Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных "»
«Разряды имён прилагательных по значению»
Тип урока: урок построения новых знаний
Вид урока: мастерская
ТДЦ:
образовательная: организовать работу учащихся по построению знаний о разрядах имён прилагательных; формировать умение определять разряд имён прилагательных по не-скольким классификационным признакам;
развивающая: создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании информации;
воспитательная: воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникатив-ность в групповом взаимодействии.
Ход урока
Оргмомент.
-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам!
Индуктор.
-Внимание! Розыск! Пропала часть речи! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко характеризует любой предмет.Какое слово разыскивается? (Имя прилага-тельное.)
-Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.
-Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обо-значают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Вот о них-то мы сегодня и поговорим.
-Поставьте цель своей деятельности на уроке. (Научиться различать прилагательные раз-ных разрядов.)
-Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лабо-ратория? (Лаборатория – помещение для опытов.)
-Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также уч-реждение, где занимаются такими опытами.
А что значит прилагательное «лингвистический»? (Относящийся к лингвистике, науке о языке.)
-Чем же мы будем заниматься в нашей лингвистической лаборатории? (Исследовать при-знаки прилагательных разных разрядов.)
Создание творческого продукта.
Организация исследования.
-Для наблюдения над прилагательными создадим три экспериментальные группы. Первая группа будет исследовать качественные прилагательные, вторая – относительные, третья – притяжательные.
Индивидуальная самостоятельная работа с источником информации.
Создание продукта в групповом взаимодействии.
Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам мас-терской.
-Итак, заседание Учёного совета разрешите считать открытым.
Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Учащиеся продолжают заполнение таблицы.
1-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду качественных относятся прила-гательные, обозначающие переменный признак предмета. Этот признак может быть выра-жен у предмета в большей или меньшей степени, например: добрый -добрее, красный – краснее. Качественные прилагательные имеют краткую форму, например: добрый – добр, красный - красен.
2-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду относительныхотносятся при-лагательные, обозначающие постоянный признак предмета. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы.
3-й ученик. В ходе исследования мы выяснили, что к разряду притяжательных относятся прилагательные, обозначающие принадлежность предмета какому-нибудь человеку или животному. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей сте-пени. Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы.
- Проверьте правильность заполнения таблицы.
Промежуточная рефлексия.
Возвращение к началу урока.
-А сейчас давайте вернемся к началу урока и определим разряды прилагательных, подо-бранных нами для характеристики предметов.
Слайд №1.
Игра “Подарок”.
-Хотите поиграть? (Да.) Хорошо. Игра называется «Подарок». Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притя-жательное прилагательные. Притяжательное прилагательное образуйте от своего имени. Например, дневник – яркий, школьный, Наташин.
Учащимся могут быть предложены мягкая игрушка, детская книжка, тетрадь, шариковая ручка, воздушный шарик и др.После того, как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.
Итоговая рефлексия.
Буквенный диктант.
- Помните цель, которую вы поставили перед собою в начале урока: научиться различать прилагательные разных разрядов? Самое время проверить, достиг ли каждый из вас по-ставленной цели. Запишите название работы: «Буквенный диктант».
Слайд №4.
Определите разряды прилагательных по значению. Напишите К, если прилагательное ка-чественное, О – если относительное, П – если оно притяжательное.
Самопроверка и самооценка с опорой на контрольную запись на слайде.
-Проверьте правильность выполнения задания по ключу, поставьте оценку.
Домашнее задание.
-Вспомните названия произведений, содержащие имена прилагательные, сгруппируйте их по разрядам прилагательных.
Подведение итогов урока.
-Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному качественному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока.