kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Обобщающий урок - сказка по теме "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: повторение и обобщение изученного материала; актуализация опорных знаний по теме «Имя существительное», применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; развитие речи учащихся, памяти, сообразительности; воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка», записи на доске, раздаточный материал, тестовые задания.

Виды работ: слово учителя, беседа, нахождение в тексте существительных, определение их синтаксической роли, распределительный диктант, работа с иллюстрациями, отгадывание загадок на определенное правило, повторение падежей существительных, морфологический разбор существительного, тестовые задания.

 

                              Ход урока

 

І. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим обобщающий урок-сказку по теме: «Имя существительное». Мы вспомним на уроке русскую народную сказку «Царевна-лягушка».

 - Назовите ее героев.

Это волшебная сказка. И наша сказка будет волшебной, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться. Своими правильными ответами вы поможете Ивану-царевичу.

 - Что же вы знаете, ребята, об имени существительном?

  ІІ. Обобщение изученного материала.

Путешествие по сказочному лесу

  1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета:

Слезами горю не поможешь.

Риск – благородное дело.

Волков бояться – в лес не ходить.

Задание: записать эти предложения, найти в них существительные, подчеркнуть их как члены предложения.

  1. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

 - Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого надо вспомнить, какие имена существительные относятся к І,ІІ,ІІІ склонениям.

- Какие новые сведения мы еще узнали об имени существительном, которые не относятся к этим трем склонениям? (Разносклоняемые, несклоняемые).

- Помогите, ребята, Ивану-царевичу разобраться в склонениях существительных.

Распределительный диктант

Сказка, клубок, ночь, лес, помощь, товарищ, путь, герой, царевич, дочь, стрела, имя, книга, кино, тропинка, рожь, сундук, лягушка.

- Какие существительные не записали? (Путь, имя, кино).

Шуточная разминка

- Как нельзя говорить?

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в суке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, закончилось оно.

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.

- Почему мы смеемся, слушая это стихотворение? А теперь послушаем опровержение:

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, ни домино,

Ни бюро, и ни метро,

Ни кашне, и ни пенсне,

Ни шоссе, ни шимпанзе.

  1. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень. Задумался он: какое существительное селезень -      собственное или нарицательное? Что вы знаете о написании имен существительных собственных (примеры).

- Игра по вариантам:

І вариант -  «Я знаю 5 имен сказочных героев».

ІІ вариант – «Я знаю 5 названий сказок».

 4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц: «Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц – одушевленное или неодушевленное?»

 - Рассмотрите иллюстрацию на парте.

 - Выпишите имена существительные в две колонки (одушевленные и неодушевленные).

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает. Щука умной оказалась, загадки стала загадывать. А отгадки – все на одно правило: правописание –ь на конце существительных после шипящих. Запишите отгадки.

- Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).

         - Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).

         - Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь).

- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч)

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных. А вы знаете? (Стихотворение-напоминание «Падежи»).

 

Воскликнул именительный;

                                              - Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

- Того,- сказал

Родительный,-

Я не одобрю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

- Тому,- ответил

Дательный,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

- Того,- сказал

Винительный,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

- С тем,- заявил

Творительный,-

Я только лишь в ладу,

Который уважительно

Относится к труду.

- О том,- сказал

Предложный,-

Я предложу рассказ,

 Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

Задание: выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть».

Задание: выполнить морфологический разбор существительных.(Ів. – сундуке, ІІв. – смерть, у доски и на месте).

8. Чем же закончилась наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос дает имя существительное. Отгадайте его.

Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в существительном преподаватель.

Победитель

- Раз Иван-царевич победитель, значит, он сможет теперь выполнить и тестовые задания.

- Тестовые задания (по вариантам).

ІІІ. Подведение итогов урока

В нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения работы в тетради.

ІV. Домашнее задание

Повторить §15 -§22; работа по карточкам; написать сочинение-сказку «Это удивительное Имя Существительное». (Высокий уровень – по желанию).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обобщающий урок - сказка по теме "Имя существительное" »

8







Обобщающий урок-сказка по теме


6 класс







Учитель русского языка

и литературы

Седовской ОШ Хандюкова А. И.









Седово -2009


Цели урока: повторение и обобщение изученного материала; актуализация опорных знаний по теме «Имя существительное», применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях; развитие речи учащихся, памяти, сообразительности; воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка», записи на доске, раздаточный материал, тестовые задания.

Виды работ: слово учителя, беседа, нахождение в тексте существительных, определение их синтаксической роли, распределительный диктант, работа с иллюстрациями, отгадывание загадок на определенное правило, повторение падежей существительных, морфологический разбор существительного, тестовые задания.


Ход урока


І. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим обобщающий урок-сказку по теме: «Имя существительное». Мы вспомним на уроке русскую народную сказку «Царевна-лягушка».

- Назовите ее героев.

Это волшебная сказка. И наша сказка будет волшебной, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться. Своими правильными ответами вы поможете Ивану-царевичу.

- Что же вы знаете, ребята, об имени существительном?


ІІ. Обобщение изученного материала.

Путешествие по сказочному лесу

  1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета:

Слезами горю не поможешь.

Риск – благородное дело.

Волков бояться – в лес не ходить.

Задание: записать эти предложения, найти в них существительные, подчеркнуть их как члены предложения.

  1. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

- Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого надо вспомнить, какие имена существительные относятся к І,ІІ,ІІІ склонениям.

- Какие новые сведения мы еще узнали об имени существительном, которые не относятся к этим трем склонениям? (Разносклоняемые, несклоняемые).

- Помогите, ребята, Ивану-царевичу разобраться в склонениях существительных.

Распределительный диктант

Сказка, клубок, ночь, лес, помощь, товарищ, путь, герой, царевич, дочь, стрела, имя, книга, кино, тропинка, рожь, сундук, лягушка.

- Какие существительные не записали? (Путь, имя, кино).

Шуточная разминка

- Как нельзя говорить?


Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру,

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу,

Носит в суке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, закончилось оно.

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать.

- Почему мы смеемся, слушая это стихотворение? А теперь послушаем опровержение:

Чтобы грамотными стать

И писать отлично,

Никогда нельзя менять

В падежах различных

Ни кино, ни домино,

Ни бюро, и ни метро,

Ни кашне, и ни пенсне,

Ни шоссе, ни шимпанзе.

  1. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень. Задумался он: какое существительное селезень - собственное или нарицательное? Что вы знаете о написании имен существительных собственных (примеры).

- Игра по вариантам:

І вариант - «Я знаю 5 имен сказочных героев».

ІІ вариант – «Я знаю 5 названий сказок».

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц: «Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц – одушевленное или неодушевленное?»

- Рассмотрите иллюстрацию на парте.

- Выпишите имена существительные в две колонки (одушевленные и неодушевленные).

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает. Щука умной оказалась, загадки стала загадывать. А отгадки – все на одно правило: правописание –ь на конце существительных после шипящих. Запишите отгадки.

- Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).

- Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).

- Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь).

- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч)

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга. Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных. А вы знаете? (Стихотворение-напоминание «Падежи»).


Воскликнул именительный;

- Мой именинник тот,

Который изумительно

Науку познает!

- Того,- сказал

Родительный,-

Я не одобрю, кто

Не может без родителей

Надеть свое пальто.

- Тому,- ответил

Дательный,-

Плохое имя дам,

Кто не любил старательно

Уроки делать сам.

- Того,- сказал

Винительный,-

Я буду обвинять,

Кто книжку выразительно

Не может прочитать.

- С тем,- заявил

Творительный,-

Я только лишь в ладу,

Который уважительно

Относится к труду.

- О том,- сказал

Предложный,-

Я предложу рассказ,

Кто в жизни делать может

Полезное для нас.

Задание: выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу. Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: «В этом сундуке Кощей прячет свою смерть».

Задание: выполнить морфологический разбор существительных.(Ів. – сундуке, ІІв. – смерть, у доски и на месте).

8. Чем же закончилась наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос дает имя существительное. Отгадайте его.

Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в существительном преподаватель.

Победитель

- Раз Иван-царевич победитель, значит, он сможет теперь выполнить и тестовые задания.

- Тестовые задания (по вариантам).

ІІІ. Подведение итогов урока

В нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения работы в тетради.



ІV. Домашнее задание

Повторить §15 -§22; работа по карточкам; написать сочинение-сказку «Это удивительное Имя Существительное». (Высокий уровень – по желанию).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Обобщающий урок - сказка по теме "Имя существительное"

Автор: Хандюкова Алла Ивановна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "конспект урока на тему "Портрет имени прилагательного" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-portriet-imieni-prilaghatiel-nogho-1"
    ["file_id"] => string(6) "109605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404815086"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_voprosam_sk"
    ["file_id"] => string(6) "403591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490556744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства