Конспект урока по русскому языку .
Предмет – русский язык
Класс – 4-в
Тема урока: Предложения с однородными членами.
Цели урока:
1. Развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них; ставить запятую при однородных членах предложения; определять паузы в устной речи по интонации перечисления.
2. Развивать внимание, мышление, устную и письменную речь.
3. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.
Планируемые результаты (ПР) – предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке:
Личностные универсальные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; учитывать правило в планировании и контроле своих действий; принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства. устанавливать аналогии.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Мотивационный
(5-6 мин)
Детям предлагается прочитать предложение на экране: «Казнить нельзя помиловать» и определить название произведения и автора.
Даётся краткое содержание произведения для понимания цели выполнения последующего задания
Показывает на экране предложение и задаёт вопросы.
Выводит на экран название произведения и инициалы автора: «В стране невыученных уроков» автор Лия Гераскина
Рассказывает краткое содержание произведения для понимания цели выполнения последующего задания
Вспоминают название произведения и автора
Прослушивают краткое содержание произведения для знакомства с ним или сами стараются рассказать.
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Проблемный
(5 мин)
Детям предлагается обсудить в паре постановку запятой и определить место в предложении, где должна стоять запятая.
-Поставьте запятую так, чтобы Витю не казнили.
Постарайтесь выполнить задание за 5 минут(столько времени дали Вите)
-А может здесь запятая не нужна?
Даёт задание
Задаёт вопрос
Вывешивает на доску слово «Запятая»
Дети в парах обсуждают проблему постановки запятой и высказывают свое мнение.
Дети рассуждают:
- Без запятой теряется смысл предложения, или становится непонятным.
Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Аналитический
(5 мин)
Детям предлагается рассказать, что они делали, чтобы найти правильное место для запятой.
- Что вы делали для того, чтобы найти правильное место для запятой.
- Прослушайте, что сказала запятая, после того, как Витя справился с заданием.
-Как понимаете это выражение?
- Что ещё, кроме мыслительной деятельности помогло Вите и вам поставить запятую?
-Что в устной речи показывает на постановку запятой?
Задаёт вопросы
Выводит на экран прямую речь:
«Помни, когда даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели»
Если дети затрудняются , можно предложить три варианта ответа – выбрать главное.
Дети рассказывают, какие действия они выполняли, для определения места для запятой.
-Думали, рассуждали.
Дети объясняют, как поняли прочитанное.
-Помогла устная речь, интонация, пауза.
- Пауза
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Личностные:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи.
Повторение пройденного
(4 мин)
Детям предлагается подготовить тетрадь для работы – записать «Классная работа», Списать предложение и выделить главные члены предложения.
- Объясните , какие главные члены предложения вы подчеркнули?
Даёт задание.
Задаёт вопросы.
Дети готовят тетрадь для работы и находят главные члены предложения.
Дети объясняют.
Познавательные:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов.
Регулятивные:
учитывать правило в планировании и контроле своих действий.
Физ.минутка: (3 мин)
Подпрыгните столько раз, сколько гласных звуков в слове подлежащее.
Присядьте столько раз, сколько слогов в слове сказуемое и т.д.
Целеполагание
(3 мин)
Детям предлагается подумать, что разделяет запятая в этом предложении.
-Как называются такие слова?
Предлагается сформулировать тему урока по карточкам на доске.
- Чему мы будем сегодня учиться?
- Какое правило можно сформулировать по данной теме?
Задаёт вопросы.
Вывешивает на доску определение Однородные члены предложения
Дети обдумывают ответ и объясняют:
- Разделены два глагола схожие по признакам:
1.Отвечают на один вопрос
2.Являются одним членом предложения.
-Однородными членами предложения.
Дети формулируют тему урока: «Постановка запятой между однородными членами предложения»
-Между однородными членами предложения ставится запятая.
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу.
Работа с информацией
(10 мин)
Детям показывается значок обозначения однородных членов предложения – кружок.
-Как ставятся запятые при однородных членах предложения?
- Расскажите по схемам.
(схемы предложены ниже в приложении)
Показывает правильность написания схемы предложения с однородными членами и вводит обозначение однородных членов кружком.
Дети учатся правильно обозначать однородные члены предложения кружком и объяснять расстановку запятых в предложениях по схемам.
Познавательные:
осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства.
Рефлексивный
(5 мин)
Предлагается выполнить самостоятельно задание на карточках на расстановку запятых в предложениях с однородными членами, используя образцы схем. Предложения подобраны с учётом разнообразия видов однородных членов и союзов.
Проверяется выполненное задание на карточках .
-Оцените свой результат.
Раздаёт карточки
Выводит на экран правильные ответы.
Дети выполняют работу на карточках. Если дети затрудняются – можно найти нужную информацию в учебнике на странице 67-68.
Дети сравнивают свои ответы с правильными.
Познавательные:
устанавливать аналогии.
Регулятивные:
учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Домашнее задание
Упр. № 104 – на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Познавательные:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку:
- Краткое содержание произведения «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной.
«Мальчик Виктор Перестукин попал в страну невыученных уроков и ему нужно было решить свою судьбу с помощью единственного знака препинания – запятой. Ему было предложено задание, в котором нужно было правильно поставить запятую в предложении.»
2. Схемы к предложениям с однородными членами.
, , и
, и , и , а (но)
Книги лежали не только на полу, но и на диване;
Книги лежали не на столе, а на полке.
Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
Наш сокол маленький, но удаленький.
Терпенье и труд все перетрут
Сам погибай, а друга выручай.
Орех треснул и раскололся.
В лесу росли берёзы, осины, ели, сосны, пихты. 2
Катя и Надя ныряли и плавали в озере.