kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Буквы Ё-О после шипящих в корне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Буквы ё-о после шипящих в корне" выполнен в таблице, где указана деятельность учителя и учащихся на каждом этапе урока. Конспект соответствует требованиям ФГОС ООО. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Буквы Ё-О после шипящих в корне"»

Конспект урока

Тема урока: Буквы ё-о после шипящих в корне

Тип урока: открытие нового

Цели урока:

Предметные: находить орфограмму – ё-о после шипящих в корне слова; отличать от других видов орфограмм; научиться распознавать условия выбора орфограммы и применять соответствующее правило в практической деятельности.

Метапредметные цели:

познавательные: находить в учебнике необходимую информацию для решения ученых задач; анализировать и обобщать информацию, строить свои рассуждения на основе этих обобщений; представлять информацию в разных формах (составлять таблицы);

коммуникативные: правильно и точно излагать свою точку зрения по данной проблеме; строить продуктивное речевое взаимодействие;

регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Проверка готовности к уроку.

Встают.

Проверяют наличие всех предметов обучения.

II. Языковая разминка.

Давайте вспомним, что мы изучали ранее.

На доске/слайде даны ряды слов. Запишите слова в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Обозначьте условия написания, там, где это необходимо, подберите проверочное слово. Попробуйте назвать то, что объединяет слова каждой группы:

1) предл...гать, изл...жить, предпол...жение, изл...гать, сл...жение;






2) отр...стать, выр..сла, выр...сти, р..стение, выр...щенный, водор...сли;







3) с...лить, м...чи, закр...пить, в...лна, в...здушный, г...стить.






4) в...негрет, эксп...римент, импр...визация, в...стибюль, к...нфликт.




В какой морфеме находятся все эти орфограммы?

Сегодня мы будем изучать ещё одну орфограмму в корне, а какую вы скажете позже сами.








  1. Предлагать, излагать (пишем в корне А, потому что за корнем стоит суффикс –а), изложить, предположение, сложение (пишем О, т.к. нет суффикса –а за корнем). Орфограмма - Буквы а–о в корне –лаг- – -лож-.

  2. Отрастать, вырасти, растение (пишется в корне А перед ст), выращенный (пишем А перед щ), выросла, водоросли( пишем О, т.к. не перед ст, щ). Общая орфограмма - Буквы а–о в корне -раст- – -рос-.

  3. Солить (соль), мячи (мяч), закрепить (крепкий), волна (волны), воздушный (воздух), гостить (гость). Орфограмма- Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

  4. Винегрет, эксперимент, импровизация, вестибюль, конфликт. Орфограмма- непроверяемая безударная гласная в корне слова.

В корне.


III.Постановка проблемы (цели) урока.

Рассмотрите на слайде/доске пары слов. Устно поставьте ударение. Назовите шипящие и буквы обозначающие гласный звук после них. Выделите корни.

жёлтый крыжовник

шёпот шорох

чёрный чопорный

щёлка трещотка

Какой звук вы слышите после шипящих? Во всех ли словах он ударный?

Мы видим несоответствие произношения слов первого столбика и их написания.

Скажите, есть ли орфограммы в данных словах? Если да, то как вы это определили?




После каких звуков находится орфограмма?


В какой морфеме находится орфограмма?

Какое вы заметили противоречие в словах двух столбиков?


Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Буквы Ё-О после шипящих в корне»


Шипящие звуки – ж, ш, ч, щ. Буквы – ё, о.






Звук [о].

Да.



Есть. Гласный стоит после шипящего. Слышится звук [о], а пишется буква Ё, в словах первого столбика можно ошибиться и написать О.


После шипящих согласных – ж, ш, ч, щ.


В корне.

При одинаковых условиях в словах первого столбика пишется Ё, а второго – О.

Буквы Ё-О в корне слов после шипящих.

IV. Открытие нового (поиск решения)

Давайте попробуем разобраться и выяснить условия написания Ё и условия написания О. Для того, чтобы определить какую гласную Ё или О необходимо писать после шипящих в корне слова, необходимо подобрать, однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой Е в корне.

Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова с буквой Е на месте Ё для первого столбика слов.



Попробуйте подобрать однокоренные слова с буквой Е для слов из второго столбика.

Можно сделать вывод, что: в корнях слов после шипящих под ударением пишется Ё, если можно подобрать однокоренное слово или дру­гую форму того же слова с бук­вой Е, если нельзя подобрать – то пишем О.


Обратимся к тексту в рамке на стр. 37.

Как называются слова из 2 столбца?

У этих слов нет однокоренных пар с буквой Е, поэтому в них пишется буква О. Чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. Текст стихотворения на слайде.

Наш «О» сегодня разозлён:

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.


В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется О. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Их правописание следует запомнить. В основном, это слова иноязычного происхождения.

Обратите внимание на слова данные в рамке на стр.38. Спишите их в тетрадь, обозначьте корни, расставьте ударение.

Как называется это орфограмма?


После каких звуков находится орфограмма в этих словах?

Следует запомнить, что непроверяемая безударная гласная после шипящих в корне слова и правописание букв ё-о после шипящих в корне – это две разные орфограммы.









Жёлтый – желтеть;

Шёпот – шепчет;

Чёрный - чернеть

Щёлка – щель.


Нет однокоренных слов с буквой Е.









Слова-исключения.




















Шофёр, шоссе, шоколад.


Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

После шипящих.

V. Развитие умений (первичное применение знаний).

На доске/слайде даны слова, необходимо распределить их в 2 столбика.

Посмотрите на слова и подумайте, как нужно озаглавить каждый столбец?

Шов, шоколад, мажор, Шотландия, пчёлы, шёрстка, жокей, решётка, жонглёр, чёрточка, причёска, шофёр, шок, шоссе, жёрдочка.

Объясните написание слов первого столбца; подберите, если возможно, однокоренные слова, в которых после шипящей в корне стоит Е.














Выполняем упр.457. Подберите однокоренные слова, в которых гласная после шипящей в корне находится под ударением. Выполняем самостоятельно по образцу в учебнике.

Читают ответы «по цепочке».


Какое лексическое значение имеет слово щёголь? Посмотрите в словаре.


На доске/слайде записаны ряды слов, необходимо найти «четвёртое лишнее». Докажите, почему эти слова лишние. Объясните написания слов. 3 ученика отвечают у доски по одному ряду слов, остальные ученики работают в тетради.

  • жёлтый, чёрный, щётка, шов.











  • жонглёр, решётка, капюшон, шорох.








  • щёки, крыжовник, зайчонок, счёт.











Упр. 458. Посмотрите на слова с пропусками, попробуйте распределить эти слова по орфограммам.

Какие орфограммы вы увидели в этом упражнении?


Прокомментируйте вставленные буквы, подберите проверочное слово там, где это необходимо. Выполняют «по цепочке».















Выполняем упр.459. Распределите слова из упражнения в 2 колонки. В первую - слова с ё-о после шипящих в корне, во вторую- слова с непроверяемой безударной гласной. Расставьте ударения, выделите корни. Обоснуйте свой выбор и объясните выбор букв на месте пропусков. Один ученик у доски, остальные в тетради.











Все ли слова вы распределили в две колонки?

Почему вы не записали его в таблицу?





Верно, молодцы.

Что нужно сделать со словом под звёздочкой?


Найдите в конце учебника в толковом словаре лексическое значение слова жокей.

Это слово иноязычного происхождения. В русский язык слово попало из английского в первой половине XIX в.


Прочитайте лексическое значение слова жёрнов.

Составьте с данными словами словосочетания и запишите в тетрадь.


Первый столбик – это слова с орфограммой « Буквы ё-о после шипящих в корне»; второй - «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

Орфограммы

Буквы ё-о после шипящих в корне

Непроверяемая безударная гласная в корне

Шов

шоколад

Мажор

Шотландия

пчёлы - пчелиный

жонглёр

шёрстка – шерсть

шофёр

решётка – решето

жокей

чёрточка – черта

шоссе

причёска - причесать


Шок


жёрдочка-жердь



Шелковистый – шёлк, желудёвый –жёлудь, щека-щёки, челнок-чёлн, желтизна – жёлтый, щеголять – щёголь, чернеть-чёрный, вычеркнуть-вычёркивать, дешевизна – дешёвый.

Человек, нарядно одетый, имеющий пристрастие к дорогим, изысканным нарядам.








Лишнее слово – шов, т.к. к нему невозможно подобрать однокоренных слов с Е в корне. Это слово-исключение. У остальных слов правописание гласной после шипящего в корне можно проверить, подобрав однокоренные слова: желтеть, чернеть, щетина.


Лишнее – жонглёр, т.е. это другая орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне. Правописание решётка можно проверить однокоренным словом решето. Капюшон, шорох – это слова-исключения.


Лишнее слово-зайчонок, т.к. О после шипящей находится в суффиксе; здесь другая орфограмма -правописание о-ё после шипящей в суффиксах.

Можно подобрать однокоренные слова щёки – щека, счёт – счета; правописание слова крыжовник необходимо запомнить, это слово-исключение.


Буквы ё-о после шипящих в корне слова, непроверяемый безударный гласный в корне, проверяемый безударный гласный в корне.


  1. орфограмма - Буквы ё-о после шипящих в корне слова: за решётку (пишем ё, т.к. есть однокоренное слово с е решетчатый), щётку (однокоренное слово с е – щетина).

  2. орфограмма - непроверяемый безударный гласный в корне: железную, металла – необходимо запомнить.

  3. орфограмма – проверяемый безударный гласный в корне: зеркала (проверочное слово- зеркал).


Буквы ё-о после шипящих в корне

Непроверяемая безударная гласная в корне

пришёл - пришедший

шоссе

расчёска – чесать

шофёр

щётка-щетина

жокей

жёрнов-жернова

жонглёр

расчёт-счета

шоколад

почёт-почести

шотландец

чёлка-чело


решётка-решето


щёчка-щека


Шорох



Нет, осталось слово очертание.


Потому что это другая орфограмма - правописание проверяемой безударной гласной в корне. Можно подобрать проверочное слово: очертание – чертит.


Посмотреть значение в толковом словаре.

Профессиональный наездник на скачках, бегах







Мельничный каменный круг для размола зерна. 

VI.Подведение итога урока.

Какие две орфограммы мы изучали на уроке?


Что помогает определить, что писать в корне после шипящей под ударением?



При каких условиях после шипящей в корне пишем букву Ё? 



Приведите пример.





А при каком условии мы пишем букву О? 


Как называются такие слова?


Приведите несколько примеров.

Как определить правильное написание слов с непроверяемой безударной гласной в корне?

Буквы ё-о после шипящих в корне и непроверяемая безударная гласная в корне.

Подбор однокоренного слова или другой формы того же слова с буквой е на месте орфограммы.

Если она под ударением и можно подобрать однокоренное слово или дру­гую форму того же слова с бук­вой Е в корне.

Жёлтый – буква Ё находится под ударением в корне слова после шипящего, можно подбрать однокоренное слово с Е – желтизна, значит пишем Ё.

Если невозможно подобрать однокоренное слово.

Слова-исключения.


Шов, капюшон, шомпол, шорох.

Их правописание необходимо запомнить.

VII.Домашнее задание.

Домашнее задание – упр.460. Вам нужно подобрать слова, словосочетания или предположения на орфограммы, изученные в разделе. При затруднении с толкованием подобранного слова, посмотрите его значение в словаре.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Буквы Ё-О после шипящих в корне"

Автор: Иванова Елена Николаевна

Дата: 24.10.2017

Номер свидетельства: 434354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "конспект урока русского языка «Правописание –о- е – ё- после шипящих и –ц- в корне, суффиксе, окончании существительных»"
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-kornie-suffiksie-okonchanii-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "312594"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459356553"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка 3 класс УМК "21 век""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_3_klass_umk_21_viek"
    ["file_id"] => string(6) "399666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489378240"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Гласные и, у, а после шипящих""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-glasnyie-i-u-a-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "259428"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448741309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства