Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Понятие об однородных членах предложения", 8 класс»
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: «Понятие об однородных членах предложения» (2 урок)
Цель: Закрепить понятие об однородных членах предложения.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически прокомментируйте.
Сентябрь. В…скресенье. Пр..красное осе (нн) (н)ее утро. Уже взошло солнце и всем кроншта…ам открылась нежная кр…сота пр…роды. Люди смотрели на море небо и золотую парчу осе (нн) (н)его н…ряда парков. Они дышали морским бодрящ…м воздухом.
- Проверим (текст со вставленными буквами и знаками, а также комментарием – на слайде). Прочитайте.
- Какие орфографические ошибки допущены?
- Объясним постановку знаков препинания в 4 предложении.
- Докажите, что «море», «небо» и «парча» однородные члены.
- Объясните, почему в предложении 4 перед «и» есть запятая, а в данном нет.
- Почему между определениями «морской, бодрящий» можно поставить запятую?
- Назовите известные вам средства выразительности.
- Как вы думаете, однородные члены могут быть средствами выразительности речи?
- Какую функцию в тексте могут выполнять однородные члены? (точнее описать явление, образ, представить в деталях, более масштабно, иногда придают динамику, чаще глаголы)
-Какое настроение создается автором этого текста у читателя?
- Ребята, у этого текста есть продолжение, в котором уже нет таких светлых, радостных тонов. Послушайте.
В восемь часов утра (У) послышались гудки (Б)и разрывы снарядов.
Черные тучи самолетов(Е) надвигались на город.
Бомбы(Ж) летели на головы людей(Г)дома(О) парки (Р) школы (О)больницы и детские сады.
Город окутался(И) и дымом (Д)и пламенем (С)и гарью.
Это была грозная(Л)страшная феерия.
Кронштадтцы боролись с огнем (А)разбирали завалы(В)оказывали помощь пострадавшим.
Взрослые(Р) и дети были на своих местах (Ы)и каждый выполнял свой долг.
Две недели продолжался поединок защитников Кронштадта (Т) с воздушными силами армии «Север».
И победа осталась за кронштадтцами.
- Это отрывок из статьи в газете «Кронштадтский вестник», автором которой является Лидия Ивановна Токарева, экскурсовод, краевед, внешний корреспондент газеты. И писала она о сентябрьских боях 1941 года в Кронштадте.
-С каким событием оно связано? (65 лет Победе)
- Внимание, задание.
В этой части текста пропущены знаки препинания. Выпишите в строчку только те буквы, на месте которых должны стоять запятые. Помните, что союз «и» соединяет не только одн. чл., но и части сложного предложения.
(Выполнение задания около 4 минут)
- - Проверим, какое словосочетание получилось?
ГОРОД СЛАВЫ
-Как думаете, с каким событием можно связать это словосочетание? (27 апреля 2009 года присвоено городу почетное звание «Город воинской славы за мужество, стойкость, героизм»)
- Самостоятельно проверьте выполненное задание (на доске - графический комментарий)
6. –Сегодня мы говорим о том, что однородные члены предложения связывают сочинительные союзы, самый распространенный «И». Но этот союз выполняет и другую функцию – связывает части сложного предложения.
- Сделайте в тетради два столбика: ССП и простое с однородными членами. На карточках – 5 предложений. Прочитайте их. Выпишите номера в соответветствующие столбики
Карточка с предложениями
Автор киносценария «Мы из Кронштадта» и спектакля «Раскинулось море широко».
Он вел общественно-политическую и литературную работу.
Он и выступал перед бойцами, и писал листовки.
Корреспондент газеты «Правда», он поддерживал боевой дух солдат, и воевать им было легче.
С первых дней войны он находился на передовых рубежах: в Кронштадте и Ленинграде.
-Итак, назовите № предложений – ССП?
Все остальные – простые с однородными членами.
Речь в этих предложениях идет об одном человеке, именем которого названа улица в нашем городе. Кто это?
(Всеволод Вишневский)
Кто из вас живет на улице имени писателя ,драматурга Вс. Вишневского?
Запишите предложения в тетрадь в соответствующий столбик, заменяя местоимение ОН именем собственным