kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия из цикла «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка» БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект   занятия   из  цикла 

«Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Учебные и воспитательные цели

  1. Развивать навык изучающего и поискового чтения текста.  
  2.  Вырабатывать навык продуцирования высказывания с использованием полученной информации и изученной лексики и грамматики.
  3.  Убедить, что история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.
  4.  Воспитывать интерес к изучению русского языка как к средству коммуникации. Воспитывать уважение к истории  родной страны. 

 

Время:  2  часа

Материальное обеспечение:

1. Рогачева Е.Н. «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка» Учебное пособие: второй сертификационный уровень. Ай Пи Эр Медиа, 2012г.

2.  Карта Брестской крепости времён Великой Отечественной войны.

Использованная литература

1.  Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1). М" 1993. 

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / Н.Г.Андроников, А.С.Галицан, М.М.Кирьян и др.; Под общ. ред. М.М.Кирьяна. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.

3. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. «Дрофа». 2009 (§22-26)

4. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998-1999

5.Интернет-ресурсы:

http://www.megabook.ru

http://www.wikiznanie.ru

http://www.wikipedia.org

 1. РАБОТА С ТЕКСТОМ «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»

      Объяснение преподавателя.

      ВОВ началась неожиданно, и ее первый этап был особенно трагичен для советского народа. Войска несли огромные потери, они отступали, не вынеся натиска превосходящих сил противника, оставляя захватчикам города, деревни, тысячи мирных жителей.

      – Какие чувства испытывали воины, отступавшие с родной земли?

      Тяжелое чувство охватывало воинов, отходивших на восток: стыд перед оставленными жителями, страх за их судьбу, горечь от поражений, ненависть к врагам родины. Все это придавало силы бороться дальше.

      В эти тяжелые первые дни войны на фронте родилась легенда о Брестской крепости – маленьком укрепленном районе в глубоком тылу у немцев, мужественно отражающем все нападки врага. Но вскоре стало понятно, что это не легенда – Брестская крепость действительно существовала.

                         Выполнение заданий.

Задание 1. Объясните значение слов и словосочетаний.

гарнизон                                      небольшой гарнизон

проникать НСВ I                         проникать сквозь линию фронта

проникнуть СВ I                        

донесение, -я 

ожесточённо                                ожесточённо обороняться

подземелье 

      Задание 2. Разберите слова по составу.

      Отечественный, пограничный, проникать, исключительно, вынужденный, героический.

      Задание 3. Подберите синонимы к словам

      Неожиданно, оккупант, граница, воевать, смелый, захватить, прятаться.

      Задание 4. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания. Определите вид связи.

      Напасть, сражаться, перейти, бомбить, свидетельствовать, защищать, развалить, предложить, выстрелить.

      Задание 5. Прочитайте текст.

Брестская крепость

      На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия внезапно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа против захватчиков.

      В двух километрах к западу от города Бреста по берегу реки Западный Буг проходил наш пограничный рубеж. Там стояла старая Брестская крепость, которую построили русские инженеры более 100 лет тому назад. В ночь накануне войны в крепости находился совсем небольшой гарнизон.

      Уже в первый день войны фашистские войска перешли реку, заняли город Брест, а спустя несколько дней была занята столица Белоруссии – город Минск. Таким образом, Брест и Брестская крепость остались далеко в тылу врага.

      И вот тогда, в первые недели и месяцы войны, сквозь линию фронта начали проникать вести о том, что далеко в тылу врага, на самой границе продолжает героически сражаться гарнизон Брестской крепости. Об этом сообщали бойцы и командиры, которые пробирались из окружения по тылам противника и переходили через линию фронта. Об этом говорили летчики, которые по ночам летали за линию фронта бомбить вражеские тыловые объекты.

      В марте 1942 года на одном из участков фронта советские войска захватили вражеский штаб. В документах было обнаружено донесение, в котором говорилось о ходе боев за Брестскую крепость. «Наступление на эту крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови», – писали штабные офицеры противника. – «Русские дерутся исключительно настойчиво и упорно»

      Летом 1944 года Брест был освобожден советскими войсками. Крепость почти вся лежала в развалинах, было ясно, что здесь шли ожесточенные бои. Об этом свидетельствуют и надписи, которые оставили защитники крепости на стенах и камнях: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина», «Я остался один. Немцы близко. Осталась последняя граната, но живым не сдамся. Товарищи, отомстите за нас!»

      Позже выяснилось, что не все защитники крепости погибли, некоторые из них попали в плен, они и рассказали о том, как героически сражался гарнизон крепости.

      Не было боеприпасов – солдаты вооружались за счет противника добывали оружие в рукопашных боях. Не было пищи – люди по многу дней сражались без еды. У них даже не было воды, так как все подступы к воде противник обстреливал. Но на все предложения о капитуляции защитники крепости отвечали огнем.

      В последних числах июля 1941 года гитлеровцы применили против гарнизона крепости газы, и солдаты вынуждены были выйти из подземелья. Они пали смертью храбры с пением «Интернационала», но врагу не сдались.

      Но и это не были последние защитники крепости. Жители Бреста рассказывают, что даже через несколько месяцев после того, как фашисты овладели крепостью, отдельные советские бойцы и командиры еще скрывались в подземелье, по ночам в крепости раздавались выстрелы, а на стенах появлялись слова: «Смерть немецким оккупантам!»

      Задание 6. Употребите вместо выделенных словосочетаний деепричастия или деепричастные обороты. Запишите предложения, заменив деепричастные обороты придаточными обстоятельственными.

      1. После вторжения в СССР немцы захватили территорию Белоруссии, Украины, Прибалтики.

      2. Во время захвата Белоруссии немецкие войска оккупировали Брестскую крепость.

      3. После захвата немецкого штаба в 1942 году советские военные нашли документы, подтверждающие героизм защитников Брестской крепости.

      4. Во время обороны крепости гарнизон добывал оружие в рукопашных боях.

      Задание 7. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, выпишите союзы, которыми соединяются их части.

      Задание 8. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите тип придаточных частей.

      Задание 9. Выделенные предложения разберите по составу.

      Задание 10. Продолжите фразы, используя прочитанную информацию.

      1. 22 июня 1941 года Германия внезапно напала на Советский Союз, поэтому…

      2. В двух километрах к западу от города Бреста по берегу реки Западный Буг проходил наш пограничный рубеж, где ….

       3. Брестскую крепость называли старой, потому что…

      4. В ночь накануне войны в крепости находился совсем небольшой гарнизон, поэтому

      5. О защитниках Брестской крепости узнали…

      6. Выяснилось, что не все защитники крепости погибли…

      7. В последних числах июля 1941 года гитлеровцы применили против гарнизона крепости газы и …

      8. Отдельные советские бойцы и командиры долго скрывались в подземелье…

       Задание 11. Напишите диктант.

      Что же за крепость стояла в Бресте?

      Весь ее облик был удивительно невоенным. Земляные валы поросли травой и кустарником. Зеленые газоны, домики командного состава, цветы на клумбах – все это придавало крепости совсем мирный вид. Гарнизон крепости был очень небольшим и насчитывал около двух полков пехоты, разбросанные по всей территории крепости. Часть артиллерии и танков с вечера была разобрана, так как с утра был назначен смотр боевой техники.

Задание 12. Дополните текст диктанта вводными словами.

         Задание 13. Кратко перескажите информацию диктанта.

2. РАБОТА СО СЛАЙДАМИ ОБ ИСТОРИИ

И ОБОРОНЕ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ

       Задание 14. Посмотрите слайды. Выпишите из них дополнительную информацию к тексту.

      Задание 15. Укажите слайды, не относящиеся к содержанию текста.

      Задание 16. Разбейте слайды на тематические группы. Озаглавьте каждую из них.

      Задание 17. Используя слайды и карту, расскажите:

      – об устройстве Брестской крепости;

      – о героической обороне крепости;

         – об увековеченной памяти защитников крепости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия из цикла «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка» БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»

Конспект занятия из цикла

«Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка»


БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ


Учебные и воспитательные цели


  1. Развивать навык изучающего и поискового чтения текста.

  2. Вырабатывать навык продуцирования высказывания с использованием полученной информации и изученной лексики и грамматики.

  3. Убедить, что история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.

  4. Воспитывать интерес к изучению русского языка как к средству коммуникации. Воспитывать уважение к истории родной страны.

Время: 2 часа


Материальное обеспечение:

1. Рогачева Е.Н. «Хроника Великой Отечественной войны на уроках русского языка» Учебное пособие: второй сертификационный уровень. Ай Пи Эр Медиа, 2012г.

2. Карта Брестской крепости времён Великой Отечественной войны.


Использованная литература

1. Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1). М" 1993.

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник / Н.Г.Андроников, А.С.Галицан, М.М.Кирьян и др.; Под общ. ред. М.М.Кирьяна. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.

3. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. XX век. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. «Дрофа». 2009 (§22-26)

4. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998-1999

5.Интернет-ресурсы:

http://www.megabook.ru

http://www.wikiznanie.ru

http://www.wikipedia.org



















1. РАБОТА С ТЕКСТОМ «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»


Объяснение преподавателя.

ВОВ началась неожиданно, и ее первый этап был особенно трагичен для советского народа. Войска несли огромные потери, они отступали, не вынеся натиска превосходящих сил противника, оставляя захватчикам города, деревни, тысячи мирных жителей.

– Какие чувства испытывали воины, отступавшие с родной земли?

Тяжелое чувство охватывало воинов, отходивших на восток: стыд перед оставленными жителями, страх за их судьбу, горечь от поражений, ненависть к врагам родины. Все это придавало силы бороться дальше.

В эти тяжелые первые дни войны на фронте родилась легенда о Брестской крепости – маленьком укрепленном районе в глубоком тылу у немцев, мужественно отражающем все нападки врага. Но вскоре стало понятно, что это не легенда – Брестская крепость действительно существовала.

Выполнение заданий.

Задание 1. Объясните значение слов и словосочетаний.

гарнизон небольшой гарнизон

проникать НСВ I проникать сквозь линию фронта

проникнуть СВ I

донесение, -я

ожесточённо ожесточённо обороняться

подземелье

Задание 2. Разберите слова по составу.

Отечественный, пограничный, проникать, исключительно, вынужденный, героический.

Задание 3. Подберите синонимы к словам

Неожиданно, оккупант, граница, воевать, смелый, захватить, прятаться.

Задание 4. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания. Определите вид связи.

Напасть, сражаться, перейти, бомбить, свидетельствовать, защищать, развалить, предложить, выстрелить.

Задание 5. Прочитайте текст.

Брестская крепость

На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровская Германия внезапно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа против захватчиков.

В двух километрах к западу от города Бреста по берегу реки Западный Буг проходил наш пограничный рубеж. Там стояла старая Брестская крепость, которую построили русские инженеры более 100 лет тому назад. В ночь накануне войны в крепости находился совсем небольшой гарнизон.

Уже в первый день войны фашистские войска перешли реку, заняли город Брест, а спустя несколько дней была занята столица Белоруссии – город Минск. Таким образом, Брест и Брестская крепость остались далеко в тылу врага.

И вот тогда, в первые недели и месяцы войны, сквозь линию фронта начали проникать вести о том, что далеко в тылу врага, на самой границе продолжает героически сражаться гарнизон Брестской крепости. Об этом сообщали бойцы и командиры, которые пробирались из окружения по тылам противника и переходили через линию фронта. Об этом говорили летчики, которые по ночам летали за линию фронта бомбить вражеские тыловые объекты.

В марте 1942 года на одном из участков фронта советские войска захватили вражеский штаб. В документах было обнаружено донесение, в котором говорилось о ходе боев за Брестскую крепость. «Наступление на эту крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови», – писали штабные офицеры противника. – «Русские дерутся исключительно настойчиво и упорно»

Летом 1944 года Брест был освобожден советскими войсками. Крепость почти вся лежала в развалинах, было ясно, что здесь шли ожесточенные бои. Об этом свидетельствуют и надписи, которые оставили защитники крепости на стенах и камнях: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина», «Я остался один. Немцы близко. Осталась последняя граната, но живым не сдамся. Товарищи, отомстите за нас!»

Позже выяснилось, что не все защитники крепости погибли, некоторые из них попали в плен, они и рассказали о том, как героически сражался гарнизон крепости.

Не было боеприпасов – солдаты вооружались за счет противника добывали оружие в рукопашных боях. Не было пищи – люди по многу дней сражались без еды. У них даже не было воды, так как все подступы к воде противник обстреливал. Но на все предложения о капитуляции защитники крепости отвечали огнем.

В последних числах июля 1941 года гитлеровцы применили против гарнизона крепости газы, и солдаты вынуждены были выйти из подземелья. Они пали смертью храбры с пением «Интернационала», но врагу не сдались.

Но и это не были последние защитники крепости. Жители Бреста рассказывают, что даже через несколько месяцев после того, как фашисты овладели крепостью, отдельные советские бойцы и командиры еще скрывались в подземелье, по ночам в крепости раздавались выстрелы, а на стенах появлялись слова: «Смерть немецким оккупантам!»

Задание 6. Употребите вместо выделенных словосочетаний деепричастия или деепричастные обороты. Запишите предложения, заменив деепричастные обороты придаточными обстоятельственными.

1. После вторжения в СССР немцы захватили территорию Белоруссии, Украины, Прибалтики.

2. Во время захвата Белоруссии немецкие войска оккупировали Брестскую крепость.

3. После захвата немецкого штаба в 1942 году советские военные нашли документы, подтверждающие героизм защитников Брестской крепости.

4. Во время обороны крепости гарнизон добывал оружие в рукопашных боях.

Задание 7. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, выпишите союзы, которыми соединяются их части.

Задание 8. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите тип придаточных частей.

Задание 9. Выделенные предложения разберите по составу.

Задание 10. Продолжите фразы, используя прочитанную информацию.

1. 22 июня 1941 года Германия внезапно напала на Советский Союз, поэтому…

2. В двух километрах к западу от города Бреста по берегу реки Западный Буг проходил наш пограничный рубеж, где ….

3. Брестскую крепость называли старой, потому что…

4. В ночь накануне войны в крепости находился совсем небольшой гарнизон, поэтому

5. О защитниках Брестской крепости узнали…

6. Выяснилось, что не все защитники крепости погибли…

7. В последних числах июля 1941 года гитлеровцы применили против гарнизона крепости газы и …

8. Отдельные советские бойцы и командиры долго скрывались в подземелье…

Задание 11. Напишите диктант.

Что же за крепость стояла в Бресте?

Весь ее облик был удивительно невоенным. Земляные валы поросли травой и кустарником. Зеленые газоны, домики командного состава, цветы на клумбах – все это придавало крепости совсем мирный вид. Гарнизон крепости был очень небольшим и насчитывал около двух полков пехоты, разбросанные по всей территории крепости. Часть артиллерии и танков с вечера была разобрана, так как с утра был назначен смотр боевой техники.

Задание 12. Дополните текст диктанта вводными словами.

Задание 13. Кратко перескажите информацию диктанта.

2. РАБОТА СО СЛАЙДАМИ ОБ ИСТОРИИ

И ОБОРОНЕ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ


Задание 14. Посмотрите слайды. Выпишите из них дополнительную информацию к тексту.

Задание 15. Укажите слайды, не относящиеся к содержанию текста.

Задание 16. Разбейте слайды на тематические группы. Озаглавьте каждую из них.

Задание 17. Используя слайды и карту, расскажите:

– об устройстве Брестской крепости;

– о героической обороне крепости;

– об увековеченной памяти защитников крепости.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Семёнова Лидия Ивановна

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 319726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект   занятия   из  цикла   «Хроника Великой Отечественной  войны  на уроках русского языка»"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-iz-tsikla-khronika-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "319972"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460983748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства