kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Имя существительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  в 5 классе по теме  "Имя существительное как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имя существительное как часть речи"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Набережночелнинская школа №69

для детей с ограниченными возможностями здоровья"











Раздел: «Имя существительное»

Тема: «Имя существительное

как часть речи»


Конспект урока русского языка в 5 классе












Акбирова Гульназ Табрисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









город Набережные Челны

2017 год 

Раздел: «Имя существительное».


Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его грамматическими признаками и правописанием.


Тема: «Имя существительное как часть речи».


Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его правописанием.


Задачи урока:


  1. Образовательные:

дать понятие об имени существительном (определение, морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении); способствовать формированию умения распознавать существительные среди других частей речи и употреблять их в речи, правильно писать имена существительные, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  1. Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся; обогащать их словарный запас.

  1. Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; развивать навыки работы в группах.


Учебно-методическое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран;

- презентация;

- раздаточный материал для групповой работы (конверты с набором карточек - слов);

- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2015.


Время реализации урока – 45 минут.


План урока усвоения новых знаний по ФГОС:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учеников, настрой на работу.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


1. Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях. (Слайд 1)

- Тема урока «Имя существительное как часть речи». Сегодня мы с вами узнаем определение имени существительного, как части речи, его грамматические признаки, роль в предложении, повторим известные орфограммы, будем учиться отличать имена существительные от других частей речи и правильно их писать.

  1. Актуализация знаний.


Запись учащимися даты, классной работы.

Словарно-орфографическая работа.

1. Минутка чистописания:

существительное. (Учащиеся прописывают слово.)

- От какого слова образовано слово существительное, как вы думаете?

Объясните значение слова.

2. Подбор однокоренных слов: существо, существовать, сущность, сущее. (Слайд 2)

3. Устное составление словосочетаний или предложений с этими словами.

- Молодцы, ребята.


  1. Первичное усвоение новых знаний.



  1. Грамматическая сказка. (Слайд 3)

Предварительно задаётся проблемный вопрос: можно ли обойтись в русском языке и в речи без имён существительных?


Имя существительное.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

(Загадка.)

Коренным жителем королевства Грамматики можно считать Имя Существительное. Не только древнейшим, но и важнейшим жителем, старожилом и работником называют его: каждое второе слово в речи – имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Каждый по-разному представляет себе это понятие. Как понимаешь его ты? Как ты представляешь себе существительное, его портрет, свойства «характера»?

В стране Грамматики, в своём городе, который давным-давно носил другое название – Предметинск, а потом его переименовали в имя Существительное, жили-были имена. Жили они все на огромном дереве познания, и каждое из них – листик с именем. Как только появляется новое понятие – вырастает новый листик с новым именем.

Днём все они служили в соседнем Синтаксисе – организовывали предложения, где на них всё и держалось. Они всё могли! Могли быть и подлежащими, и сказуемыми, и второстепенными членами предложения.

- Попробуйте их убрать из речи! Что получится? То-то же!

- А как вы узнаете имена существительные? Что вы о них знаете?

(Существительные обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? что? Кроме того предметы могут иметь собственные имена и тогда их пишут с большой буквы.)

- Верно.

- Так, как вы думаете, можно ли обойтись в русском языке и речи без существительных?

- Давайте поближе познакомимся с именами существительными.

2. Запись предложений на доске и в тетрадях:

Наступила долгожданная зима.

Дети побежали на улицу.

- Найдите и подчеркните имена существительные, предварительно поставив к ним вопросы: кто? что?

Наступила долгожданная (что?) зима.

(Кто?) Дети побежали на улицу.

- Что обозначают данные существительные? (Предметы (явление природы, людей).)

3. Чтение правила на странице 102 учебника.

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Приведите примеры.

4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Снежинка». (Слайды 4-7)



// Индивидуальное задание для учеников IV группы: работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.


  1. Первичная проверка понимания.



  1. Работа с учебником. (Стр. 102 упр. 161)

Чтение задания учащимися «про себя», затем вслух; объяснение.

- Прочитайте стихотворение с интонацией радостного удивления.

- Спиши. Подчеркни имена существительные одной чертой. Поставь к ним вопросы.

(Упражнение выполняется письменно, с комментированием).

Когда написал я: (кто?) барашек,

То стали курчавыми вдруг

(Что?) Деревья, (что?) дома и (что?) заборы

И всё, что я видел вокруг.

Когда написал я: (что?) поляна,

Уселась (кто?) пчела на цветок,

Две (кто?) бабочки стали кружиться

И беленький вырос (что?) грибок.



Вывод: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например, кто? - барашек, что? - деревья. (Слайд 8)





// Индивидуальное задание для ученика IV группы: работа с набором карточек-слогов.

Ученик получает набор карточек-слогов. Ему необходимо сложить мужские и женские имена. Также даётся список имён, которые можно составить из данных слогов. Ученику нужно сверить записи и составить имена по образцу.



  1. Физкультминутка. (Суперфизкультминутка из приложения.)

- Отлично, молодцы.



  1. Первичное закрепление.



1. Работа в группах с раздаточным материалом.

- А сейчас немного поиграем. Закрепим имена существительные и научимся распределять слова по группам, расширим свой кругозор. Для этого нужно разделиться на две команды (по рядам). Ведущий называет необходимую группу слов, а ребята в группах должны найти карточку с соответствующим ответом, показать её ведущему и назвать ответ. К обобщающим названиям нужно подобрать названия конкретных предметов.

Ведущий:

- Профессии.

- Растения.

- Инструменты.

- События.

Карточки для играющих.

Набор 1: библиотекарь, врач, учитель, водитель.

Набор 2: пшеница, берёза, ромашка, рожь.

Набор 3: щипцы, молоток, плоскогубцы, долото.

Набор 4: каникулы, праздник, новоселье, демонстрация.


Подведение итогов.

- Что интересного вы заметили в правописании существительных?

(Некоторые имена существительные даны с пропущенными орфограммами.)

- Нужно записать данные слова в тетради.

Библиотекарь, пшеница, долото, каникулы.


- Молодцы, ребята.


2. Беседа с учащимися о роли имён существительных в речи.

- Вернёмся к вопросу: можно ли обойтись в русском языке и в речи без имён существительных? Так ли нужны нам имена существительные в речи?

- Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Оно примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных.


Шёпот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,

Трели соловья. Тени без конца.

Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений

Сонного ручья. Милого лица.


- Из 22 слов стихотворения 14 существительных, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.

- Или вот ещё строчки из стихотворения В. Маяковского:


Вечер. Поле.

Огоньки.

Дальняя дорога.


- Таким образом, с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет… Речь становится удивительно выразительной и красочной.


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.



Домашнее задание (творческое, дифференцированное). (Слайд 9)

Задание по выбору:

• стр.103 упр.163, их каждого ряда существительных исключить лишнее слово, дописать существительные с обобщающим названием;

• придумать сказку «Существительное – дирижёр грамматического оркестра» или «Каким я себе представляю имя существительное»;

• работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).


- Ребята, чему вы учились на уроке?

- Что обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает предмет.)

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Имя существительное отвечает на вопросы: кто? или что?)

- Какая часть речи называется именем существительным? (Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

- Приведите примеры.

(Например, кто? - барашек, что? - деревья.)


Выставление и комментирование отметок.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Имя существительное как часть речи"

Автор: Акбирова Гульназ Табрисовна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка "Имя существительное как чать речи"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_imia_sushchiestvitiel_noie_kak_chat_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "430926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507145097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "урок по русскому языку "имя существительное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "190028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427095668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок открытия новых знаний по теме "Имя существительное как часть речи", 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_otkrytiia_novykh_znanii_po_teme_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi_2_kl"
    ["file_id"] => string(6) "626492"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677239313"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства