Конспект урока русского языка "НЕ с деепричастиями"
Конспект урока русского языка "НЕ с деепричастиями"
Конспект урока русского языка в 7 классе по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. Урок открытия нового знания с использованием индивидуальной и парной (или групповой) форм работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: учебник Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. («Просвещение», 2013 г.), распечатки с фразеологизмами, проверочные карточки для упр.193.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упр. 187) методом консультации:
1) ответы на вопросы учеников;
2) проверка предложений 4 и 5 (союз И не входит в деепричастный оборот).
III. Актуализация знаний, ввод в тему (проблемная ситуация).
1. Объяснительный словарный диктант (повторение правописания НЕ с разными частями речи) – 1 ученик записывает на доске.
Независимый характер, неподвижный предмет, осеннее ненастье, не чувствовать запаха, не нарушаемая ничем тишина, невоспитанность собеседника, не забывать героев, не освещена фонарями, ненавистный противник, негреющее солнце, ничего не понимая.
2. – Почему не можешь определить, как писать НЕ со словом в последнем словосочетании? (Написание НЕ с деепричастиями еще не изучали). Как выйти из затруднения?
- Что будем сегодня изучать?
IV. Целеполагание.
1. Запись темы.
2. Какие цели поставим сегодня перед собой?
V. Изучение нового материала.
1. Чтение правила в учебнике (§30).
- Всегда ли НЕ пишется с деепричастиями раздельно? (Негодуя, невзлюбив)
2. – Как же правильно написать последний пример в словарном диктанте? (Записываем)
VI. Закрепление.
1. Разноуровневые задания.
«Слабые» (с записью на доске): упр.192; морфологический разбор слова (не) суйся.
«Сильные» (самостоятельно): упр. 193. Самопроверка по проверочной карточке (см. Приложение).
2. Работа с фразеологизмами в парах или группах (раздаются распечатки):
1) не мудрствуя лукаво;
2) не разгибая спины;
3) не смыкая глаз;
4) не чуя ног;
5) не помня себя;
6) не находя себе места;
7) не покладая рук.
- Объясните написание НЕ в данных сочетаниях слов.
- Как называются такие сочетания слов?
- Объясните значение фразеологизмов.
(Значения:
1) долго не раздумывая;
2) усердно трудиться;
3) совсем не спать;
4) очень быстро бежать;
5) не контролировать свои поступки;
6) очень тревожиться;
7) с большим усердием.)
- Назовите фразеологизмы-синонимы.
Задание: составьте с одним из фразеологизмов предложение, сделайте его синтаксический разбор.
- Будете ли выделять запятыми фразеологизмы?
Проверка: конкурс на самое интересное (необычное, смешное) предложение.
VII. Домашнее задание: §30, упр.195.
VIII. Рефлексия.
- Что узнали сегодня на уроке, чему научились?
- Кто испытывал затруднения на уроке? В чем они проявлялись? Какова причина затруднений?
Оценивание работы обучающихся, выставление отметок.
Приложение.
Проверочная карточка к упр.193
1. Ни разу не_оглянувшись (деепр.), Анфиска косила всё с тем же упорством.
2. Нетронутая (полное одиночное прич.) стена трав уменьшалась и редела.
3. Оставшись одна и не_зная (деепр.), что делать, Варька длинной тенью бродила по притихшему птичнику.
4. Походив вокруг балагана и так и не_найдя (деепр.) себе дела, Варька вернулась в тракторный вагончик.
5. Она ела не_спеша (деепр.), радуясь куску хлеба, с удовольствием хрустя крупинками соли.