Русский язык
Тема: Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных.
Цели урока:
Образовательная: учащиеся к концу урока будут знать правило правописания суффиксов –ек, -ик, сумеют применить полученные теоретические знания на практике.
Развивающая: развитие умения анализировать и сравнивать; развитие орфографической зоркости;
Воспитательная: совершенствование навыков межличностного общения.
Ожидаемый результат: учащиеся смогут составить алгоритм проверки гласной в суффиксах –ек, -ик; смогут правильно подбирать гласную в суффиксах –ек, -ик, пользуясь правилом и алгоритмом.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы обучения: Поисковый; групповая, фронтальная.
Оборудование:
Презентация урока;
фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
рабочие тетради;
лист оценивания
учебник русского языка для 6 класса (Алматы: «Атамұра». Авторы: М.Р. Кондубаева, Г.А. Кажигалиева, С.Т. Тусеева, А.Т. Онгарбаева)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Начнем наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы, настроены на продуктивную работу в течение урока. Всё у нас получится.
Деление на группы ( каждый ученик получает слово, относящееся к одному из трех склонений. Далее учащиеся формируют группы «1 скл», «2 скл» и «3 скл» )
Группа « 1 склонение: луна, поляна, книга, парта, река, стена, вода, улыбка, ручка.
Группа «2 склонение»: слон, дом, окно, поле, небо, счастье, мир, цветок.
Группа «3 склонение»: степь, ночь, мышь, дочь, площадь, метель, тетрадь, радость,.
Отлично, вы сформировали группы. А сейчас давайте вместе вспомним правила работы в группе.
Каждая группа, пожалуйста, выберете лидера, заполните лист оценивания.
Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном. Отложите ручки и приготовьтесь работать.
2. Актуализация знаний
На дом я задавала повторить всё, что мы изучили об имени существительном, пользуясь учебником и тетрадками для правил. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились, предлагаю вам игру «Верно-неверно». Каждой группе по очереди я говорю утверждение. В случае, если оно неверно, ваша задача – исправить его.
Игра «Верно-неверно»
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам.
Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.
Существительные сирота, задира, забияка относятся к женскому роду.
Имена, фамилии, географические названия – это нарицательные существительные.
Изменение существительного по падежам называется спряжением
В русском языке 7 падежей
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными
3. Создание проблемной ситуации
Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?
На какой вопрос не смог ответить Витя?
Какова же тема и цель нашего урока?
Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов
-ек,-ик". Запишите в тетрадках.
А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.)
Чтобы достичь цели урока, у нас есть два пути. Первый – я дам вам готовое правило, второй – мы вместе попытаемся создать его. Какой же путь мы выберем?
4. Изучение нового материала.
Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Лингвистическая сказка.
Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.
Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.
Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.
Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
(по материалам газеты» Русский язык»)
Задания.
Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?
Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?
К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?
А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в группах. У вас есть 1 минута
(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)
- А теперь попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .
(Учащиеся озвучивают варианты правила)
- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник на странице 208 и прочитайте правило.
- Как вы считаете, мы сумели помочь Вите?
(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.
Есть кубик –нет кубика.
Потренируемся вместе (работа у доски)
Есть арбузик – нет арбузика
Есть барашек – нет барашка
Есть бантик – нет бантика
Первичное осмысление и закрепление.
Жители страны невыученных уроков оставили для Вити несколько заданий. Без нас ему не справиться. Первое задание очень интересное. Сейчас мы напишем необычный вид диктанта – фотодиктант. Ваша задача записать то, что изображено на картинке, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ек, -ик.
А сейчас каждой группе необходимо составить небольшой рассказ, используя данные слова.
Учащиеся вносят результаты в лист оценивания
Физминутка.
Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
Ребята, за окном весна, греет солнышко…А в стране, где оказался Витя Перестукин, погода испортилась. Сильный ветер унес все листочки с деревьев и перепутал их. Ваша задача – определить, с какого дерева упал листочек. Сделайте два столбика, в первом запишите слова с суфф. –ек, во втором - -ик.
Игра на интерактивной доске «С какого дерева упал листочек?»
Учащиеся вносят результаты в лист оценивания
Молодцы, отлично справились. А нас ждет следующее задание… Будьте внимательны. Витя решил вас запутать. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Вам нужно найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.
Кармашек, слоник, хвостик, лучик, кузнечик, мячик, орешек, столик, песочек, кусочек, кирпичик, зубик
Учащиеся вносят результаты в лист оценивания
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
Молодцы, ребята! Благодаря вам Витя сумел выполнить все задания. Можно с уверенностью сказать, что он больше не окажется в стране невыученных уроков.
А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
- Смогли мы её достичь?
- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?
Пожалуйста, внесите результаты в листы оценивания
На столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, разобрались в нем, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек.
Домашнее задание:
Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание суффиксов –ек, -ик
Стр.___ , упр. ___
Придумать сказку, используя как можно больше слов с суффиксами -ек, -ик
7