kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему "Правописание суффиксов -ек, -ик". В папке также содержится презентация, лист оценивания группы,видеофрагменты мультфильма "В стране невыученных уроков"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лист оценивания»


Критерий

( «2» - плохо, «3» - удовлетворит., «4» -хорошо, «5» - отлично)


Участвовал(-ла) в игре «Верно-неверно»

Фотодиктант

Составление рассказа

Игра «С какого дерева упал листочек?»


Задание «Исправь ошибки»


Итоговая оценка группы

Ф.И.ученика



















































Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе»

Русский язык


Тема: Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных.


Цели урока:

  • Образовательная: учащиеся к концу урока будут знать правило правописания суффиксов –ек, -ик, сумеют применить полученные теоретические знания на практике.

  • Развивающая: развитие умения анализировать и сравнивать; развитие орфографической зоркости;

  • Воспитательная: совершенствование навыков межличностного общения.


Ожидаемый результат: учащиеся смогут составить алгоритм проверки гласной в суффиксах –ек, -ик; смогут правильно подбирать гласную в суффиксах –ек, -ик, пользуясь правилом и алгоритмом.


Тип урока: комбинированный


Методы и формы обучения: Поисковый; групповая, фронтальная.


Оборудование: 

  • Презентация урока;

  • фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;

  • рабочие тетради;

  • лист оценивания

  • учебник русского языка для 6 класса (Алматы: «Атамұра». Авторы: М.Р. Кондубаева, Г.А. Кажигалиева, С.Т. Тусеева, А.Т. Онгарбаева)


ХОД УРОКА


1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Начнем наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы, настроены на продуктивную работу в течение урока. Всё у нас получится.

Деление на группы ( каждый ученик получает слово, относящееся к одному из трех склонений. Далее учащиеся формируют группы «1 скл», «2 скл» и «3 скл» )


Группа « 1 склонение: луна, поляна, книга, парта, река, стена, вода, улыбка, ручка.

Группа «2 склонение»: слон, дом, окно, поле, небо, счастье, мир, цветок.

Группа «3 склонение»: степь, ночь, мышь, дочь, площадь, метель, тетрадь, радость,.


Отлично, вы сформировали группы. А сейчас давайте вместе вспомним правила работы в группе.


Каждая группа, пожалуйста, выберете лидера, заполните лист оценивания.

Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном. Отложите ручки и приготовьтесь работать.

2. Актуализация знаний

На дом я задавала повторить всё, что мы изучили об имени существительном, пользуясь учебником и тетрадками для правил. Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились, предлагаю вам игру «Верно-неверно». Каждой группе по очереди я говорю утверждение. В случае, если оно неверно, ваша задача – исправить его.

Игра «Верно-неверно»

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам.

  4. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

  5. Существительные сирота, задира, забияка относятся к женскому роду.

  6. Имена, фамилии, географические названия – это нарицательные существительные.

  7. Изменение существительного по падежам называется спряжением

  8. В русском языке 7 падежей

  9. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными


3. Создание проблемной ситуации

Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.


(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)


Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

На какой вопрос не смог ответить Витя?

Какова же тема и цель нашего урока?


Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов
-ек,-ик". Запишите в тетрадках.


А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.)

Чтобы достичь цели урока, у нас есть два пути. Первый – я дам вам готовое правило, второй – мы вместе попытаемся создать его. Какой же путь мы выберем?

4. Изучение нового материала.   

Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

                                              (по материалам газеты» Русский язык»)

Задания.

Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?


К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?


А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в группах. У вас есть 1 минута

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)


- А теперь попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)


- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник на странице 208 и прочитайте правило.

- Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? 


(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)


Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.

Есть кубик –нет кубика.


Потренируемся вместе (работа у доски)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть барашек – нет барашка

Есть бантик – нет бантика


  1. Первичное осмысление и закрепление.

Жители страны невыученных уроков оставили для Вити несколько заданий. Без нас ему не справиться. Первое задание очень интересное. Сейчас мы напишем необычный вид диктанта – фотодиктант. Ваша задача записать то, что изображено на картинке, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ек, -ик.


А сейчас каждой группе необходимо составить небольшой рассказ, используя данные слова.


Учащиеся вносят результаты в лист оценивания


Физминутка.

Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.


Ребята, за окном весна, греет солнышко…А в стране, где оказался Витя Перестукин, погода испортилась. Сильный ветер унес все листочки с деревьев и перепутал их. Ваша задача – определить, с какого дерева упал листочек. Сделайте два столбика, в первом запишите слова с суфф. –ек, во втором - -ик.

Игра на интерактивной доске «С какого дерева упал листочек?»


Учащиеся вносят результаты в лист оценивания



Молодцы, отлично справились. А нас ждет следующее задание… Будьте внимательны. Витя решил вас запутать. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Вам нужно найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.

Кармашек, слоник, хвостик, лучик, кузнечик, мячик, орешек, столик, песочек, кусочек,  кирпичик, зубик

Учащиеся вносят результаты в лист оценивания



Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

Молодцы, ребята! Благодаря вам Витя сумел выполнить все задания. Можно с уверенностью сказать, что он больше не окажется в стране невыученных уроков.

А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой?


- Смогли мы её достичь?

- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?


Пожалуйста, внесите результаты в листы оценивания


На столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, разобрались в нем, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек. 


Домашнее задание:

  1. Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание суффиксов –ек, -ик

  2. Стр.___ , упр. ___

  3. Придумать сказку, используя как можно больше слов с суффиксами -ек, -ик






7


Просмотр содержимого презентации
«Правописание ек ик»

Группа « 1 склонение: луна, поляна, книга, парта, река, стена, вода, улыбка, ручка. Группа «2 склонение»: слон, дом, окно, поле, небо, счастье, мир, цветок. Группа «3 склонение»: степь, ночь, мышь, дочь, площадь, метель, тетрадь, радость.

Группа « 1 склонение: луна, поляна, книга, парта, река, стена, вода, улыбка, ручка.

Группа «2 склонение»: слон, дом, окно, поле, небо, счастье, мир, цветок.

Группа «3 склонение»: степь, ночь, мышь, дочь, площадь, метель, тетрадь, радость.

Седьмое марта Классная работа

Седьмое марта

Классная работа

Правописание суффиксов – ек, -ик

Правописание суффиксов – ек, -ик

Лингвистическая сказка. Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.  Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замоч ЕК , замоч К а, замоч К у, замоч К ом, о замоч К е.  Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.  Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключ ИК , ключ ИК а, ключ ИК у, ключ ИК ом, о ключ ИК е. Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.                                               Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом? Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замоч ЕК , замоч К а, замоч К у, замоч К ом, о замоч К е.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключ ИК , ключ ИК а, ключ ИК у, ключ ИК ом, о ключ ИК е.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

                                             

  • Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?
  • Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

Проверка  Дом ик , мост ик , ц веточ ек , мяч ик , зонт ик .

Проверка

Дом ик , мост ик , ц веточ ек , мяч ик , зонт ик .

С какого дерева упал листочек? Карандаш..к Билет..к Горош..к Человеч..к Платоч..к Фонар..к Шалаш..к Росточ..к Лист..к Кот..к ЕК ИК

С какого дерева упал листочек?

Карандаш..к

Билет..к

Горош..к

Человеч..к

Платоч..к

Фонар..к

Шалаш..к

Росточ..к

Лист..к

Кот..к

ЕК

ИК

Проверка Карандаш ик Шалаш ик Билет ик Фонар ик Кот ик Лист ик Горошек Платоч ек Человеч ек Росточ ек ИК ЕК

Проверка

Карандаш ик

Шалаш ик

Билет ик

Фонар ик

Кот ик

Лист ик

Горошек

Платоч ек

Человеч ек

Росточ ек

ИК

ЕК

Найди ошибку  Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, столек, песочик, кусочик,  кирпичек, зубик.

Найди ошибку

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, столек, песочик, кусочик,  кирпичек, зубик.

Проверка  Кармаш ек , слоник, хвост ик , лучик, кузнеч ик , мячик, ореш ек , стол ик , песоч ек , кусоч ек ,  кирпич ик , зубик.

Проверка

Кармаш ек , слоник, хвост ик , лучик, кузнеч ик , мячик, ореш ек , стол ик , песоч ек , кусоч ек ,  кирпич ик , зубик.

Рефлексия Остались вопросы , на которые я не могу ответить . Я  всё понял.

Рефлексия

Остались вопросы , на которые я не могу ответить .

Я  всё понял.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Составить словарный диктант из 10 слов на тему «Правописание суффиксов –ек, -ик
  • Стр. , упр.
  • Придумать сказку, используя как можно больше слов с суффиксами -ек, -ик


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик"

Автор: Есимбекова Аида Сайлаубековна

Дата: 09.03.2017

Номер свидетельства: 398720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Правописание суффиксов причастий""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_pravopisanie_suffiksov_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "529591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575191895"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов -ек, -ик " "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-pravopisaniie-suffiksov-iek-ik"
    ["file_id"] => string(6) "113748"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410971045"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока: "Правописание суффиксов глаголов""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-suffiksov-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "267616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450425585"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_stradatiel_nykh_prichastii_nastoias"
    ["file_id"] => string(6) "371518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482178660"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик""
    ["seo_title"] => string(51) "konspekt_uroka_po_teme_pravopisanie_suffiksov_ek_ik"
    ["file_id"] => string(6) "518779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567158478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства