kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Имя существительное как чать речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является одним из уроков в большой теме «Имя существительное». Урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности имени существительного как части речи. Урок помогает привести в систему знания об имени существительном. Тип урока – изучения нового материала. Урок разработан с учетом требований ФГОС и здоровьесбережения.

Задачи, которые решались на уроке, были взаимосвязаны, в них учтены особенности класса, отдельных групп школьников.

Выбранная структура (см. конспект) была рациональна для решения поставленных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Имя существительное как чать речи".»



Конспект урока по ФГОС

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Имя существительное как часть речи »

Цели урока:

- деятельностная: сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная: сформировать представление о существительном как о части речи;

Задачи:

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать уважение и интерес к русскому языку.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, парная, групповая,разноуровневая, дифференцированная.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом; словари русского языка (орфографические).

ХОД УРОКА

1.Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Запишите в тетради сегодняшнее число, оставьте пустую строчку для темы, название которой вы сами сформулируете немного позже.

Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

- Работать вы будете двумя группами

- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».Как вы считаете, чему мы должны будем научиться на уроке?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

Давайте составим кластер (денотатный граф), который поможет нам легко узнавать эту часть речи.

Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске

Задание всему классу:

Подчеркните существительные , используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

(При затруднении учитель обращает внимание обучающегося на признаки существительного)

3.Этап определения места и причин затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.

- Сейчас проведём игру «Найди существительное»

(слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительные и как они могут изменяться(слайд 4-10)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Сказка.

Давным -давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»

- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

КАРТОЧКИ

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.

Разноуровневое задание:

При этом высказывают версию «сильные учащиеся».

Слабые говорят, как разложили слова, а «Сильные» обосновывают.

(ученики могут классифицировать существительные по родам или по склонениям).

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм правильного действия.

Проблемное задание.

- К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает много ошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание было таким: Подчеркнуть существительные. Посмотрите, как выполнил его Петя.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица,сотый, сотня.

- Ребята, давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.

Составим алгоритм:

Обучающиеся дают алгоритм действия:

1.Задать вопрос Кто? или Что?

2.Значение – предмет

3.Имеет ли род, склонение

4.Изменяется ли по числам, падежам



Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.

6.Первичное закрепление изученного.



Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

- Сейчас каждый из вас будет выполнять задание.

Рассаживаются по местам

Задания двух уровней.

1 уровень «1 вариант»(Леша,Соня):

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.477

2 уровень «2 вариант»(Саша,Вика,Юля):

Выписать из текста существительные, определить род, число Упр.476

Учитель контролирует работу. Проводит коррекцию.

Проверяются работы обучающихся.

- Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи.



- Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)

Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.



Физминутка

Физминутка.

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по словарю

Цель этапа: закрепление алгоритма действий

- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

Задания двух уровней.



А теперь мы с вами будем работать по карточкам.

1 уровень «1 вариант»
1.Вставьте окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных. 
Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать. 
2.Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка,в…лосипе…,…….,…,


2 уровень «2 вариант».

1. Вставьте окончания. Укажи падеж имен существительных

Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд... . Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн... проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать. 
2.Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.

Рю…зак, брош…Ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка,в…лосипе…,…….,…,



Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровень проверяет работу первого, первый – работу второго

8. Этап включения нового УУД в систему

1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .

Подбирают и записывают слова парами

Беда – (несчастье) Ложь –(неправда)

Противник – (неприятель) Отсутствие – (неявка)

Свобода – (независимость) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:

  • Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.

  • Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Ученики находят и объясняют свой выбор.



8.Объяснение домашнего задания. Цель этапа: Регулятивная: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Выучить правило п88,упр479.

9.Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

Зеленый-все понятно,желтый-есть затруднения,красный-много непонятного.

Выставление оценок за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Имя существительное как чать речи".

Автор: Чернышова Юлия Борисовна

Дата: 04.10.2017

Номер свидетельства: 430926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства