Правописание окончаний
Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;
Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.
Ход урока
А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.
1. Какие правила отражает данная таблица?
1 2 3
Р.п. –и -и
Д.п. –е -и
П.п. –е -е -и
(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)
2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).
3. Как появилась известная вам таблица?
Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.
1 2 3
Р.п. земли, страны глуши
Д.п. земле, стране глуши
П.п. о земле, стране коне, окне глуши
Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.
Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).
В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.
Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:
Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;
Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути
4. Отработка алгоритма.
Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.
Возле дорог.., по дорог.., у деревн.., в деревн.., на ёлк.., на ел.., в тетрадк.., о тетрад.., на площадк.., на площад.., погоны на кител.., ноты на роял.., в постельк.., на постел.., в пустын.., на пустош.., на лекци.., в аудитори.., был на лечени.. в санатори…
5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.
Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.
Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.
1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?
Я была в одном старом городе,
Жестоко раненном городе,
Выжившем, выросшем, помолодевшем,
Новый красивый наряд одевшем.
(В.Тушнова)
(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).
Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.
2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.
Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.
В. Культура речи.
Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.
-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.
Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.
- Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.
Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.
- Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.
Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.
Г. Рефлексия и подведение итогов.
- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?
- Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?
Оцените работу друг друга (в парах).
Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры