапе в «Карте успешности». Задания по вариантам. (зелёный листок) - пишем на листках. Два обучающихся выполняют работу у доски. (Самооценка) 1-й вариант. Подберите к прилагательным антонимы. Пасмурный день - … . Холодный ветер - …. . Огромная туча - … . Поздняя весна - … . 2-й вариант Подберите к прилагательным синонимы. Крошечная проталинка - … . Изумрудная трава - … . Ласковое солнышко - … . Говорливые ручьи - … . Почему у вас получились разные прилагательные? (потому что бывает несколько синонимов) Оцените свою работу на данном этапе в «Карте успешности». | Повторяют синонимы и антонимы.Участвуют в проверке задания. Оценивают свою работу на данном этапе урока. | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Познавательные: анализируют и выполняют задание, делают выводы. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. |
10. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока) |
- Вы видите, что колонки в нашей табличке закончились. Это значит, что урок подходит к концу. - Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим, выполнили ли мы всё то, что наметили. - Что мы сегодня обобщили? (Знания об имени прилагательном.) Что мы знаем об имени прилагательном? ( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Имя прилагательное изменяется по числам, связано с именем существительным. Титова Вероника читает стихотворение о прилагательном. Очень занимательное – Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадёт оно. Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», Не скажем маме «милая, Красивая, любимая», Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. - Понравился вам урок? Охарактеризуйте наш урок с помощью имен прилагательных. (Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный, познавательный, дружный, особенный, удачный.) - Конечно, были и трудности. Нарисуйте тучку в «Карте успешности» над тем заданием, где вам было трудно. Выставление отметок. Вашу письменную работу я проверю и поставлю отметку, а работу на уроке вы оцените сами. - А теперь оцените аккуратность ваших записей в тетради. Поставьте себе отметку «5», если у вас в «Карте успешности» все восклицательные знаки. Отметку «4», если плюсы и восклицательные знаки. Если три минуса –поставьте отметку «3». Встаньте, пожалуйста, кто поставил себе отметку «5». Почему? - Встаньте, кто поставил «4»? Что помешало оценить себя на «5»? - Кому было трудно, и он оценил свою работу «3»? - Вложите « Карту успешности» в тетрадь. Сдайте тетради. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятель-ность на уроке. | П – ориентируются в своей системе зна-ний, строят рассуж-дения, делают выво-ды. Р – осмысливают и оценивают свою де-ятельность на уроке. Л – проявляют инте-рес к предмету. |
7. Домашнее задание. |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. - У вас на партах лежит синяя карточка. Это ваше домашнее задание, положите карточку в дневник. Урок окончен. | Слушают объяснение учи-теля. Делают соответству-ющие записи в дневниках. | Р – принимают учеб-ное задание в соот-ветствии с уровнем своего развития. |