Тема урока: Разряды имён прилагательных по значению.
Цели: организовать работу по построению знаний о разрядах имён прилагательных,
формировать умение определять разряды по нескольким признакам,
создавать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности,
воспитывать свободно и критически мыслящую личность, коммуникативность в групповом взаимодействии.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютерная презентация, таблицы, карточки, предметы.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
- . Работа с классом.
Внимание! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей? Легко приспосабливается к любому предмету.
- Какое слово разыскивается?
- Как вы догадались?
Свойства, которые вы назвали, общие для всех имён прилагательных.
А сейчас посмотрите на экран.
/слайд 1/
- Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные. (Ответы учащихся)
Вы заметили, что имена прилагательные по – разному характеризуют предмет. Одни обозначают качество предмета по вкусу, другие – по цвету, третьи – по внешнему виду. Кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни имена прилагательные отличаются от других. Вот о них – то мы сегодня и поговорим.
- . Изучение и закрепление нового материала.
- Цель нашей деятельности на уроке: научиться различать разряды имён прилагательных. По значению они делятся на качественные, относительные и притяжательные.
Для наблюдения над именами прилагательными создадим 3 группы: 1 группа будет исследовать качественные имена прилагательные, 2 – относительные и 3 – притяжательные.
(Каждая группа получает описание признаков одного разряда, учащиеся должны изучить данный материал и объяснить членам других групп, как определить данный разряд).
- Самостоятельная работа в группах.
- Представить 1 группы рассказывает о качественных именах прилагательных.
/ Слайд 2/
Загадки.
- Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (арбуз)
- Доброе, хорошее, светлое, тёплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (солнце)
- Докажите, что имена прилагательные в загадках качественные.
- Представитель 2 группы рассказывает об относительных именах прилагательных.
/Слайд 3/
«Третий лишний».
Осенний день, деревянный дом, (аккуратный мальчик).
Сельский житель,( умная девочка), школьный кабинет.
- Представитель 3 группы рассказывает о притяжательных прилагательных.
Лингвистическая сказка (инсценирование).
Однажды к Синтаксису пришли словосочетания пиджак отца, платок бабушки, хвост лисы. Вперёд выступило слово пиджак. – Уважаемый синтаксис! По вашему приказу мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться. Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, поэтому он позвал Морфологию. – Я не возражаю против новой группы имён прилагательных, но есть ли у Морфемики нужные нам суффиксы? Пригласили Морфемику. А она взяла только два суффикса –ов и –ин, да несколько окончаний. Присоединила –ов к основе слова отца, получилось имя прилагательное отцов. К основе слова бабушки присоединила суффикс –ин, получилось бабушкин. А как же быть с существительным лисы? Вместо суффикса подставила окончание –ий и решила считать в притяжательных именах прилагательных –ий суффиксом. Так появилась новая группа имён прилагательных.
/Слайд 4/
Выборочная работа.
(Выписать притяжательные имена прилагательные) Птичий, зимний, дядин, высокий, поздний, заячий, сестрицын, тёткин, стариков, царёв, утренний, синий, волчий, летний, лисий (взаимопроверка).
/Слайд 5 Дневник красивый, школьный, Наташин/
Игра «Подарок»
Показываю предмет (ручка, карандаш, резинка, линейка, тетрадь и др.), учащиеся должны описать его, употребив для этого качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные (по образцу на слайде 5). За правильный ответ получают подарок.
- В названиях многих сказок содержатся имена прилагательные.
/Слайд 6 выставка сказок/
- Определить разряд по значению у имён прилагательных.
- Ребята, вспомните цель, которую поставили в начале урока: научиться различать разряды имен прилагательных. Настало время проверить, достигли ли мы поставленной цели.
Самостоятельная работа (набор карточек распределить в 3 конверта).
Золотое кольцо, золотой характер, железное здоровье, железный гвоздь, лисья нора, медвежья лапа, олений рог, ужасный вид, папин нос, лёгкий рюкзак, кирпичная стена, летний вечер. ( самопроверка слайд 7)
-Подходит к концу урок. Запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. Прочитайте, что вы написали? (читают друг за другом)
IV. Итог урока: -О чём говорили на уроке? Что узнали нового?
Домашнее задание: составить текст на тему «Любимое время года», определяя разряды имён прилагательных по значению.