Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Психологический настрой детей Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. | Дети выполняют движения, проверяют подготовку рабочих мест. |
- Посмотрите на картину Исаака Левитана. Как вы думаете какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? - Исаак Левитан — действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России. Картина так и называется «Март». На картине мы видим самое начало весны. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Небо безупречного голубого цвета. Природа нежится в ярких тёплых солнечных лучах. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля. Деревья вокруг дома тоже ожидают весну. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы. Скоро это произойдёт, ведь на дворе - март! Март (от лат. Марсов месяц). Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны Марса. | - Ранняя весна. Рассказывают, по каким приметам определили, что это весна. |
Минутка чистописания Цель - формирование каллиграфического навыка письма |
- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии картины Исаака Левитана. Догадались, что эта за буква? | - Буква м. Прописывают буквы Мм. |
Актуализация знаний Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока |
- Прочитайте стихотворение Михаила Садовского. Как оно называется? Март Всю зиму Белый снег Белел, А в марте взял И почернел. Почернел с досады, Что люди Солнцу рады! Михаил Садовский - Найдите в этом стихотворении слова с изученными орфограммами. - Найдите однокоренные слова? Назовите корень. - Найдите слово в стихотворении, в котором букв больше, чем звуков. - Найдите в предложение существительное по таким признакам: это существительное неодушевленное, нарицательное, стоит в единственном числе, отвечает на вопрос что? это существительное одушевленное, нарицательное, всегда стоит во множественном числе, отвечает на вопрос кто? - Дайте характеристику словам солнце, Михаил. - Какую часть речи мы с вами уже изучили? - Что вы узнали об этой части речи? | - Март - Безударные гласные: белел, почернел. Парные согласные: снег. - Белел, белый. Корень - бел- - Солнцу. - Снег - Люди - Солнце - это существительное неодушевленное, нарицательное, всегда стоит в ед.ч., отвечает на вопрос что? - Михаил - это существительное одушевленное, собственное, стоит в ед.ч., отвечает на вопрос кто? - Имя существительное - Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что?, обозначает предмет. Существительные бываю одуш. и неодуш, собст. и нариц. Существительные могут изменяться по числам. |
IV. Самоопределение к деятельности Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока. |
- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению другой части речи. - Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать следующие несколько уроков. - Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… - Итак, сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем о глаголе и хорошо его запомним. - Перед нами «Глаголик». Он весь в движении. Он делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Глаголик будет приходить к нам на каждый урок, пока мы будем изучать его. - Что нам нужно вспомнить о глаголе? | -Глагол - На какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. |
V. Систематизация знаний по теме Цель – систематизировать уже полученных знаний о глаголе. |
- Итак, нам надо вспомнить на какие вопросы отвечает глагол и что обозначает. - Посмотрите на слайд. Кто это? - Что делают дети? - Задайте вопрос от существительного к глаголу. - Что обозначают слова играет и пишет? - Сформулируйте правила о глаголе. Проверти себя по учебнику стр. 68. - Вот что о себе говорит наш Глаголик. Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: Встал, умылся и пошёл. Что же делает предмет? Даст такой глагол ответ: Смотрит, думает, читает, Любит, знает, сострадает. Состояния души Ты в глаголы запиши. - Глагол мы будем подчеркивать двумя линиями и сокращенно подписывать гл. - ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… В древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке. По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. | - Мальчик и девочка. - Мальчик играет. Девочка пишет. - Мальчик что делает? играет. Девочка что делает? пишет. - Действие предмета - Формулируют правило и проверяют себя по учебнику. |
VI. Расширение знаний по теме «Глагол как часть речи». Цель – организовать практическую работу с целью расширений знаний о глаголе, развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач. |
- Итак, мы вспомнили, что обозначает глагол, и на какие вопросы отвечает. А теперь я вам приготовила интересные задания, что бы вы хорошо запомнили эту часть речи. 1. Устно. Подберите подходящие глаголы к картинкам. 2. Что же происходит весной в природе? Запишите глаголы к картинкам 3.Слова какой части речи перед вами? Докажите.Образуйте от имен существительных глаголы. чтение плавание свист рисование ходьба треск - Вопросы помогают правильно определить часть речи. Потренируемся в этом. Распределим слова в два столбика: в первый – глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второй – что сделать? Рисовать, нарисовать, писать, написать, копать, выкопать, пришить, шить, засиять, сиять. 4. Работа в группах. - В стихотворении Гайды Рейнгольдовны Лагздынь «Март» найдите глаголы. Кто больше глаголов найдет за 1 минуту (текст стихотворения повернут на 90º и 270º, что затрудняет поиск глаголов и заставляет детей поворачивать голову в правую и левую сторону, тем самым дает возможность расслабить мышцы плечевого пояса). 5. Работа в группах. – В стихотворении С.Я. Маршака измените глаголы по вопросам. | - Чистит, идет, качается, играет, танцует, едет. (Дети смотрят на картинки животных и записывают их действия, слушают голова птиц) - Имена существительные – они отвечают на вопрос что и обозначают предмет. - Читать, плавать, свистеть, рисовать, трещать. Распределяют глаголы в два столбика. Находят глаголы. (Изменяют глаголы по вопросам) |
VII. Физминутка Берегите глаза! |
Физминутка. «Ах, как долго мы писали» Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. Посмотрите все в окно, Ах, как солнце высоко. Мы глаза сейчас закроем, В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, Жмурься сильно, но держись. | Дети поворачиваются к окну и выполняют физминутку для глаз (Поморгать глазами) (Посмотреть влево - вправо) (Посмотреть вверх.) (Закрыть глаза ладошками) (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево) (Посмотреть вниз) (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им) |
VIII. Продолжение работы над глаголом |
6. Глагол – член предложения - Мы уже знаем, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Каким же членом предложения является глагол? | «Корзина мнений» - Дети составляют нераспространенные предложения и выделяют главные члены предложения. Делают вывод, что глагол в предложении является сказуемым. |
IX. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Цель: развивать умения применять новые знания на практике. |
Давайте на практике проверим ваши предположения. По картинке составьте нераспространенные предложения и выделим основу предложения. - Сделайте вывод. 7. Работа в группах. - Две группы составляют распространенные предложения по картинке на слайде и подчеркните глагол как член предложения. - Третья группа работает по учебнику стр. 70 №120 8. Игра «Кто это? Что это?» По глаголам определите, о каком предмете идет речь. Шипит, ползает, извивается - Растёт, цветёт, пахнет – Облизывается, мурлычет, мяукает – Идут, бьют, тикают – 9. Индивидуальная работа (в парах) по электронному приложению к учебнику. 10. Послушайте песню «Учат в школе» выписать глаголы. | (Работают самостоятельно в группах). - Змея - Цветок - Кошка - Часы Работают индивидуально на СПАК (ноутбуках). Дети выписывают глаголы из песни «Учат в школе» |
X. Подвижная физминутка Цель - обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся. |
Дети выполняют подвижную физминутку под музыку. |
XI. Самостоятельная работа Цель – выявить проблемы осмысления изученного материала, для дальнейшей коррекции. |
Индивидуальная самостоятельная работа детей После выполнения теста, дети проверяют себя с доски и выставляют оценку себе. (ПРИЛОЖЕНИЕ) | Выполняют тест самостоятельно Самопроверка. Самооценка. |
XII. Итог урока. Рефлексия. Цель – осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. |
- Вернемся к задачам урока. Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? - Оцените свою работу на уроке с помощью листочков. - Заполнение каждый свою таблицу «Анализ индивидуальной деятельности на уроке по теме «Имя прилагательное» | (Называют задачи урока и как они их усвоили). (Дети передают друг другу торт и прикрепляют к нему свечки разного цвета. Зеленая - я доволен своей работой на уроке Желтая - я хорошо работал, но умею лучше Красная - работа не получилась, не доволен собой |
XIII. Домашнее задание |
Всем Учебник с. 68 правило. На выбор I. Из словарей синонимов и антонимов с. 140-141 выписать по три пары глаголов синонимов и антонимов. II. Рабочая тетрадь стр. 34 упр. 76 | Записывают домашнее задание |