урок по русскому языку "имя существительное как часть речи"
Урок по русскому языку "имя существительное как часть речи"
конспект урока по русскому языку с использованием национально-регионального компонента(НРК) в 5 классе по теме " имя существительное как часть речи"Тип урока: урок фиксации и систематизации знаний.Данный урок является первым в изучении большой темы «Имя существительное». Урок изучения имени существительного - это сочетание трех факторов: обучения, развития, воспитания с приоритетом развивающих форм обучения. На данном уроке учтены возрастные и психологические особенности учащихся? использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах, самостоятельная. Один вид деятельности сменялся другим, использованы следующие методы обучения: проблемный, частично - поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический, технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно - ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, ИКТ-технологии., здоровьесберегающие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по русскому языку "имя существительное как часть речи" »
Урок русского языка
в 5 классе c использованием национально-регионального крмпонента
«Имя существительное как часть речи»
Учитель: Томашевская Ольга Анатольевна
Цели:
образовательная - оказать помощь учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов; раскрыть понятие «предмет», показать, что предмет в грамматике понимается широко, обобщенно; повторить морфологические постоянные и непостоянные признаки имён существительных
развивающая - способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества; развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, развивать монологическую речь, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения учащихся, проявления их фантазии;
воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах и парах, воспитание любви к Родине, интереса к русскому языку.
Планируемые результаты
Предметные: повторить материал о имени существительном как части речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте учебника, развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ХОД УРОКА
1 этап. Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Обратите внимание на улыбку ( слайд1), я хочу, чтобы мы с вами сейчас тоже улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начали наш урок. А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? Мы будем исследователями, будем учёными, будем доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы. Чтобы начать нашу работу, давайте оформим тетради ( запись даты)
Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» (слайд 2)
- Вот я и хочу, чтобы вы меня порадовали знаниями словарных слов. Итак, словарная работа. Словарная работа - словарный диктант , загадки на изученные словарные слова, отгадки записывают в тетрадь, работа у доски, потом обмен тетрадями и проверка.
-Ребята, при проверке, если вам это необходимо можно воспользоваться словарём. Я вам предлагаю поставить оценки после проверки. Так как мы уже изучили данные слова, оценки следующие:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Ну а если больше ошибок , ничего не ставим. Это значит, что ребятам, кто допустил больше 4 ошибок, нужно ещё подучить слова.
Зонтик я — весь белый-белый, Я большой и очень смелый, Я по воздуху летаю, С облаков людей спускаю ( парашют).
Вдруг из чёрной темноты В небе выросли кусты, А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. (салют)
Шайбу здесь вовсю гоняют И в ворота всё бросают. Здесь на поле лёд везде, Рады мы такой игре! (хоккей)
Тут грохочут поезда, Шумно здесь почти всегда. Если едем на край света, Покупаем тут билеты (вокзал)
Через поле и лесок
К нам примчался голосок.
Он пришел по проводам
. Слышно здесь, сказали – там. (Телефон.)
Очень музыку любили
Две сестры,Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое … (пианино)
Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине. Коль в поход идёшь со мной, Я повисну за спиной. –(рюкзак)
Руль, колёса и педали. Транспорт для езды узнали? Тормоз — есть, кабины — нет. Мчит меня ..(Велосипед)
Хорошо, когда он есть, На него и лечь, и сесть... Он для отдыха нам дан, Мягкий плюшевый (диван).
Мяч по травке шустро скачет
От ворот и до ворот
Бьют ногами – он не плачет
Кто игру мне назовёт? (футбол)
Что за чудо, что за ящик? Сам — певец и сам — рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. (телевизор)
Все мы очень любим слушать Как поёт у нас Тамара, И в руках её послушна Шестиструнная … (гитара)
По краям красивый бантик Образует пёстрый фантик. А внутри, конечно, это Шоколадная...(Конфета)
2 этап.Сообщение темы и целей урока.
Цель: определить содержательные рамки урока
- А теперь загадка, отгадав ее, вы узнаете тему урока.
Всему название дано: и зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету, И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, - Означено словами. Оно живёт ведь в мире этом, Даёт название предметам.
-А кому трудно, ещё раз посмотрите на наши словарные слова и определите часть речи. Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в свободной строке тему: «Имя существительное как часть речи» ( слайд 3).
-Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Имя существительное – хлеб языка ( слайд 4).
-Докажите справедливость этого высказывания. Справедливость этого высказывания подтверждают цифры: ребята, в русском языке на 100 слов приходится 40 существительных.
Запишите предложение в тетрадь.
-Объясните постановку тире
3 этап.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.
Давайте составим кластер, который поможет нам легко узнавать эту часть речи. Работа в группах.
Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в тетрадях обучающихся:
-Ну а теперь, глядя на наш кластер( слайд 5), расскажите об имени существительном.(ответы учеников)
А сейчас, ребята, давайте обратимся к учебнику и проверим, всё ли правильно мы с вами сказали. (Ребята должны отметить, что не было упомянуто на какие вопросы отвечает существительное и о синтаксической роли существительных)
Почему мы об одних признаках говорим сущ-ое имеет, а о других изменяется? (ответы детей) К постоянным или непостоянным признакам относятся род и склонение?
Вот с постоянных признаков мы и начнём
Задание: Найти существительные в строке и определить их склонение: работа в группах – у каждой группы своё склонение. Но прежде чем начать работу давайте вспомним ,сколько всего склонений? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? (слайд 6)
-Работу по определению склонения вы продолжите дома.
ДЗ: &89 упр. 474 – выполнить в соответствии с заданием.
- Хорошо поработали – пора и отдохнуть
ФИЗМИНУТКА ( супер физкультминутка)
- Ну вот мы с вами отдохнули , и с новыми силами продолжим нашу работу.
Итак, мы знаем с вами, что имя существительное обозначает предмет. Но разве слова синева, слабость, доброта – это предметы? Дело в том, что в русском языке термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже признаки. Вот как раз существительные синева, слабость, доброта и обозначают признак как предмет. В связи с этим имена существительные можно разделить на группы. И вот с некоторыми из них мы сейчас поработаем.
На столах у вас лежат карточки.
Работа в парах
1. ПРОЧИТАЙТЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
2. СООТНЕСТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ГРУППАМИ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ
1.Россия, Хакасия, Аскиз
2. Темнота, свежесть, доброта
3.Девочка, ребёнок, юноша
4.Стол, пальто, карандаш
5.Стрельба, бег, прыжок
6.Наводнение, праздник, метель
7. Собака, микроб, медведь
ГРУППЫ:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ ЛИЦО.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ВЕЩИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И ОРГАНИЗМОВ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
- Ребята, как связаны существительные Россия, Хакасия, Аскиз?
Составьте словосочетания или предложения с данными словами, употребив их в косвенном падеже. А какие падежи мы называем косвенными? Это постоянный или непостоянный признак существительного?
Проверка составленных словосочетаний и предложений.
4 этап.Рефлексия:
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Я думаю, что имя существительное можно по праву считать гражданином страны русского языка. А каждому гражданину необходим паспорт. У вас на столах приготовлены заготовки для этого документа. Вот я вам и предлагаю заполнить паспорт имени существительного. Как и в любом документе в паспорте существительного должна быть фотография. И для этого в паспорте вы нарисуете смайлик, который будет соответствовать вашему пониманию темы урока.
- Я ВСЁ ПОНЯЛ НА УРОКЕ
- Я ЧАСТИЧНО ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ УРОКА
- Я НЕ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ УРОКА
Дети заполняют паспорт.
- Теперь имя существительное стало настоящим гражданином страны русского языка. Вы молодцы! Оценки за урок будут названы после проверки заполненных паспортов.
Имя существительное- это _______ ____________,которая обозначает ___________ , ______________, _____________ , _____________________и отвечает на вопросы ________?и_________?.
Имя существительное имеет постоянные признаки: _________________________и________________________________ _________________________и________________________________
Может стоять в форме _____________________числа и _____________________числа.