kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Правописание НЕ с причастием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: частично-поисковый.

Метод проектной технологии: Исследовательские проекты: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты: направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выделенных фактов.

Ролево-игровые проекты: участники исполняют определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев), обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Сулейменова Э.Д. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Оценочные листы. Мультимедийная  установка с экраном (для демонстрации сопроводительного материала  к изучению нового материала).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 м)

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Работать мы сегодня будет в группах, а значит на один общий положительный результат. Выберите спикера, который будет отмечать работу группы в оценочном листе и регулировать ответы учащихся.

II. Систематизация известной информации о причастии

- Предлагаю размяться и настроиться на работу.

1 задание «Игра на внимание» (3 м)

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительн; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Правописание НЕ с причастием"»

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

«Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: частично-поисковый.

Метод проектной технологии: Исследовательские проекты: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты: направлены на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выделенных фактов.

Ролево-игровые проекты: участники исполняют определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев), обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Сулейменова Э.Д. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Оценочные листы. Мультимедийная  установка с экраном (для демонстрации сопроводительного материала к изучению нового материала).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 м)

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Работать мы сегодня будет в группах, а значит на один общий положительный результат. Выберите спикера, который будет отмечать работу группы в оценочном листе и регулировать ответы учащихся.

II. Систематизация известной информации о причастии

- Предлагаю размяться и настроиться на работу.

1 задание «Игра на внимание» (3 м)

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительн; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких?

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

Оценивание разминки

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать причастие. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока «Правописание частицы НЕ с причастиями».

- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?

III. Дополнительная информация

Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ (3 м)

Стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.


- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ

- А что мы знаем о частице НЕ?

Ребятам было дано задание подготовить информацию о частице НЕ

Информационный проект о частице НЕ. (3 м)

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.

По Этимологическому словарю Фасмера,

НЕ – это отриц. част., употребляется также в качестве приставки в укр., белор. русск. ст.-слав., болг., сербохорв., чеш., польск. Языков

В словаре Ожегова НЕ – частица

1. Служит для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. 2. При противопоставлении двух предложений отрицает ситуацию, о к-рой сообщается в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточн. песня).

3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неопределённость состояния, противопоставляемого чему-н. другому. Спит не спит, а вроде как задремал. Болит не болит, а ноет.

4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не хочешь, а идёшь.

5. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляет первую часть сложного предложения, выражая неполное отрицание при противопоставлении. Дурачок не дурачок, а с придурью.

6. Соединяя неопред. и личную форму одного и того же глагола, выражает отрицание того, что противопоставляется чему-н. другому. Бить не бьёт, а ругается

7. То же, что нет (в 1 знач.) (прост.). Хочешь чаю. Не.

Грамматический словарь: слова с приставкой НЕ

Приставка не- используется для образования слов с противоположным смыслом (сильный - несильный), либо с оттенком ослабленности (трудный - нетрудный).

Чтобы не перегружать лексикон множеством легкообразуемых негативных форм, в словарь внесены только самые употребимые слова с приставкой не-.

Для некоторых слов с приставкой не- в языке утеряны исходные формы без не-:

нельзя

непременный

неотъемлемый

неожиданный

нерадивый

непреложный

неотразимый

нечисть

непрошенный

непреклонный

невмоготу

ненароком

непролазный

непомерный

неоплатный

немножко

непроглядный

непобедимый

неописуемый

нелепый

неколебимо

неизъяснимый

незабвенный

невылазно

неимоверный

неизбежный

негаданный

невтерпёж

невредимый

невпроворот

невинно


невпопад

невзрачный

негодовать


Во многих случаях можно легко найти однокоренное слово без приставки не-, относящееся к другому грамматическому классу, но простое отсечение приставки создает несуществующее в языке слово:

Негаданный (гаданный) - гадать, гадание нелепый (лепый) – лепота невтерпёж – (втерпёж) - терпеть, терпение

Правописание частицы Не

Частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать? ( Если слово без НЕ не употребляется)

Самой интересной нам показалась информация, которую предоставляют психологи. Они утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило»

Спасибо девочки. А мы переходим к следующему заданию.

IV. Изучение нового материала.

2 задание «Изучи сам и расскажи другим» (10 м)

Работа с учебником страница 61, параграф 17

Первая группа читает в учебнике раздельное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь, вторая группа читает слитное правописание НЕ с причастиями и записывает примеры в тетрадь. Запомнить и объяснить правописание НЕ с причастиями.

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатые работа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

На вершинах гор лежали нетающие снега

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.

Оценивается ответ учащихся


Физминутка (1м) (Встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули.)

Садимся на свои места и продолжаем работать.

V. Закрепление.

3 задание «Докажи правописание причастий с НЕ» (4 м)

Первая группа из упражнения 136 выпишите 3 предложения со слитным написанием НЕ с причастиями, а вторая группа выпишите 3 предложения с раздельным написанием НЕ с причастиями. Приставки выделить, частицу НЕ подчеркнуть, где нужно указать зависимые слова, то есть подчеркнуть причастный оборот.

Объяснить (4 м)

Оценивание.

4 задание «Примени правило и объясни» (6 м)

Спишите предложения, раскрывая скобки и обособляя, где нужно, причастные обороты. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.

Первая группа

1.Муму отраду (не) бывавшая в таких великолепных покоях очень испугалась.

2.Телегин сложил (не) дочитанное письмо.

Вторая группа

1.Дом стоял посреди степи ничем (не) огороженной.

2.Твой (не) доказанный упрёк я разгадать вполне не смею.

Оценивание

5 задание «Продолжи» (7 м)

Ролево-игровой проект Инсценирование сказки «О том, как НЕ искала друзей среди Причастий»

Ребята подготовили для нас сказку о частице НЕ. Вы должны посмотреть сказку и написать продолжение, в которой используете материал о правописании НЕ с причастием, о котором ребята не рассказали в своей сказке.

О том, как НЕ искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая НЕ. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

- Хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой навсегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая НЕ побрела дальше на поиски друга. Видит – навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним – другое, с противопоставлением и союзом а.

Увидев НЕ, они только отмахнулись и пошли дальше.

НЕ совсем потеряла надежду, но вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

- Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без НЕ я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны.

И тут им встретилось одинокое Причастие. Оно сказало невесело:

- Я одинокое. У меня нет ни зависимых, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

- Мы приведём тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали навстречу приключениям.


Обсудите в группе, о чём не было сказано в сказке, и напишите продолжение 3 м

Проверка. Прочитать продолжение сказки. Оценивание.


6 задание (дополнительное)

Составить алгоритм рассуждения о правописании НЕ с причастиями





Алгоритм рассуждения

  1. Употребляется ли слово без НЕ?


ДА НЕТ


2. Это краткое причастие? слитно


ДА НЕТ



раздельно 3. Есть противопоставление с союзом А?


ДА НЕТ



раздельно 4. Есть зависимые слова?


ДА НЕТ


5. Есть ли наречия меры и степени? слитно (совершенно, очень, весьма, крайне,

в высшей степени, вполне)

ДА НЕТ


слитно раздельно




VI. Домашнее задание

Параграф 17 (ВОУД) Упражнение 141

(если алгоритм в классе не успели, то завершаем дома)

VII. Подведение итогов урока (1м)

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

Оценки. Анализ работы (1 м)


VIII. Рефлексия (1)

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.

- Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

- Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

- Я доволен своей работой на уроке

- Я согласен с оценкой, которую поставил учитель

- Я благодарен ребятам, которые работали со мной в группе

Если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши

Спасибо за работу. До свидания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Правописание НЕ с причастием"

Автор: Ковалева Татьяна Ивановна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока "Правописание суффиксов причастий""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_uroka_pravopisanie_suffiksov_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "529591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575191895"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-dieistvitiel-nyie-prichastiia-nastoiashchiegho-i-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "102071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402477796"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_pravopisaniie_suffiksov_stradatiel_nykh_prichastii_nastoias"
    ["file_id"] => string(6) "371518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482178660"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока "Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-n-nn-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-i-otghlaghol-nykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "170720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423582173"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства