Углубить знания о стилистических пластах лексики ; создать условия для осознания эстетической функции слова как языковой единицы с опорой на разговорную лексику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Разговорная лексика"»
Русский язык Урок № 58 6 класс
Тема. Разговорная лексика
Цель урока: углубить знания о стилистических пластах лексики, стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексики создать условия для осознания эстетической функции слова как языковой единицы в художественном тексте с опорой на разговорную лексику
Планируемые результаты
Предметные:
- развить умение формулировать определение понятий по лексике;
- развить умение находить устаревшие, диалектные и просторечные слова и определять их роль в художественном тексте;
- совершенствовать умение самостоятельной работы со словарями, словарной статьей толкового словаря;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать языковую компетенцию учеников при создании собственных текстов
1.Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)
2.Однозначными называют слова, имеющие … (одно лексическое значение)
3.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)
4.Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство)
5.Слова, вышедшие из употребления, называются (устаревшими словами).
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы)
6.Лексикон - это… (запас слов какого-то одного человека).
7.Как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? (диалектные)
- Какие способы толкования слов мы знаем?
-Какую лексику мы используем, разговаривая другом, в беседе с родными и близкими?
-Как вы думаете? О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
( Учащиеся формулируют тему урока)
Учащиеся записывают тему урока, дату
Учитель ещё раз проговаривает тему урока, цель, мотивация.
Работа над темой
На прошлом уроке мы говорили о стилистических пластах лексики. Назовите их.
Как вы считаете, где может употребляться разговорная лексика или её ещё можно назвать стилистически сниженной?
Работа с учебником. Стр. 100
Упр. Для наблюдений 191, стр. 100.
Многие разговорные слова являются эмоционально – оценочными. В токовых словарях такая окраска слова передаётся с помощью помет ласк., уменьш. – ласк. и другими.
Работа со словарём ( в парах) Задание: найти слова разговорные с эмоционально – оценочным характером.
(пары называют слова)
Кроме того , разговорная лексика по сравнению с книжной и стилистически нейтральной обладает оттенком сниженности. Наибольшую степень сниженности имеют слова жаргонные и просторечные.
Работа с учебником.
!пр. 194 , стр. 101 ( по заданию)
Допустимы ли в нашей речи такие слова? Почему?
Творческая работа учащихся.
Упр. 199, стр. 103( по заданию)
Устный рассказ на тему «В школьном этнографическом музее» (Заслушиваются ответы нескольких учащихся)
Рефлексия
О чём говорили сегодня на уроке?
Необходимы ли эти знания нам?
Какую лексику необходимо использовать в речи?
Без каких слов можно обойтись?
Оценка деятельности учащихся на уроке
Задание на дом:: теоретический материал на стр. 100-101 повторить; используя слова упр. 193 напишите сочинение- миниатюру со словами положительной эмоционально – экспрессивной окраски или с отрицательной окраской.