Конспект урока русского языка "Имя существительное как чать речи".
Конспект урока русского языка "Имя существительное как чать речи".
Данный урок является одним из уроков в большой теме «Имя существительное». Урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности имени существительного как части речи. Урок помогает привести в систему знания об имени существительном. Тип урока – изучения нового материала. Урок разработан с учетом требований ФГОС и здоровьесбережения.
Задачи, которые решались на уроке, были взаимосвязаны, в них учтены особенности класса, отдельных групп школьников.
Выбранная структура (см. конспект) была рациональна для решения поставленных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Средства обучения:компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом; словари русского языка (орфографические).
ХОД УРОКА
1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Запишите в тетради сегодняшнее число, оставьте пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.
Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.
- Работать вы будете двумя группами
- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».Как вы считаете, чему мы должны будем научиться на уроке?
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель этапа:повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.
Давайте составим кластер (денотатный граф), который поможет нам легко узнавать эту часть речи.
Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске
Задание всему классу:
Подчеркните существительные , используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.
(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)
3.Этап определения места и причин затруднения
Цель этапа:обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.
- Сейчас проведём игру «Найди существительное»
(слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные и как они могут изменяться(слайд 4-10)
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.
Сказка.
Давным -давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»
- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.
Слабые говорят, как разложили слова, а «Сильные» обосновывают.
(ученики могут классифицировать существительные по родам или по склонениям).
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:алгоритм правильного действия.
Проблемное задание.
- К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?
Задание было таким: Подчеркнуть существительные. Посмотрите, как выполнил его Петя.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю
Цель этапа:закрепление алгоритма действий
- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.
Задания двух уровней.
А теперь мы с вами будем работать по карточкам.
1 уровень «1 вариант» 1.Вставьте окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных. Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать. 2.Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.
Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать. 2.Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.