Цель урока: повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова, создать условия для совершенствования умения разбирать слова по составу, орфографической зоркости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Состав слова»
4 класс с ОНР. Учитель: Нукушева Ардак Сайкеновна
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №15 города Павлодара»
Тема: Состав слова.
Цель: научить учиться.
Задачи:
повторить знания об однокоренных словах и значимых частяхслова, создать условия для совершенствования умения разбирать слова по составу, орфографической зоркости;
способствовать развитию умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, речи, расширению словарного запаса;
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать воспитанию внимания, доброго отношения друг к другу.
Тип урока: повторение, систематизация изученного.
Наглядность и оборудование:
Учебник.
Карта страны Словарии.
Кроссворды.
Алгоритм разбора слова.
Индивидуальные карточки.
Методы и приемы:
Кроссворд. 2. Проблемный вопрос. 3. Работа с грамматической сказкой. 4. Физминутка. 5. Лексическая работа с пословицей. 7.Работа с УНТ – загадка, шарада . 8. Разноуровневое задание.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Мотивационно-целевой этап.
1). Запись числа в тетради.
2). Минутка чистописания. Будем писать буквы с одинаковыми элементами. ( вдв двд )
3) – Мы совершим путешествие в страну Словарию, немало препятствий встретится вам в пути, но если вы возьмете с собой своих верных друзей – Любознательность, Знание, Юмор и Упорство, то они помогут вам в любой критической ситуации.
- Перед вами карта страны Словарии. Пройденный путь мы будем отмечать флажками. В путешествие отправятся лишь те ребята, которые получат билет, т. е. разгадают кроссворд.
- Какое ключевое слово получилось у вас? ( Морфемы)
- Что такое морфема? ( Это часть слова)
- Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? ( Основу, т. к. она может состоять из одной или нескольких морфем)
- Чему сегодня вы будете учиться на уроке?
4) Сообщение темы и целей урока. Итак, в добрый путь!
Ход урока
Операционный этап.
1).Остановка «Столица Корень».
- Сейчас вы познакомитесь с грамматической сказкой «Чужой».
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель)
- Почему? ( Потому что родственными называются слова, которые имеют общую часть и похожи по значению)
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Помогите найти родственников слову Водитель. Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришел в гости в этот раз. С какой буквы запишете слова из сказки? ( С большой). Почему? (Собственные имена существительные)
Вода Водитель
Водица водить
Водолаз приводить
Водопад хоровод
Водомерка провод
Водоросли уводить
Водичка
Самопроверка.
Физминутка.
2)Привал «Загадки». Вы справились с заданием, можно устроить привал.
На солнышке стоит, Головкой солнце провожает. А сама его головка – маленькое солнышко. ПОДСОЛНЕЧНИК. Разбор слова по составу по алгоритму с комментированием.
Алгоритм.
Выделяю окончание. (Изменяю слово).
Выделяю основу. (Всё, кроме окончания).
Выделяю корень. (Подбираю однокоренные слова).
Выделяю приставку. (Подбираю слова с такой же приставкой).
Выделяю суффикс. (Подбираю слова с таким же суффиксом).
Разбор слова ПОСАДКА. Самостоятельно с проговариванием. Взаимопроверка.
3)Остановка «Приставочная гора». Мы должны преодолеть переход через Приставочную гору. Поднимаемся наверх. Названные пояснения замените другим, но уже с приставкой.
Участок, находящийся возле школы – пришкольный, сделать длиннее – удлинить, гриб, растущий под березой – подберезовик.
Запишите в тетрадь, выделите приставки.
Физминутка.
4) «Суффиксное поле». Но что это? Разрушен мостик через овраг, по одну сторону остались суффиксы, по другую остальные части слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, от которых они оторвались. Работа в паре.
Лес + ник, камен + щик, птен + чик, болт + ун.
Запись в тетрадь, выделение суффикса.
5). Последняя остановка – «Пик Знаний».
Без труд, не вынуть, рыбка, из пруд.
- Что вы можете сказать об этих словах? ( Слова не согласованы, это пословица)
- Что нужно сделать, чтобы смысл стал окончательно понятным? (Изменить окончания). Восстановление пословицы. Как вы понимаете её смысл?
Запись в тетрадь. Выделение окончаний имен существительных.
Рефлексия.
Отгадайте шараду и получите ключевое слово.
Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке. Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Самостоятельный разбор слова по составу.
Оценивание.
- Мы закончили путешествие в страну Словарию. Что нового и интересного вы узнали?
Домашнее задание. На выбор: упражнения 659 или 661.
Закончить наш урок хочу словами педагога К. Сухомлинского: «Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. Преодоление трудностей возвышает человека».