Раздел долгосрочного планирования: «Моя семья и друзья»
Лексическая тема: «Профессии родителей»
Школа: КГУ НИСЦ РО «Восток» для одаренных детей
Дата: 1 четверть, 21 урок
ФИО учителя: Сахарова Галина Николаевна
Класс: 2
Тема урока: Мягкий знак на конце и в середине слова.
Цели обучения
2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других
2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного
2.3.1.2 создавать небольшие тексты (рассказ) на основе особенностей художественного стиля (с помощью учителя)
Цели урока
Все учащиеся смогут:
- Узнать, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова.
Большинство учащихся смогут:
- Определить сколько звуков и букв в словах. Привести примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова. Сравнить значения слов и объяснить, как буква ь изменила их смысл.
Некоторые учащиеся смогут:
Составить загадку о профессиях, где отгадкой будет слово с ь знаком.
Основные термины и словосочетания:
Мягкий знак, звуки и буквы, загадка.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопрос для обсуждения:
Есть ли в мире самая важная профессия?
Воспитание ценностей
Воспитание у детей уважения друг к другу; сотрудничество в группе; труд и творчество; открытость.
Межпредметная связь
Познание мира, художественная литература
Предыдущие знания
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык - средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные.
Ход урока:
Организационный момент
Создание положительного эмоционального настроя.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- Желаю
- успеха
- большого
- во всем
- и везде!
- Здравствуй! (Удачи!) - касаются всей ладонью.
Актуализация знаний
1 мин
Учитель (У):
Столько есть профессий разных,
Все их нам не перечесть:
Есть врачи и водолазы,
Токари, шахтеры есть.
Учит в школе нас учитель,
А портной костюмы шьет.
Строит новый дом строитель,
Капитан корабль ведет.
Главное — не ошибиться,
Выбирая, кем же стать?
Парикмахером, певицей,
Или на Луну летать.
Целеполагание
На слайд выведены слова: слесарь, альпинист, водитель
егерь, модельер, библиотекарь
У:
- Каким одним словом можно заменить эти слова? (Профессии)
- В каждом слове встречается одна и та же буква. Назовите ее. В какой части слова она находится?
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (диаграмма)
Мы с вами проводили опрос в классе «Ваша будущая профессия», вот результаты.
- Проанализируйте диаграмму. (ответы детей)
- В названии какой профессии встречается ь знак? (Учитель) Измените слово, чтоб ь знак встал посередине. (Учительница)
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Какие цели поставим себе на урок? Какие задания будем выполнять?
- Что вы уже знаете о ь знаке?
Освоение нового
Беседа
У:
- Что повлияло на выбор ваших будущих профессий? (ответы детей)
- Сегодня к нам в гости пришла мама Димы, она хочет рассказать о своей профессии.
Мама:
- Будьте внимательны, в моей загадке встретятся слова с мягким знаком.
Кто, когда придёте в садик,
по головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
если мама на работе?
Кто прочтёт стихи и сказки,
даст вам пластилин и краски,
рисовать, лепить научит,
ложки раздавать поручит?
Выдумщица кто, затейница, мечтательница?
Это ваша дорогая. (воспитательница)!
- Какие слова вы услышали с ь знаком? Где в этих словах стоит ь знак?
У:
- Вам встречалось много слов с ь знаком. Кто может сделать вывод о месте его расположения?
Групповая работа
- расскажите друг другу, кем работают ваши мама или папа. И коротко о том, какую работу они выполняют.
- Каким способом можно выполнить эту работу быстро и эффективно? (Работать в группах)
- Кто может рассказать о профессии родителя своего товарища?
У:
Физминутка «Профессии»
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
Вмиг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)
В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас, (держим руль)
Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз - кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
И за парты нам пора.
У:
- ь знак встречается не только в названиях профессий, но и в других словах. Приведите примеры.
- А какие функции выполняет ь знак, мы можем узнать, выполнив задание.
Задание 1 (для всех)
Измените смысл слова, используя ь знак.
Брат-брать, мел-мель, ел-ель, шест-шесть, полка-полька.
САМОПРОВЕРКА.
- Для чего же служит буква ь знак?
Задание 2 П (для большинства)
Определи сколько звуков и букв в словах, запиши по образцу. Сделайте вывод.
Деньки – 6 б., 5 зв.
Огонь, огоньки, конь, коньки.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
- Сделайте вывод.
- На предыдущих занятиях я наблюдала за детьми и выделила группу учащихся, они быстро справляются с заданием, которое я сейчас вам предложу. А детям данной группы будет другое задание
Задание 2 (для некоторых)
Придумайте для ребят загадки - описание, где отгадкой будет название профессии с ь знаком на конце или середине слова.
У:
- Понравилось ли вам такое задание?
ДЗ:
- Дома составить загадку-описание, где отгадкой будет слово с ь знаком на конце или середине.
Итог урока
У:
- О чем сегодня говорили на уроке?
- Можете ли вы дать ответ на вопрос «Какая профессия самая важная?» (рассуждение детей)
- А как вы освоили языковую тему, мы узнаем, после заполнения итоговой таблицы.
У детей на парте лежат карточки с таблицей:
Знаю, какую роль выполняет мягкий знак на конце и в середине слова
Определяю сколько звуков и букв в словах
Привожу примеры слов с мягким знаком в середине и на конце слова
Сравниваю значения слов и объясняю, как буква ь изменила их смысл
Могу составить загадку, рассказ о профессиях, используя слова с ь знаком
- У кого из вас все ДА?
- У кого есть НЕТ? Что вы себе можете порекомендовать?
- Кто может поделиться своими знаниями?
В течение урока учитель заполняет карту формативного оценивания, после чего, на следующем занятии выстраивает урок, согласно данным результатам.