Цели урока: повторение и обобщение изученного материала; актуализация опорных знаний по теме «Имя существительное», применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; развитие речи учащихся, памяти, сообразительности; воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка», записи на доске, раздаточный материал, тестовые задания.
Виды работ: слово учителя, беседа, нахождение в тексте существительных, определение их синтаксической роли, распределительный диктант, работа с иллюстрациями, отгадывание загадок на определенное правило, повторение падежей существительных, морфологический разбор существительного, тестовые задания.
Ход урока
І. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы проводим обобщающий урок-сказку по теме: «Имя существительное». Мы вспомним на уроке русскую народную сказку «Царевна-лягушка».
- Назовите ее героев.
Это волшебная сказка. И наша сказка будет волшебной, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться. Своими правильными ответами вы поможете Ивану-царевичу.
- Что же вы знаете, ребята, об имени существительном?
ІІ. Обобщение изученного материала.
Путешествие по сказочному лесу
- Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета:
Слезами горю не поможешь.
Риск – благородное дело.
Волков бояться – в лес не ходить.
Задание: записать эти предложения, найти в них существительные, подчеркнуть их как члены предложения.
- Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
- Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого надо вспомнить, какие имена существительные относятся к І,ІІ,ІІІ склонениям.
- Какие новые сведения мы еще узнали об имени существительном, которые не относятся к этим трем склонениям? (Разносклоняемые, несклоняемые).
- Помогите, ребята, Ивану-царевичу разобраться в склонениях существительных.
Распределительный диктант
Сказка, клубок, ночь, лес, помощь, товарищ, путь, герой, царевич, дочь, стрела, имя, книга, кино, тропинка, рожь, сундук, лягушка.
- Какие существительные не записали? (Путь, имя, кино).
Шуточная разминка
- Как нельзя говорить?
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру,
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу,
Носит в суке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, закончилось оно.
В гардероб пора бежать-
Будут польта выдавать.
- Почему мы смеемся, слушая это стихотворение? А теперь послушаем опровержение:
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
- Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень. Задумался он: какое существительное селезень - собственное или нарицательное? Что вы знаете о написании имен существительных собственных (примеры).
- Игра по вариантам:
І вариант - «Я знаю 5 имен сказочных героев».
ІІ вариант – «Я знаю 5 названий сказок».
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц: «Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц – одушевленное или неодушевленное?»
- Рассмотрите иллюстрацию на парте.
- Выпишите имена существительные в две колонки (одушевленные и неодушевленные).
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает. Щука умной оказалась, загадки стала загадывать. А отгадки – все на одно правило: правописание –ь на конце существительных после шипящих. Запишите отгадки.
- Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).
- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).
- Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь).
- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч)
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных. А вы знаете? (Стихотворение-напоминание «Падежи»).
Воскликнул именительный;
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того,- сказал
Родительный,-
Я не одобрю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому,- ответил
Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того,- сказал
Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
- С тем,- заявил
Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Который уважительно
Относится к труду.
- О том,- сказал
Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Задание: выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть».
Задание: выполнить морфологический разбор существительных.(Ів. – сундуке, ІІв. – смерть, у доски и на месте).
8. Чем же закончилась наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос дает имя существительное. Отгадайте его.
Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в существительном преподаватель.
Победитель
- Раз Иван-царевич победитель, значит, он сможет теперь выполнить и тестовые задания.
- Тестовые задания (по вариантам).
ІІІ. Подведение итогов урока
В нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения работы в тетради.
ІV. Домашнее задание
Повторить §15 -§22; работа по карточкам; написать сочинение-сказку «Это удивительное Имя Существительное». (Высокий уровень – по желанию).