Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения.Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.
На уроке вспомним, ~ какие члены предложения называются главными, а какие ~второстепенными членами предложения.
Будем учиться ~ находить в предложении грамматическую основу; ~ разбирать предложение по членам предложения; ~ различать ~ распространённые и нераспространённые предложения.
Чистописание.
Пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной буквой ~ ислоги: жи, ~ же.
На другой строчке запишите слова ~ «жёлтый, ~ ежи, ~предложение.
Запомните написание словарного слова ~ пред-ло-же-ни-е.
ПАУЗА В ВИДЕО
Укажите цифрой количество слогов в словах.
В словах «жёлтый» и «ежи»объясните написание выделенных букв.
Составьте с этими словами предложения.
ПАУЗА В ВИДЕО
Актуализация знаний.
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
Это главные члены предложения – ~ подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает, ~ о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что? ~ Подчёркивается одной чертой.
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? ~ что делал? ~ что сделает? ~ что будет делать?
Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Работа по теме.
Рассмотрим предложение:
В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.
О ком говорится в предложении?
ПАУЗА В ВИДЕО
В этом предложении говорится о ежах. ~ Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.
Что говорится о ежах? ~3~
Ежи что делали? шуршали – это ~ сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.
Определите вид предложения по цели высказывания ~ и по интонации.
ПАУЗА В ВИДЕО
Запишите предложение. Подчеркните подлежащееодной чертой, а сказуемое – двумя чертами.
ПАУЗА В ВИДЕО
Обратите внимание!
Одно и то же можно назвать по-разному:
Ежи шуршали – ~ это грамматическая основа предложенияили~ главные членыпредложения, или~ подлежащее и сказуемое.
А как называются другие члены предложения, ~ кроме подлежащего и сказуемого? ~3~
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются ~ второстепенными членами предложения.
Они дополняют и ~ поясняют сведения, которые передают главные члены предложения ~ или ~ другой второстепенный член предложения.
Рассуждайте так:
Ставим вопрос от подлежащего:
~ ежи (какие?) весёлые. ~Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Ставим вопросы от сказуемого: ~ шуршали (где?) в лесу~ шуршали (чем?) листьями.
Слова ~в лесу и ~ листьями – это второстепенныечлены предложения, которые поясняют сказуемое.
Ставим вопрос от второстепенного члена предложения~ листьями (какими?) сухими.
Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняетдругой второстепенный член предложения.
Это образец разбора предложения по членам предложения.
Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами.
ПАУЗА В ВИДЕО
- Можно ли данную запись назвать текстом? Докажите.
- Подберите к тексту заголовок и запишите его.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. ~ Подчеркните главные члены предложения.
Объясните правописание пропущенных орфограмм.
ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя!
Налетел сильный ветер. С деревьев полетели жёлтые листья. Листья закружились в воздухе.
Физкультминутка для глаз «Улыбка».
Работа по теме (2)
Сравните предложения.
Что в них общего? ~ Чем они различаются?
ПАУЗА В ВИДЕО
С помощью каких членов предложения мы узнали, ~ о каком корабле идёт речь ~ и куда он мчится?
ПАУЗА В ВИДЕО
Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым, ~ какое – распространённым?
ПАУЗА В ВИДЕО
Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.
Предложения, которые состоят только из главных членов, – ~ это нераспространённые предложения.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, – ~ это распространённые предложения.
Запишите распространённое предложение. Разберите его по членам предложения.
ПАУЗА В ВИДЕО
Обратите внимание!
Разобрать предложение по членам предложения – ~ значит найти его главные и второстепенные члены.
Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:
Определить грамматическую основу предложения.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.
Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.
Составьте из слов распространённое предложение.
Запишите и разберите составленное предложение по членам.
Покажите стрелками связь главных членов предложения со второстепенными.
Объясните написание заглавных букв.
ПАУЗА В ВИДЕО
Проверьте себя! ~3~
Грамматическая основа – Винни-Пух ~ (подлежащее), побывал ~ (сказуемое).
Ставим вопросы от главных членов предложения и ~ определяем второстепенные члены:
Побывал (когда?) однажды;
побывал (когда?) утром;
побывал (где?) в гостях;
в гостях (у кого?) у Кролика.
Слова в предложении связаны по смыслу. ~ Для того, чтобы найтислова, которые связаны между собой по смыслу, ~ ставьте вопрос от одного слова к другому.
Закрепление материала.
Для каждого нераспространённого предложения
подберите подходящие по смыслу слова, пользуясь
вопросами.
Составьте предложения. Используйте слова для справок.
ПАУЗА В ВИДЕО
Составьте предложения.
Для этого расставьте слова в нужном порядке~ согласно вопросам.
Подчеркните подлежащее и сказуемое.
(Когда? кто? что делают? что?). Пчёлы, мёд, собирают, летом.
(Какие? кто? что делают? как?). Работают, труженицы, маленькие, без устали.
(Каким? чем? что делает? что? откуда?).Хоботком, нектар, тянет, длинным, пчела, из цветков.
ПАУЗА В ВИДЕО
Спишите текст. ~ Подчеркните главные члены предложения.
Укажите, ~ какой частью речи выражено в предложениях подлежащее.
Шашки.
Шашкипоявилисьв Египте. Ониимеют очень древнюю историю. Играпроникла в разные страны. Её правила изменялись.
ПАУЗА В ВИДЕО
Обратите внимание!
Подлежащее не всегда выражено именем существительным.
Например, в предложении~ Они имеют очень древнюю историю – ~ главные члены предложения - ~ они имеют.
Подлежащее выраженоличным местоимением ~они.
Слова ~я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - ~ личные местоимения.
В речи они употребляются вместо имени существительного.
Личные местоимения могут быть в предложении подлежащими.
Послушайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Приходите ровно в пять!
Мама будет выступать!
Мы готовились вдвоём
К этой передаче.
Она писала за столом.
Я решал задачи.
Запишите. ~ В выделенных предложениях подчеркните главные члены и укажите, ~ какой частью речи они выражены.
Определите вид предложений по цели высказывания ~ и по интонации.
ПАУЗА В ВИДЕО
Угадайте, из какой сказки этот диалог?
– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?
– Рыбку.
– Сестричка, дай мне попробовать.
– Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь! ~ ~
Обратите внимание на выделенные слова. ~
Слово (или сочетание слов), которое называет того,~ к кому обращаются с речью, - это ~ обращение.
В устной речи обращения выделяются паузами.
На письме обращение выделяется так:
Если обращение находится в начале предложения, ~ то после него ставится запятая или восклицательный знак.
Например, ~ Коля, полей цветы. ~ Коля! Пора домой. ~
В середине предложения обращение выделяется с двух сторон запятыми.
Например, ~ Мы радуемся,Коля, твоим успехам. ~
Если обращение находится в конце предложения, ~ запятая ставится после него.
Например, ~ До свидания, Коля.
Всем нам при общении поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться.
При письме не забывай, запятыми выделяй!
Чем вежливее вы будете обращаться к другим, ~тем с большим желанием вас будут слушать.