Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний о мягком знаке – как показателе мягкости согласных".
Цели: 1. Обобщить знания о мягком знаке – как показателе мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине;
2. Развивать умение обозначать мягкость согласных, развивать фонематический слух, внимание, память, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
3. Воспитать любовь к птицам.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, о чем идет речь.
Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать. (буква мягкий знак)
- Сегодня на уроке будем применять полученные знания о ь знаке.
2. Словарный диктант.
Пальто, медведь, медведица, учитель, учительница.
- Назовите лишнее слово.
-Почему оно лишнее?
- В слове медведица есть мягкие согласные звуки? Как определили, что они мягкие? (Мягкость согласных в этом слове обозначается буквами е, и.)
3. Работа над изученным материалом.
1) Работа с гласными буквами.
- Разделите гласные буквы на 2 группы: а,я,у,ю,ы,и,е,ё,о,э. По какому принципу разделили?
2) А теперь поиграем в игру «Теремок». В теремок могут войти только те животные, в названии которых есть ь знак и оно переносится. /Даны слова: ёрш, рысь, журавль, лебедь, окунь, снегирь, лев, орёл, дятел, лось./
-Как можно назвать птиц, которые поселились в теремке? (Жильцы). Как переносится это слово? Давайте вспомним правила переноса слов с мягким знаком в середине. Как мы должны помогать зимой птицам?
3) Выборочный диктант.
-Выпишите слова с мягким знаком. Разделите для переноса.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
4) Физминутка.
- Я буду называть слова с мягким знаком на конце и в середине слов. Если услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, приседаете. Если услышите слово с ь знаком на конце, то поднимайте руки вверх.
5) Работа с предложением. /Составить предложение из данных слов/
- Подчеркнуть главные члены.
- Что можно сказать о словах с мягким знаком.
6.) Разделите текст на предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
5. Итог урока. Рефлексия. Самооценка.
- Над какой орфограммой сегодня работали? Где в словах может встретиться мягкий знак? Для чего служит мягкий знак?
-За что вы себя сегодня можете похвалить?
6. Домашнее задание.
Написать 10 слов с мягким знаком, составить 4 предложения. В предложениях найти главные члены, подчеркнуть.