Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имя существительное как часть речи"»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Набережночелнинская школа №69
для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: «Имя существительное»
Тема: «Имя существительное
как часть речи»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Акбирова Гульназ Табрисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
город Набережные Челны
2017 год
Раздел: «Имя существительное».
Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его грамматическими признаками и правописанием.
Тема: «Имя существительное как часть речи».
Цель: познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, его правописанием.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие об имени существительном (определение, морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении); способствовать формированию умения распознавать существительные среди других частей речи и употреблять их в речи, правильно писать имена существительные, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся; обогащать их словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; развивать навыки работы в группах.
Учебно-методическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- презентация;
- раздаточный материал для групповой работы (конверты с набором карточек - слов);
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2015.
Время реализации урока – 45 минут.
План урока усвоения новых знаний по ФГОС:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие учеников, настрой на работу.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях. (Слайд 1)
- Тема урока «Имя существительное как часть речи». Сегодня мы с вами узнаем определение имени существительного, как части речи, его грамматические признаки, роль в предложении, повторим известные орфограммы, будем учиться отличать имена существительные от других частей речи и правильно их писать.
Актуализация знаний.
Запись учащимися даты, классной работы.
Словарно-орфографическая работа.
1. Минутка чистописания:
существительное. (Учащиеся прописывают слово.)
- От какого слова образовано слово существительное, как вы думаете?
3. Устное составление словосочетаний или предложений с этими словами.
- Молодцы, ребята.
Первичное усвоение новых знаний.
Грамматическая сказка. (Слайд 3)
Предварительно задаётся проблемный вопрос: можно ли обойтись в русском языке и в речи без имён существительных?
Имя существительное.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Загадка.)
Коренным жителем королевства Грамматики можно считать Имя Существительное. Не только древнейшим, но и важнейшим жителем, старожилом и работником называют его: каждое второе слово в речи – имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Каждый по-разному представляет себе это понятие. Как понимаешь его ты? Как ты представляешь себе существительное, его портрет, свойства «характера»?
В стране Грамматики, в своём городе, который давным-давно носил другое название – Предметинск, а потом его переименовали в имя Существительное, жили-были имена. Жили они все на огромном дереве познания, и каждое из них – листик с именем. Как только появляется новое понятие – вырастает новый листик с новым именем.
Днём все они служили в соседнем Синтаксисе – организовывали предложения, где на них всё и держалось. Они всё могли! Могли быть и подлежащими, и сказуемыми, и второстепенными членами предложения.
- Попробуйте их убрать из речи! Что получится? То-то же!
- А как вы узнаете имена существительные? Что вы о них знаете?
(Существительные обозначают названия предметов и отвечают на вопросы кто? что? Кроме того предметы могут иметь собственные имена и тогда их пишут с большой буквы.)
- Верно.
- Так, как вы думаете, можно ли обойтись в русском языке и речи без существительных?
- Давайте поближе познакомимся с именами существительными.
2. Запись предложений на доске и в тетрадях:
Наступила долгожданная зима.
Дети побежали на улицу.
- Найдите и подчеркните имена существительные, предварительно поставив к ним вопросы: кто? что?
Наступила долгожданная (что?) зима.
(Кто?) Дети побежали на улицу.
- Что обозначают данные существительные? (Предметы (явление природы, людей).)
3. Чтение правила на странице 102 учебника.
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Приведите примеры.
4. Физкультминутка. Гимнастика для глаз «Снежинка». (Слайды 4-7)
// Индивидуальное задание для учеников IV группы: работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.
Первичная проверка понимания.
Работа с учебником. (Стр. 102 упр. 161)
Чтение задания учащимися «про себя», затем вслух; объяснение.
- Прочитайте стихотворение с интонацией радостного удивления.
- Спиши. Подчеркни имена существительные одной чертой. Поставь к ним вопросы.
(Упражнение выполняется письменно, с комментированием).
Когда написал я: (кто?) барашек,
То стали курчавыми вдруг
(Что?) Деревья, (что?) дома и (что?) заборы
И всё, что я видел вокруг.
Когда написал я: (что?) поляна,
Уселась (кто?) пчела на цветок,
Две (кто?) бабочки стали кружиться
И беленький вырос (что?) грибок.
Вывод: Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например, кто? - барашек, что? - деревья. (Слайд 8)
// Индивидуальное задание для ученика IV группы: работа с набором карточек-слогов.
Ученик получает набор карточек-слогов. Ему необходимо сложить мужские и женские имена. Также даётся список имён, которые можно составить из данных слогов. Ученику нужно сверить записи и составить имена по образцу.
Физкультминутка. (Суперфизкультминутка из приложения.)
- Отлично, молодцы.
Первичное закрепление.
1. Работа в группах с раздаточным материалом.
- А сейчас немного поиграем. Закрепим имена существительные и научимся распределять слова по группам, расширим свой кругозор. Для этого нужно разделиться на две команды (по рядам). Ведущий называет необходимую группу слов, а ребята в группах должны найти карточку с соответствующим ответом, показать её ведущему и назвать ответ. К обобщающим названиям нужно подобрать названия конкретных предметов.
Ведущий:
- Профессии.
- Растения.
- Инструменты.
- События.
Карточки для играющих.
Набор 1: библиотекарь, врач, учитель, водитель.
Набор 2: пшеница, берёза, ромашка, рожь.
Набор 3: щипцы, молоток, плоскогубцы, долото.
Набор 4: каникулы, праздник, новоселье, демонстрация.
Подведение итогов.
- Что интересного вы заметили в правописании существительных?
(Некоторые имена существительные даны с пропущенными орфограммами.)
- Нужно записать данные слова в тетради.
Библиотекарь, пшеница, долото, каникулы.
- Молодцы, ребята.
2. Беседа с учащимися о роли имён существительных в речи.
- Вернёмся к вопросу: можно ли обойтись в русском языке и в речи без имён существительных? Так ли нужны нам имена существительные в речи?
- Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Оно примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных.
Шёпот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,
Трели соловья. Тени без конца.
Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного ручья. Милого лица.
- Из 22 слов стихотворения 14 существительных, а получается удивительная картина ночи, ночного пейзажа.
- Или вот ещё строчки из стихотворения В. Маяковского:
Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
- Таким образом, с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет… Речь становится удивительно выразительной и красочной.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
• стр.103 упр.163, их каждого ряда существительных исключить лишнее слово, дописать существительные с обобщающим названием;
• придумать сказку «Существительное – дирижёр грамматического оркестра» или «Каким я себе представляю имя существительное»;
• работа в тетради по обводке букв, слогов, слов, текста; самостоятельное прописывание букв, слогов, слов.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Ребята, чему вы учились на уроке?
- Что обозначает имя существительное? (Имя существительное обозначает предмет.)
- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Имя существительное отвечает на вопросы: кто? или что?)
- Какая часть речи называется именем существительным? (Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)