kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме: "Деепричастие" (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

     План-конспект урока  русского языка  с игровыми элементами по теме: "Деепричастие" соответствует  современным требованиям ФГОС и содержит универсальные учебные действия по каждому этапу урока. Данная методическая разработка ориентирована на программу и учебник под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Деепричастие" (7 класс) »








План-конспект урока по теме:


«Деепричастие»









Выполнила

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения №90 г.Тольятти Самарской области

Рыбалкина Елена Вячеславовна




2014 год



План – конспект урока русского языка на тему:

«Деепричастие»

(7 класс)


Тип урока: повторение и закрепление пройденного учебного материала


Форма урока: урок – игра


Цели урока:

  • повторить и закрепить пройденный материал о деепричастии в игровой форме;

  • развивать познавательный интерес учащихся;

  • воспитывать любовь к русскому языку.


Структурный компонент

урока

Характеристика

учебных

действий

Учебные

действия

Языковой материал

I. Орг.момент

Задача: Мотивация к действию на уроке

Учитель организует проблемную ситуацию, в центре которой оказывается основная проблема изучаемого материала.

Регулятивные учебные действия

Целеполагание как постановка учебных задач

В русском языке имеются

H

L

A

Q

Р

D

Е

W

Ч

R

И

L

Я

G

П

Z

О

S

Х

Z

О

L

Ж

R

И

I

Е

U

Н

R

А

S

Д

D

Е

J

Е

W

П

L

Р

W

И

W

Ч

L

А

I

С

U

Т

S

И

Z

Я

U

– Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, связанном с деепричастием как самостоятельной частью речи. А что это за явление, вы узнаете, разгадав ребус.

Он необычный: кроме русских букв, в нем содержатся и английские буквы. Как нужно разгадывать ребус, вы должны догадаться сами. Одна подсказка – английские буквы не содержат в себе ни одного звука.

(Ответ: В русском языке имеются наречия, похожие на деепричастия).


II. Проверка домашнего задания

Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме

На материале домашнего задания (выписать из фразеологического словаря устойчивые выражения со словами: лежа, сидя, стоя, молча, положа, спустя и др.) актуализируются знания по теме урока

Познавательные действия

Выделение необходимой информации


– В основном, в наречие перешли деепричастия, закрепившиеся во фразеологизмах: лежа, сидя, стоя, молча и так далее.


III. Подготовка к изучению новой темы

Задача: Создать мотив к учебным исследованиям

В беседе по теме урока ученики выводят цели для продолжения изучения деепричастия как части речи.

Регулятивные действия

Соотношение известной и новой информации

Беседа по вопросам:

1. Возможен ли переход одной части речи в другую? (Да).

2. При каких условиях одна часть речи переходит в другую? (Если утрачивается ее значение в данной части речи).

3. Что означает деепричастие? (Добавочное действие).

4. Что обозначает наречие? (Признак действия или состояния).


IV. Наблюдения над фактами языка

Задача: Наблюдения над фактами при помощи сопоставления и сравнения выделить основные существенные признаки

Записываются предложения и поводится их структурно-семантический анализ.

Регулятивные действия

Планирование (последовательность действий).

Познавательные учебные действия

Поиск и выделение необходимой информации.


Предложения:

– Сравните два предложения:


1. Лежа на диване, Вася читал книгу. (Лежал и читал – значение действия).

2. Лежа хлеба не добудешь.

(Лежа обозначает «без труда», то есть признак действия. Значит, здесь деепричастие перешло в наречие).


V. Обобщение структурных и семантических признаков изучаемого понятия

Задача: Научить обобщать признаки



Формулируется вывод из наблюдения.

(В учебнике 7 класса под ред.М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. правила и учебного материала по этой теме нет)

Познавательные учебные действия

Опознают и правильно определяют предложения с деепричастиями и наречиями деепричастного происхождения

Формулируем выводы:

Деепричастие может перейти в наречие, если у него утрачивается значение добавочного действия и появляется признак действия или состояния.


VI. Применение нового понятия на языковом материале

Задача: Закрепить новые понятия

Выполняется ряд игровых заданий, направленных на умение находить и отличать деепричастия от наречий деепричастного происхождения






















Регулятивные действия

Навыки саморегуляции и внутренней мотивации

Познавательные учебные действия

Знаковые символические действия –составление схем предложений

1) Игра «Кто, что и как?»

– Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки.


1. Что я? Царь или дитя? –

Говорит он не … (шутя)


2. Конями, крытыми ковром,

В санях он … правит,

И гонит всех, и давит.

(стоя)


3. Вот … с ума свела

Такого молодца, –

Подумала Овца. (нехотя)


4. Мы долго … отступали,

Досадно было, боя ждали.

(молча)

5. Я, наверное, паша –

Говорил он …,–

Я отец государю,

Вам приказ я отдаю.

(не спеша)

6. Жила царевна припеваючи,

С делами, справившись…

(играючи)


7. Вот милое дитятя

Шагнул назад …

И, опрокинувшись, упал.

(не глядя)


– Что можно сказать о знаках препинания при таких наречиях? (Они не обособляются, как деепричастия).


2) Работа с поэтическими текстами: А.С.Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»; Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”; Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”; С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”;И.А.Бунина “***”.

Прочитать отрывки из стихотворений, найти в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты. Составьте схемы этих предложений (задание по группам).


3) Игра «Кто больше»?

Задание. За 2 минуты придумать как можно больше фразеологизмов со словом «голова» ( Вбив себе в голову; держать в голове; голова садовая; повесив голову и др.)






светлая голова;



склонив голову.


VII. Итог урока

Задача: Сформировать новые знания

Восстанавливаются действия по определению признаков частиречной принадлежности (наречие и деепричастие)


Проводится рефлексия хода урока:

- Что делали на уроке?

- Что наблюдали?

- Какие можно сделать выводы?

VIII. Домашнее задание

Задача: Дать установку на тренировку определенных умений

Дается два варианта выполнения дом.задания:

1)Выполнение упражнения №190

по учебнику

2)Творческое задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «В стране Деепричастий»

Коммуникативные учебные действия

Ученики сами пытаются сформулировать те умения, которые надо будет закрепить дома.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме: "Деепричастие" (7 класс)

Автор: Рыбалкина Елена Вячеславовна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 168035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока русского языка "Понятие о деепричастии""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_poniatiie_o_dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "369909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481786436"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-9-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425382989"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Диктант по теме "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(34) "diktant_po_tiemie_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "378106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484148315"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "100453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402381003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства