kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение грамоте. Тема. Мягкий знак в середине слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект открытого интегрированного урока в 1 классе  по русской «Мягкий знак в середине слова.

Цель: формирование знаний о правописании мягкого знака в конце и середине слов.

Задачи: Обучающая: закрепить знания о роли мягкого знака в словах (обозначает мягкость согласного звука, изменяет смысл слова),  о понятие «дружба».

Развивающая: развивать  умение использовать на письме  мягкий  знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, развивать умение выразительно читать, развить фонематический  слух, развить умение анализировать текст, определять идею произведения,  сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Развить внимание, память, воображение, сообразительность.

Воспитательная: формировать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу, прививать правила бережного отношения к природе.

Используемые методы: практические; наглядные, частично-поисковые, проблемные.

 

Ход урока.

 

Первый этап мотивационно - целевой.

  1. Организационный момент.

- Прежде чем работать сесть, посмотрите, всё ли есть? 

(Учебник «Родное слово», тетрадь, ручка, цветные и простой карандаши, линейка).

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

- Повернитесь  друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Именно  хорошее настроение - успех в любой работе.

- Сейчас урок русской  грамоты, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

2. Психологический настрой.

 

Я в  школе на уроке

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу  учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.  

 

3.Актуализация знаний:

        - Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

    Может только показать,

                            Как согласную читать.  (Мягкий знак)

- Верно. Сегодня мы с вами продолжим работать над  буквой «Мягкий знак».

- Расскажите в паре друг другу, что вы знаете о букве «Ь»?

-Буква мягкий знак не имеет собственного звука,

- Смягчает согласный звук, стоящий перед ней.

- Не может стоять в начале слова.

 – Не имеет заглавной буквы.

- Изменяет смысл слова.

 

 

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

 

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

 

4. Постановка темы, цели урока:

- Сегодня на уроки вы будите в роли маленьких исследователей.

- Знаете ли вы кто такие исследователи, какую работу они выполняют?

Иссле/дователь – человек, занимающий исследованием.

Исследование – осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

Например. Доктор исследовал больного.

 

- Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают?

- На сколько групп можно разделить эти слова? Почему?

- Кто желает разделить слова на группы у доски?

 

БАНЬКА, ПЕНКИ, УГОЛЬКИ, БАНКА, ПЕНЬКИ, УГОЛКИ.

 

 

- Совершенно верно! Данные слова можно разделить на две группы.

-В первой группе слова без мягкого знака.

БАНКА

УГОЛКИ

ПЕНКИ

 

-Во второй группе слова с мягким знаком в середине.

БАНЬКА

УГОЛЬКИ

ПЕНЬКИ

 

- Сформулируйте тему урока.

Тема. «Мягкий знак в середине слова».

 

 - Чему вы будите учиться?

Цель. Использовать на письме  мягкий  знак для обозначения мягкости согласных в  середине слова.

 

Второй этап мотивационно - познавательный.

  1. Оформление тетрадей, письмо даты.

3 апре/ля. Определение ударного звука, опасной гласной буквы.

  1. Каллиграфическая минутка. Словарная работа: то/поль   пальто /

- Что обозначает слово «Тополь»?

- Как мы произносим это слово?

- Как надо писать это слово?

- Определите ударный звук и опасную гласную в слове «Тополь».

- Что обозначает слово «Пальто»? Какое бывает пальто? ( Детское, женское, мужское, зимнее, демисезонное).

- Определите ударный звук, опасную гласную. Составьте устно предложения с этими словами.

4.Работа у доски по учебнику с.77-78, упражнение 4. Выполняют по желанию 4 учащихся.

Спиши предложения. Вставь, где нужно, Ь.

-Прежде, чем выполнить упражнение, мы его исследуем:

- Что надо выполнить?

- Как надо выполнить?

 Учащиеся читают задание, предложения, объясняют  значение слов. Делают вывод:

Мягкий знак в середине слова обозначает мягкость согласной буквы, изменяет значение слова.

 

В печке тлели угол…ки.

Подклей угол…ки в книге.

На тополь села гал…ка.

Гал…ка скрипит под ногами.

 

Угольки  (уголь) – полезное ископаемое твёрдое горючее вещество.

Уголки – геометрическая фигура, место пересечения двух предметов, двух сторон.

Галка – небольшая птица с серо-чёрным оперением.

Галька – мелкий, гладкий камень округлой формы.

 

5. Физминутка.

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой месил муку.

Раз ку-ку!

Два ку-ку!

Оба шлёпнулись в муку!

Нос в муке,

Хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.

 

 

6.  Самостоятельная работа с. 78, упражнение 5.

Выпишите названия только тех предметов, которые пишутся с мягким знаком.

Письмо, шапка, коньки,  пальто, сирень, слон, тюльпан.

Письмо,  коньки, пальто, сирень, тюльпан.

7. Проверка выполненной работы. На доске вывешивается листок с ответом, учащиеся выполняют самопроверку. Оценивают себя по шкале. Учитель проверяет 2-3 слабоуспевающих учащихся.

Если 5 слов написаны без ошибок и исправлений

Оценка 5

Если 4 слова написаны без ошибок и исправлений

Оценка 4

Если 3 слова написаны без ошибок и исправлений

Оценка 3

 

7.Работа над новым материалом:

«Давайте дружить!» Игорь Мазнин.

 

 

Давайте будем дружить друг с другом,

 Как птица - с небом, как поле - с плугом,

 Как ветер - с морем, трава - с дождями,

 Как кружит солнце со всеми нами!..

 

Давайте будем к тому стремиться,

 Чтоб нас любили и зверь, и птица.

 И доверяли повсюду нам,

 Как самым верным своим друзьям!..

 

Давайте будем беречь планету -

 Во всей Вселенной похожей нету:

 Во всей вселенной совсем одна,

 Что будет делать без нас она?...

 

  • Первичное восприятие текста:

- Сядьте удобнее и внимательно послушайте стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить» с.80 (читает учитель).

 - Кому стихотворение понравилось? Не понравилось? Почему?

- О чём стихотворение?  (О дружбе).

  • Вторичное восприятие текста:

-Давайте прочитаем стихотворение по цепочке, каждый читает по 4 строчки.

  • Словарная работа:

-Какие слова вам непонятны?

  • Анализ текста:

- Объясните, как вы понимаете слова

Дружба, дружить

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Дружить – находиться с кем нибудь в дружбе.

- Какие приметы дружбы приводит  поэт Игорь Мазнин в стихотворении? Найдите в тексте и зачитайте.  (Н-Р: ПТИЦА  С НЕБОМ И Т.П.)

-Удачно ли подобрана иллюстрация в учебнике? 

- Какую картину нарисовали вы к стихотворению?  (Учитель вывешивает на доске картины к этому произведению).

- О чём мечтает поэт?

- К чему призывает людей?

- Как вы думаете, чему учит нас  это стихотворение?  (Поэт призывает нас дружить друг с другом, с природой).

       - Вспомни пословицы, соответствующие содержанию текста, в которых   звучит идея стихотворения. Например:

Не имей сто рублей, а...

Нет друга ищи, а...

 

  • Выразительное чтение:

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение  выразительно. Но сначала надо выбрать интонацию для чтения.

-На доске виды интонаций, нужно подобрать интонацию, отражающую характер стихотворения и прочитать.

 

  • Гневная
  • Спокойная
  • Радостная
  • Грустная
  • Весёлая

                                                  

 

 

 

 

 

-Итак, какая интонация подходит для нашего стихотворения? (2-3 человека)

-Прочитайте стихотворение выразительно, выбрав нужную интонацию. (2-3 уч-ся по желанию).

  •  
  1. Подведение итогов:

- Итак, давайте подведём итог.

- С каким произведением работали на уроке? (Стихотворение «Давайте дружить»)

-Чему оно учит? (Учит нас дружить друг с другом, с природой).

- Что вы знали о «ь»?

- Над какой темой мы сегодня работали? (“мягкий знак” в середине слова)

-Что вы поняли на уроке? (Что “мягкий знак” в середине слова между двумя согласными обозначает  мягкость  согласного звука и изменяет смысл слова).

  1. Рефлексия.

-Ребята, перед вами дерево мнений. Чего не хватает на дереве?

-Давайте наденем  дерево: если настроение хорошее, вы довольны своей работой и урок понравился - выбираете зелёный листочек.

- Если не очень - выбираете жёлтый листочек (оформление дерева).

-Изменилось наше дерево?

-Посмотрите, какое оно получилось нарядное и красивое!

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё хорошее настроение от вашей  работы я тоже могу показать солнышком. (Учитель над деревом вывешивает солнышко).

- Сегодня на уроке были активны ученики, отвечали верно, на вопросы……., эти ребята за урок получают оценку «5».

- Оценку «4» получают ученики……

- Оценку «3» получают ученики……

- Спасибо всем. Урок закончен.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. Тема. Мягкий знак в середине слова »

План конспект открытого интегрированного урока в 1 классе по русской «Мягкий знак в середине слова.

Цель: формирование знаний о правописании мягкого знака в конце и середине слов.

Задачи: Обучающая: закрепить знания о роли мягкого знака в словах (обозначает мягкость согласного звука, изменяет смысл слова), о понятие «дружба».

Развивающая: развивать умение использовать на письме мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова, развивать умение выразительно читать, развить фонематический слух, развить умение анализировать текст, определять идею произведения, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Развить внимание, память, воображение, сообразительность.

Воспитательная: формировать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу, прививать правила бережного отношения к природе.

Используемые методы: практические; наглядные, частично-поисковые, проблемные.


Ход урока.


Первый этап мотивационно - целевой.

  1. Организационный момент.

- Прежде чем работать сесть, посмотрите, всё ли есть?

(Учебник «Родное слово», тетрадь, ручка, цветные и простой карандаши, линейка).

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Именно хорошее настроение - успех в любой работе.

- Сейчас урок русской грамоты, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

2. Психологический настрой.

Я в школе на уроке

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

3.Актуализация знаний:

- Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать. (Мягкий знак)

- Верно. Сегодня мы с вами продолжим работать над буквой «Мягкий знак».

- Расскажите в паре друг другу, что вы знаете о букве «Ь»?

-Буква мягкий знак не имеет собственного звука,

- Смягчает согласный звук, стоящий перед ней.

- Не может стоять в начале слова.

– Не имеет заглавной буквы.

- Изменяет смысл слова.



- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

4. Постановка темы, цели урока:

- Сегодня на уроки вы будите в роли маленьких исследователей.

- Знаете ли вы кто такие исследователи, какую работу они выполняют?

Иссле/дователь – человек, занимающий исследованием.

Исследование – осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

Например. Доктор исследовал больного.


- Прочитайте слова, подумайте, что они обозначают?

- На сколько групп можно разделить эти слова? Почему?

- Кто желает разделить слова на группы у доски?


БАНЬКА, ПЕНКИ, УГОЛЬКИ, БАНКА, ПЕНЬКИ, УГОЛКИ.



- Совершенно верно! Данные слова можно разделить на две группы.

-В первой группе слова без мягкого знака.

БАНКА

УГОЛКИ

ПЕНКИ


-Во второй группе слова с мягким знаком в середине.

БАНЬКА

УГОЛЬКИ

ПЕНЬКИ


- Сформулируйте тему урока.

Тема. «Мягкий знак в середине слова».


- Чему вы будите учиться?

Цель. Использовать на письме мягкий знак для обозначения мягкости согласных в середине слова.


Второй этап мотивационно - познавательный.

  1. Оформление тетрадей, письмо даты.

    3 апре/ля. Определение ударного звука, опасной гласной буквы.

  2. Каллиграфическая минутка. Словарная работа: то/поль пальто /

- Что обозначает слово «Тополь»?

- Как мы произносим это слово?

- Как надо писать это слово?

- Определите ударный звук и опасную гласную в слове «Тополь».

- Что обозначает слово «Пальто»? Какое бывает пальто? ( Детское, женское, мужское, зимнее, демисезонное).

- Определите ударный звук, опасную гласную. Составьте устно предложения с этими словами.

4.Работа у доски по учебнику с.77-78, упражнение 4. Выполняют по желанию 4 учащихся.

Спиши предложения. Вставь, где нужно, Ь.

-Прежде, чем выполнить упражнение, мы его исследуем:

- Что надо выполнить?

- Как надо выполнить?

Учащиеся читают задание, предложения, объясняют значение слов. Делают вывод:

Мягкий знак в середине слова обозначает мягкость согласной буквы, изменяет значение слова.


В печке тлели угол…ки.

Подклей угол…ки в книге.

На тополь села гал…ка.

Гал…ка скрипит под ногами.


Угольки (уголь) – полезное ископаемое твёрдое горючее вещество.

Уголки – геометрическая фигура, место пересечения двух предметов, двух сторон.

Галка – небольшая птица с серо-чёрным оперением.

Галька – мелкий, гладкий камень округлой формы.


5. Физминутка.

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой месил муку.

Раз ку-ку!

Два ку-ку!

Оба шлёпнулись в муку!

Нос в муке,

Хвост в муке,

Ухо в кислом молоке.



6. Самостоятельная работа с. 78, упражнение 5.

Выпишите названия только тех предметов, которые пишутся с мягким знаком.

Письмо, шапка, коньки, пальто, сирень, слон, тюльпан.

Письмо, коньки, пальто, сирень, тюльпан.

7. Проверка выполненной работы. На доске вывешивается листок с ответом, учащиеся выполняют самопроверку. Оценивают себя по шкале. Учитель проверяет 2-3 слабоуспевающих учащихся.

Если 5 слов написаны без ошибок и исправлений

Оценка 5

Если 4 слова написаны без ошибок и исправлений

Оценка 4

Если 3 слова написаны без ошибок и исправлений

Оценка 3


7.Работа над новым материалом:

«Давайте дружить!» Игорь Мазнин.


Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица - с небом, как поле - с плугом,

Как ветер - с морем, трава - с дождями,

Как кружит солнце со всеми нами!..


Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!..


Давайте будем беречь планету -

Во всей Вселенной похожей нету:

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?...

  • Первичное восприятие текста:

  • - Сядьте удобнее и внимательно послушайте стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить» с.80 (читает учитель).

  • - Кому стихотворение понравилось? Не понравилось? Почему?

  • - О чём стихотворение? (О дружбе).

  • Вторичное восприятие текста:

  • -Давайте прочитаем стихотворение по цепочке, каждый читает по 4 строчки.

  • Словарная работа:

  • -Какие слова вам непонятны?

  • Анализ текста:

  • - Объясните, как вы понимаете слова

    • Дружба, дружить

  • Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

  • Дружить – находиться с кем нибудь в дружбе.

  • - Какие приметы дружбы приводит поэт Игорь Мазнин в стихотворении? Найдите в тексте и зачитайте. (Н-Р: ПТИЦА С НЕБОМ И Т.П.)

  • -Удачно ли подобрана иллюстрация в учебнике?

  • - Какую картину нарисовали вы к стихотворению? (Учитель вывешивает на доске картины к этому произведению).

  • - О чём мечтает поэт?

  • - К чему призывает людей?

  • - Как вы думаете, чему учит нас это стихотворение? (Поэт призывает нас дружить друг с другом, с природой).

  • - Вспомни пословицы, соответствующие содержанию текста, в которых звучит идея стихотворения. Например:

    • Не имей сто рублей, а...

    • Нет друга ищи, а...

  • Выразительное чтение:

  • -Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно. Но сначала надо выбрать интонацию для чтения.

  • -На доске виды интонаций, нужно подобрать интонацию, отражающую характер стихотворения и прочитать.

    • Гневная

    • Спокойная

    • Радостная

    • Грустная

    • Весёлая

  • -Итак, какая интонация подходит для нашего стихотворения? (2-3 человека)

  • -Прочитайте стихотворение выразительно, выбрав нужную интонацию. (2-3 уч-ся по желанию).

  • -Молодцы!

  1. Подведение итогов:

  • - Итак, давайте подведём итог.

  • - С каким произведением работали на уроке? (Стихотворение «Давайте дружить»)

  • -Чему оно учит? (Учит нас дружить друг с другом, с природой).

  • - Что вы знали о «ь»?

  • - Над какой темой мы сегодня работали? (“мягкий знак” в середине слова)

  • -Что вы поняли на уроке? (Что “мягкий знак” в середине слова между двумя согласными обозначает мягкость согласного звука и изменяет смысл слова).

  1. Рефлексия.

  • -Ребята, перед вами дерево мнений. Чего не хватает на дереве?

  • -Давайте наденем дерево: если настроение хорошее, вы довольны своей работой и урок понравился - выбираете зелёный листочек.

  • - Если не очень - выбираете жёлтый листочек (оформление дерева).

  • -Изменилось наше дерево?

  • -Посмотрите, какое оно получилось нарядное и красивое!

  • - Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё хорошее настроение от вашей работы я тоже могу показать солнышком. (Учитель над деревом вывешивает солнышко).

  • - Сегодня на уроке были активны ученики, отвечали верно, на вопросы……., эти ребята за урок получают оценку «5».

  • - Оценку «4» получают ученики……

  • - Оценку «3» получают ученики……

  • - Спасибо всем. Урок закончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение грамоте. Тема. Мягкий знак в середине слова

Автор: Зубрицкая Светлана Николаевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока обучения грамоте "Звук и, буквы И,и" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-zvuk-i-bukvy-i-i"
    ["file_id"] => string(6) "140977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418046321"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок по обучению грамоте на тему "Звук [ц]. Буква Цц"
    ["seo_title"] => string(53) "urok_po_obucheniiu_gramote_na_temu_zvuk_ts_bukva_tsts"
    ["file_id"] => string(6) "484158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541608438"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "КСП по обучению грамоте по теме: Какие слова пишутся с большой буквы? Развитие речи. В. Голявкин «Коньки купили не напрасно»"
    ["seo_title"] => string(80) "ksp_po_obuchieniiu_ghramotie_po_tiemie_kakiie_slova_pishutsia_s_bol_shoi_bukvy_r"
    ["file_id"] => string(6) "420018"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496338385"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок обучения грамоте 1 класс Звуки [б], [б']. Буква Б б"
    ["seo_title"] => string(51) "urok_obucheniia_gramote_1_klass_zvuki_b_b_bukva_b_b"
    ["file_id"] => string(6) "580121"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620634287"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "" Мягкий знак -хитрый знак" урок русской грамоты в 1 классе "
    ["seo_title"] => string(60) "miaghkii-znak-khitryi-znak-urok-russkoi-ghramoty-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "188823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426755842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства