kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по программе «Школа России»

(Программа с расширением за счёт формирования учебной деятельности младших школьников)

 

Тема: Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова.

Цели:

развивать умение обозначать на письме мягкость согласного звука в середине слова и делить для переноса такие слова;

развивать у учащихся самостоятельность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать аккуратность.

Оборудование: карточки со словами коньки, дверь, гусь, пальто, мальчик.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

Начнем наш урок с минутки чистописания. Прочитайте буквы на доске.

Е  Ё  Ю  Я  И

Какое общее свойство у этих букв?

/Показывают мягкость стоящего перед ними согласного./

Ещё какой буквы здесь не хватает? /ь/

Почему он здесь не записан? /Не дает звука./

Определите порядок написания букв и продолжите строку до конца.

ТЕ  ТЁ  ТЮ ...

Прочитайте запись в тетрадях.

  1. Словарно - орфографическая работа.

Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ключ данного шифра.

Внимательно посмотрите на данный шифр.../ запись на доске./

                                         1          2          3          4          5           6           7

                             1          Ь         У         Б          Е          Ц          Р           И

                             2          Ч         Ф         К         Т          Я          Л           С

И на ключ к нему.

1-2     2-1      1-7     2-4     1-4     2-6     1-1

Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?

УЧИТЕЛЬ

Кто такой учитель?

 

Откройте словарики, запишите это слово.

/учитель записывает на доску/

Можно ли назвать эту запись задачей?

/Нет, это условие./

На основе этого условия придумайте задачи.

     /Варианты ответов:

            запомни;

поставь ударений;

подчеркни трудное место;

раздели на слоги;

раздели для переноса;

подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие и твердые звуки; придумай слова близкие по значению;

придумай предложение с этим словом;

А я предлагаю вам записать в тетрадь моё предложение.

Ученику - удача, учителю - радость.

Что вы можете сказать про это предложение? /Это пословица./

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

4. Работа над новым материалом.

1 .Постановка цели урока.

Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

/Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова./

Чему будем учиться на уроке?

/Мы будем учиться, как нужно действовать, чтобы правильно писать слова с Ь в се­редине слова; будем учиться, как надо действовать, чтобы правильно переносить такие слова./

Так сколько же учебных задач мы будем решать? /2/

Как будем действовать, чтобы правильно писать слова с Ь в середине слова?

/Дети составляют план действий:

  1. Произношу слово.

  2. Нахожу мягкий звук в середине слова.

  3. Смотрю, какой звук стоит за ним.

  4. Проверяю, не является ли исключением.

  5. Пишу в слове Ь после согласной буквы./

     

    2.Работа по выбору слов с Ь в середине.

    Я предлагаю вам отгадать несколько загадок.

    Зимние каникулы! Весёлые деньки!

    Нужны ребятам санки, лыжи и коньки.

    Без ключа ты мне поверь

    Не откроешь эту дверь.

Я в любую непогоду

Тороплюсь забраться в воду.

Но к обеду я вернусь.

Го-го-го! Гогочет гусь.

 

Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а пальто.

Тебе кукла, а мне мячик

Ты девочка, а я мальчик.

 

/карточки с ответами учитель вывешивает на доску/

коньки, дверь, гусь, пальто, мальчик

Что общего в этих словах?

/1. Они начинаются на твердый согласный звук.

 2. Все слова с Ь./

На какие две группы можно разделить эти слова?

/1. По количеству слогов.

 2. По местонахождению Ь в слове.

 3. Словарные и не словарные.

 4. Слова, которые переносятся и которые не переносятся./

 

Задание: Выпишите только те слова, в которых Ь в середине слова.

Проверка: Как действовали когда писали? /Пользовались планом./

Давайте припомним, как нужно переносить слова с Ь в середине?

/по изученному в 1 классе/

Устно разделите слова для переноса.

3 .Вывод.

Почему при переносе Ь остаётся на строке, а не переносится на следующую строку?

А теперь прочитаем правило на стр. 85. Это правило поможет нам справиться с упр. 157 на стр.84.

Физкультминутка.

Если я буду называть слово с Ь в середине, вы должны встать и хлопнуть в ладоши над головой. А если в слове Ь находится на конце, вы должны присесть.

День,  мальчик,  пень,  писать,  угольки,  соль,  мельник,  пальцы,  тень,  кольцо Тихо садитесь за парты.

4.Коллективная работа над упр. 157.

  1. Прочитайте

  2. Проанализируйте./выделить условие и требование/

  3. Прочитайте условие.

  4. Прочитайте требование.

  5. Сколько здесь задач?. / 2 /  Почему?

  6. Как будем действовать в первой задаче?

    читаю слово;

    смотрю, где Ь;

    ставлю перенос после него, т. к. Ь показывает мягкость стоящего перед ним звука./

  7. Выполните самостоятельно.

  8. Проверка.

  9. Прочитайте второе требование, составьте предложения /устно/.

  10. Как действовали? /Подбирали слова связанные по смыслу./

  11. Какое предложение вам понравилось больше всего? Запишем его под диктовку.

  12. Выполняя упражнение, мы выполняли одинаковые действия? /Нет, т. к. способ решения зависит от требования./

  13. Подчеркните главные члены предложения. Как действовали?

  14. Записывая упражнение в тетрадь, какую задачу решали? /Конкретно­-практическую./

  15. А учебную задачу решали? Сформулируйте .

    5.Подведение           итогов.

    Чему учились на уроке?

    Как надо действовать, чтобы правильно писать слова с Ь в середине слова?

    Как надо действовать, чтобы правильно переносить слова с Ь в середине слова?

    Что больше всего понравилось?

    Где затруднились?

    6.Домашнее   задание.

    Упр. 160, правило на стр. 85.

    Урок окончен.

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова" »

Урок русского языка по программе «Школа России»

(Программа с расширением за счёт формирования учебной деятельности младших школьников)



Тема: Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова.

Цели:

развивать умение обозначать на письме мягкость согласного звука в середине слова и делить для переноса такие слова;

развивать у учащихся самостоятельность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать аккуратность.

Оборудование: карточки со словами коньки, дверь, гусь, пальто, мальчик.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Минутка чистописания.

Начнем наш урок с минутки чистописания. Прочитайте буквы на доске.

Е Ё Ю Я И

Какое общее свойство у этих букв?

/Показывают мягкость стоящего перед ними согласного./

Ещё какой буквы здесь не хватает? /ь/

Почему он здесь не записан? /Не дает звука./

Определите порядок написания букв и продолжите строку до конца.

ТЕ ТЁ ТЮ ...

Прочитайте запись в тетрадях.

  1. Словарно - орфографическая работа.

Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ключ данного шифра.

Внимательно посмотрите на данный шифр.../ запись на доске./

1 2 3 4 5 6 7

1 Ь У Б Е Ц Р И

2 Ч Ф К Т Я Л С

И на ключ к нему.

1-2 2-1 1-7 2-4 1-4 2-6 1-1

Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?

УЧИТЕЛЬ

Кто такой учитель?

Откройте словарики, запишите это слово.

/учитель записывает на доску/

Можно ли назвать эту запись задачей?

/Нет, это условие./

На основе этого условия придумайте задачи.

/Варианты ответов:

запомни;

поставь ударений;

подчеркни трудное место;

раздели на слоги;

раздели для переноса;

подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие и твердые звуки; придумай слова близкие по значению;

придумай предложение с этим словом;

А я предлагаю вам записать в тетрадь моё предложение.

Ученику - удача, учителю - радость.

Что вы можете сказать про это предложение? /Это пословица./

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

4. Работа над новым материалом.

1 .Постановка цели урока.

Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

/Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова./

Чему будем учиться на уроке?

/Мы будем учиться, как нужно действовать, чтобы правильно писать слова с Ь в се­редине слова; будем учиться, как надо действовать, чтобы правильно переносить такие слова./

Так сколько же учебных задач мы будем решать? /2/

Как будем действовать, чтобы правильно писать слова с Ь в середине слова?

/Дети составляют план действий:

  1. Произношу слово.

  2. Нахожу мягкий звук в середине слова.

  3. Смотрю, какой звук стоит за ним.

  4. Проверяю, не является ли исключением.

  5. Пишу в слове Ь после согласной буквы./


2.Работа по выбору слов с Ь в середине.

Я предлагаю вам отгадать несколько загадок.

Зимние каникулы! Весёлые деньки!

Нужны ребятам санки, лыжи и коньки.

Без ключа ты мне поверь

Не откроешь эту дверь.

Я в любую непогоду

Тороплюсь забраться в воду.

Но к обеду я вернусь.

Го-го-го! Гогочет гусь.


Ты надел совсем не то:

Нужна не шуба, а пальто.

Тебе кукла, а мне мячик

Ты девочка, а я мальчик.



/карточки с ответами учитель вывешивает на доску/

коньки, дверь, гусь, пальто, мальчик

Что общего в этих словах?

/1. Они начинаются на твердый согласный звук.

2. Все слова с Ь./

На какие две группы можно разделить эти слова?

/1. По количеству слогов.

2. По местонахождению Ь в слове.

3. Словарные и не словарные.

4. Слова, которые переносятся и которые не переносятся./


Задание: Выпишите только те слова, в которых Ь в середине слова.

Проверка: Как действовали когда писали? /Пользовались планом./

Давайте припомним, как нужно переносить слова с Ь в середине?

/по изученному в 1 классе/

Устно разделите слова для переноса.

3 .Вывод.

Почему при переносе Ь остаётся на строке, а не переносится на следующую строку?

А теперь прочитаем правило на стр. 85. Это правило поможет нам справиться с упр. 157 на стр.84.

Физкультминутка.

Если я буду называть слово с Ь в середине, вы должны встать и хлопнуть в ладоши над головой. А если в слове Ь находится на конце, вы должны присесть.

День, мальчик, пень, писать, угольки, соль, мельник, пальцы, тень, кольцо Тихо садитесь за парты.

4.Коллективная работа над упр. 157.

  1. Прочитайте.

  2. Проанализируйте./выделить условие и требование/

  3. Прочитайте условие.

  4. Прочитайте требование.

  5. Сколько здесь задач?. / 2 /. Почему?

  6. Как будем действовать в первой задаче?

читаю слово;

смотрю, где Ь;

ставлю перенос после него, т. к. Ь показывает мягкость стоящего перед ним звука./

  1. Выполните самостоятельно.

  1. Проверка.

  2. Прочитайте второе требование, составьте предложения /устно/.

  3. Как действовали? /Подбирали слова связанные по смыслу./

  4. Какое предложение вам понравилось больше всего? Запишем его под диктовку.

  5. Выполняя упражнение, мы выполняли одинаковые действия? /Нет, т. к. способ решения зависит от требования./

  6. Подчеркните главные члены предложения. Как действовали?

  7. Записывая упражнение в тетрадь, какую задачу решали? /Конкретно­-практическую./

  8. А учебную задачу решали? Сформулируйте .

5.Подведение итогов.

Чему учились на уроке?

Как надо действовать, чтобы правильно писать слова с Ь в середине слова?

Как надо действовать, чтобы правильно переносить слова с Ь в середине слова?

Что больше всего понравилось?

Где затруднились?

6.Домашнее задание.

Упр. 160, правило на стр. 85.

Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова"

Автор: Петрова Наталья Викторовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока грамоты "Лиса и журавль. Правила переноса" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-ghramoty-lisa-i-zhuravl-pravila-pierienosa"
    ["file_id"] => string(6) "184067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425993159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства