kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Правописание окончаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание окончаний

     Цели: представить учащимся систематизированные правила написания  окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

Ход урока

    А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

 1. Какие правила отражает данная таблица?

                         1                              2                                   3

Р.п.                –и                                                                  -и 

Д.п.               –е                                                                  -и

П.п.               –е                              -е                                 -и

 

     (Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

     2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

     3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

 

                         1                                   2                                   3

Р.п.         земли, страны                                                        глуши

Д.п.         земле, стране                                                         глуши

П.п.       о земле, стране               коне, окне                       глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

 Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

      Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

     Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

     Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

     4. Отработка алгоритма.

 Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

 Возле дорог.., по дорог.., у деревн.., в деревн.., на ёлк.., на ел.., в тетрадк.., о тетрад.., на площадк.., на площад.., погоны на кител.., ноты на роял.., в постельк.., на постел.., в пустын.., на пустош.., на лекци.., в аудитори.., был на лечени.. в санатори…

     5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

      1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

                            Я была в одном старом городе,

                            Жестоко раненном городе,

                            Выжившем, выросшем, помолодевшем,

                            Новый красивый наряд одевшем.

                  (В.Тушнова)

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем). 

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

      2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

      Наступивш..  незаметно  летняя  ночь  окутала  усталую  землю  темнотой  и  поко..м.  Мы сидели  на  крыльц..  дачн..  домика  и  искали  на  небе   первую  ярко засветивш..ся  звезду. Запах  белой  сирен.. , пышно  распустивш..ся  в  нашем  саду,  опьянял, а  диск  полной  луны,  показавш..ся  из-за  облачка,  рождал  мечты.

      В. Культура речи.

 Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

    -Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

- Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

- Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

     Г. Рефлексия и подведение итогов.

   - Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

   - Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

 Оцените работу друг друга (в парах).

      Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание окончаний" »

Правописание окончаний

Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;


Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

Ход урока

А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

1. Какие правила отражает данная таблица?

1 2 3

Р.п. –и -и

Д.п. –е -и

П.п. –е -е -и


(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.


1 2 3

Р.п. земли, страны глуши

Д.п. земле, стране глуши

П.п. о земле, стране коне, окне глуши


Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.


Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

4. Отработка алгоритма.

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

Возле дорог.., по дорог.., у деревн.., в деревн.., на ёлк.., на ел.., в тетрадк.., о тетрад.., на площадк.., на площад.., погоны на кител.., ноты на роял.., в постельк.., на постел.., в пустын.., на пустош.., на лекци.., в аудитори.., был на лечени.. в санатори…

5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.


Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

Я была в одном старом городе,

Жестоко раненном городе,

Выжившем, выросшем, помолодевшем,

Новый красивый наряд одевшем.

(В.Тушнова)

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.

В. Культура речи.

Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.


Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

- Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

- Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

Г. Рефлексия и подведение итогов.

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

Оцените работу друг друга (в парах).

Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Правописание окончаний"

Автор: Дубровная Светлана Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока на тему "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_pravopisanie_okonchanii_imion_sushchestvitelnykh_v_rodite"
    ["file_id"] => string(6) "590542"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1636126632"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка конспекта урока на тему "Правописание окончаний имен существительных в Т.П ""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_konspekta_uroka_na_temu_pravopisanie_okonchanii_imen_sushchestvitelny"
    ["file_id"] => string(6) "578685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1618863034"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока.русскогоязыка. Правописание падежных окончаний имён существительных. "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkoghoiazyka-pravopisaniie-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "122561"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414275831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока по русскому языку «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах»"
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-okonchanii-v-roditiel-nom-datiel-nom-i-priedlozhnom-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "253729"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447657696"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Презентация и конспект к уроку русского языка по теме " Безударные окончания существительных множественного числа""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_i_konspiekt_k_uroku_russkogho_iazyka_po_tiemie_biezudarnyie_okon"
    ["file_id"] => string(6) "456612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518373646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства