kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему: "Г.Р.Державин.Судьба и поэзия."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературы на тему :

Г.Р. ДЕРЖАВИН. СУДЬБА И ПОЭЗИЯ

Ум и сердце человечье

Были Гением моим.

Г.Р. Державин. «Признание»

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть подготовленных стихотворений М.В. Ломоносова.(отрывок)

2. Индивидуальное сообщение на тему «Г.Р. Державин»

II. Слово учителя.

Державин, как и Ломоносов, осознавал себя слугой и певцом российской государственности. Но сама идея государственности понималась им по-новому. Как бы откликаясь на запросы времени, Державин «очеловечивает» государственный идеал, приближает его к реальности. Предметом хвалебной оды становится у Державина человек с его пристрастиями, вкусами, бытовыми привычками. Такова у Г.Р. Державина Фелица — Екатерина II.

III. Беседа по вопросам:

1. Вспомните оду М.В. Ломоносова 1747 г. Объясните, почему столь различны подходы поэтов-одописцев к изображению императрицы? (М.В. Ломоносов видит в Елизавете государыню, лучшим портретом-характеристикой которой являются ее деяния. Державин же сумел в увенчанной короной императрице разглядеть женщину и зримо, конкретно описать ее.)

2. Прослушайте строчки из оды «Видение мурзы», в которых Г.Р. Державин создает портрет своего лирического героя. ( работа с раздаточным материалом):

Влажен, воспел я, кто доволен

В сем свете жребием своим,

Обилен, здрав, покоен, волен

И счастлив лишь собой самим;

Кто сердце чисто, совесть праву

И твердый нрав хранит в свой век

И всю свою в том ставит славу,

Что он лишь добрый человек.

Определите основные черты лирического героя Державина.

Объясните    самоиронию, заключенную в этих строчках.

 Согласен ли сам Державин с нарисованным им идеалом?

3. Прочитайте стихотворение «Признание», выделите его микротемы.

В чем признается Державин перед своими читателями? Какие пласты лексики соединяет поэт в своем стихотворении? Каково назначение подобного смешения? (Г.Р. Державин сумел приблизить высокое, а потому и несколько элитарное искусство поэзии к живой разговорной, естественной речи.)

4. Какие слова Евангелия перефразировал поэт в своем «Признании»? («Пусть первый бросит в меня камень тот, кто сам без греха».)

5. В чем, на ваш взгляд, назначение данной ассоциации? (Г.Р. Державин одновременно подчеркивает как божественное, так и человеческое начало в поэте.)

6. Как вы поняли заключительные строчки стихотворения? В чем же признается поэт? (В жизни нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди, заблуждающиеся, но находящие в себе силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину.)

7. Найдите в стихотворении слова, выражающие нравственные ценности лирического героя Державина. («Чистосердечье», «ум и сердце человечье», «Бог», «правда», «отчизне друг».)

8. Однако дерзкие строчки «Признания» вызвали неудовольствие при дворе. В стихотворении «Дар» поэт признавался:

Взял я лиру и запел,

Струны правду зазвучали.

Кто внимать мне захотел?

Лишь красавицы внимали.

Почему за шуточным «реверансом» в адрес красавиц в стихотворении Державина слышатся горестные нотки? (Государственные мужи не желали принимать правду поэта. Державин остро чувствовал невостребованность своей гражданской лиры.)

Так появилась «гневная ода» Державина «Властителям и судьям»

9. Прочитайте стихотворение «Властителям и судьям»:

а) сформулируйте тему и идею стихотворения.

б) в чем видит поэт долг и призвание человека-гражданина? Кто стоит за местоимениями «наш» и «ваш» в первом и втором четверостишиях?

в) найдите черты оды и сатиры в стихотворении Державина.

г) определите позицию лирического героя. Что придает высокий трагизм его речам?

д) охарактеризуйте язык стихотворения. Обратите внимание на публицистический пафос, обилие риторических фигур.

е) какое впечатление произвело на вас стихотворение Державина? О чем оно заставляет задуматься?

Падения и взлеты сопровождали и политическую, и поэтическую карьеру Г.Р. Державина.

10. Прочитайте стихотворение «На птичку». Какова его основная интонация? Какой художественный прием лежит в основе стихотворения?

11.Что роднит стихотворение с басней, с одной стороны, и политической сатирой — с другой?

12. О какой человеческой трагедии поэта свидетельствуют строчки этого маленького стихотворения?

4. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

1. Вы познакомились с историей нелегкой, но яркой жизни Г.Р. Державина. Что привлекает вас в его личности? Какие строчки стихотворений хотелось бы перечитать, может быть, выучить наизусть?

2. Что нового внес Г.Р. Державин в поэзию по сравнению с М.В. Ломоносовым? Что отличает его лирического героя?

3. Почему во многих стихотворениях Г.Р. Державина «высокий штиль» соседствует с разговорной речью, даже с просторечием?

5. Домашнее задание.

1. Прочитать стихотворение Г.Р. Державина «Памятник». В чем видел поэт свою заслугу перед Отечеством и русской литературой?

2. Принести на следующий урок стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул.» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.» А.С. Пушкина.

3. Индивидуальное задание опираясь на фрагменты оды К.Ф. Рылеева «Державин» (карточка 5), подготовить рассказ о восприятии младшими современниками Державина его поэзии.

Карточка 5

К.Ф. Рылеев. «Державин»

.Какой-то думой омрачен,

Младой Певец бродил в ограде,

Но вдруг остановился он,

И заблистал огонь во взгляде:

«Что вижу я?. на сих брегах,—

Он рек, — для Севера священной

Державина ль почиет прах

В обители уединенной?»

И засияли, как росой,

Слезами юноши ресницы,

И он с удвоенной тоской

Сел у подножия гробницы.

Но вдруг восторженный вещал:

«Что я напрасно здесь тоскую?

Наш дивный Бард не умирал:

Он пел и славил Русь святую!

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил

И в огненных своих стихах

Святую добродетель славил.

Он долг Певца постиг вполне,

Он свить горел венок нетленной,

Он был в родной своей стране

Органом истины священной.

Везде Певец народных благ,

Везде гонимых оборона

И зла непримиримый враг,

Он так твердил любимцам трона:

«Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвященно!

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно;

Что он орудье Власти есть,

Всех царственных подпора зданий;

Должны быть польза, слава, честь

Вся мысль ею, цель слов, де

       Урок окончен

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "Г.Р.Державин.Судьба и поэзия." »

Конспект урока по литературы на тему :


Г.Р. ДЕРЖАВИН. СУДЬБА И ПОЭЗИЯ


Ум и сердце человечье

Были Гением моим.

Г.Р. Державин. «Признание»


ХОД УРОКА


I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть подготовленных стихотворений М.В. Ломоносова.(отрывок)

2. Индивидуальное сообщение на тему «Г.Р. Державин»

II. Слово учителя.

Державин, как и Ломоносов, осознавал себя слугой и певцом российской государственности. Но сама идея государственности понималась им по-новому. Как бы откликаясь на запросы времени, Державин «очеловечивает» государственный идеал, приближает его к реальности. Предметом хвалебной оды становится у Державина человек с его пристрастиями, вкусами, бытовыми привычками. Такова у Г.Р. Державина Фелица — Екатерина II.


III. Беседа по вопросам:


1. Вспомните оду М.В. Ломоносова 1747 г. Объясните, почему столь различны подходы поэтов-одописцев к изображению императрицы? (М.В. Ломоносов видит в Елизавете государыню, лучшим портретом-характеристикой которой являются ее деяния. Державин же сумел в увенчанной короной императрице разглядеть женщину и зримо, конкретно описать ее.)

2. Прослушайте строчки из оды «Видение мурзы», в которых Г.Р. Державин создает портрет своего лирического героя. ( работа с раздаточным материалом):

Влажен, воспел я, кто доволен

В сем свете жребием своим,

Обилен, здрав, покоен, волен

И счастлив лишь собой самим;

Кто сердце чисто, совесть праву

И твердый нрав хранит в свой век

И всю свою в том ставит славу,

Что он лишь добрый человек...

Определите основные черты лирического героя Державина.

Объясните самоиронию, заключенную в этих строчках.

Согласен ли сам Державин с нарисованным им идеалом?


3. Прочитайте стихотворение «Признание», выделите его микротемы.

В чем признается Державин перед своими читателями? Какие пласты лексики соединяет поэт в своем стихотворении? Каково назначение подобного смешения? (Г.Р. Державин сумел приблизить высокое, а потому и несколько элитарное искусство поэзии к живой разговорной, естественной речи.)

4. Какие слова Евангелия перефразировал поэт в своем «Признании»? («Пусть первый бросит в меня камень тот, кто сам без греха».)

5. В чем, на ваш взгляд, назначение данной ассоциации? (Г.Р. Державин одновременно подчеркивает как божественное, так и человеческое начало в поэте.)

6. Как вы поняли заключительные строчки стихотворения? В чем же признается поэт? (В жизни нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди, заблуждающиеся, но находящие в себе силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину.)

7. Найдите в стихотворении слова, выражающие нравственные ценности лирического героя Державина. («Чистосердечье», «ум и сердце человечье», «Бог», «правда», «отчизне друг».)

8. Однако дерзкие строчки «Признания» вызвали неудовольствие при дворе. В стихотворении «Дар» поэт признавался:

Взял я лиру и запел,

Струны правду зазвучали.

Кто внимать мне захотел?

Лишь красавицы внимали.

Почему за шуточным «реверансом» в адрес красавиц в стихотворении Державина слышатся горестные нотки? (Государственные мужи не желали принимать правду поэта. Державин остро чувствовал невостребованность своей гражданской лиры.)

Так появилась «гневная ода» Державина «Властителям и судьям»


9. Прочитайте стихотворение «Властителям и судьям»:

а) сформулируйте тему и идею стихотворения.

б) в чем видит поэт долг и призвание человека-гражданина? Кто стоит за местоимениями «наш» и «ваш» в первом и втором четверостишиях?

в) найдите черты оды и сатиры в стихотворении Державина.

г) определите позицию лирического героя. Что придает высокий трагизм его речам?

д) охарактеризуйте язык стихотворения. Обратите внимание на публицистический пафос, обилие риторических фигур.

е) какое впечатление произвело на вас стихотворение Державина? О чем оно заставляет задуматься?

Падения и взлеты сопровождали и политическую, и поэтическую карьеру Г.Р. Державина.


10. Прочитайте стихотворение «На птичку». Какова его основная интонация? Какой художественный прием лежит в основе стихотворения?

11.Что роднит стихотворение с басней, с одной стороны, и политической сатирой — с другой?

12. О какой человеческой трагедии поэта свидетельствуют строчки этого маленького стихотворения?


4. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

1. Вы познакомились с историей нелегкой, но яркой жизни Г.Р. Державина. Что привлекает вас в его личности? Какие строчки стихотворений хотелось бы перечитать, может быть, выучить наизусть?

2. Что нового внес Г.Р. Державин в поэзию по сравнению с М.В. Ломоносовым? Что отличает его лирического героя?

3. Почему во многих стихотворениях Г.Р. Державина «высокий штиль» соседствует с разговорной речью, даже с просторечием?


5. Домашнее задание.

1. Прочитать стихотворение Г.Р. Державина «Памятник». В чем видел поэт свою заслугу перед Отечеством и русской литературой?

2. Принести на следующий урок стихотворение М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина.

3. Индивидуальное задание опираясь на фрагменты оды К.Ф. Рылеева «Державин» (карточка 5), подготовить рассказ о восприятии младшими современниками Державина его поэзии.




Карточка 5

К.Ф. Рылеев. «Державин»

...Какой-то думой омрачен,

Младой Певец бродил в ограде,

Но вдруг остановился он,

И заблистал огонь во взгляде:

«Что вижу я?.. на сих брегах,—

Он рек, — для Севера священной

Державина ль почиет прах

В обители уединенной?»

И засияли, как росой,

Слезами юноши ресницы,

И он с удвоенной тоской

Сел у подножия гробницы...

Но вдруг восторженный вещал:


«Что я напрасно здесь тоскую?

Наш дивный Бард не умирал:

Он пел и славил Русь святую!

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил

И в огненных своих стихах

Святую добродетель славил.


Он долг Певца постиг вполне,

Он свить горел венок нетленной,

Он был в родной своей стране

Органом истины священной.

Везде Певец народных благ,

Везде гонимых оборона

И зла непримиримый враг,

Он так твердил любимцам трона:


«Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвященно!

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно;

Что он орудье Власти есть,

Всех царственных подпора зданий;

Должны быть польза, слава, честь

Вся мысль ею, цель слов, де



Урок окончен








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по литературе на тему: "Г.Р.Державин.Судьба и поэзия."

Автор: Лысинская Юлия Александровна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 189021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства