Конспект урока
Русский язык по теме: «Фонетический разбор».
Цели урока
1.ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие гостей. Садитесь. Слушаем внимательно. Стараемся говорить хорошо. У всех аппараты?
ЭКРАН
-Как ты меня слышишь?
- Который сейчас урок?
- Какой сейчас урок?
2.ФОНЕТИЧЕСКИЙ ОПРОС
Слушайте внимательно. Отвечайте на вопросы.
ЭКРАН
-Какой раздел в русском языке изучает ЗВУКИ РЕЧИ? /фонетика/
-Как различить звук от буквы? /звуки мы слышим и произносим (говорим), а буквы пишем и видим/
-Какими бывают ЗВУКИ РЕЧИ? /гласными и согласными/ - на доске словарь.
Послушайте:
/учитель за экраном читает четверостишья А. С. Пушкина.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя
Словарная работа с текстом:
- Что вы слушали? /отрывок, стихотворение, текст, четверостишье/;
Читаю без экрана
Что я прочитала?
Вам знаком этот текст? /да/
Все слова понятны?/да/
О каком времени года говорится в четверостишье? /зима, о зиме/
Кто автор этого отрывка из стихотворения?/А.С. Пушкин/
Кто знает название этого стихотворения? /«Зимний вечер»/
РАБОТА В ПАРАХ
(раздаётся отпечатанный текст по парам/задания по вариантам/)
1.Прочитайте четверостишье и подчеркните согласные звуки.
2.Прочитайте четверостишье и подчеркните гласные звуки.
/Выполняют задание. 1-2 задание по каждому варианту проверяем/
Продолжение фронтального опроса
- Какими бывают гласные звуки? /ударные и безударные/-на доске словарь.
Какими бывают согласные звуки? /звонкие, глухие (парные, непарные); мягкие, твёрдые (парные, непарные)- на доске словарь.
Вспомним таблицу. (таблица в компьюторе);
Еще раз посмотрели на таблицу и все слова проговорили.
-Откройте теорию & 37,38. Посмотрите на таблицы: «Пары звонкости и глухости», «Пары мягкости и твёрдости»
Продолжение фонетического опроса
-Как определить твёрдость и мягкость согласных? ( в компьюторе инфорация)
-Каким гласным отведена двойная роль? (Я, Е, Ё, Ю).
- Почему? (обозначают два звука)
-Всегда? (нет).
В каких случаях? (в начале слова; после гласной; после Ь и Ъ знаков)
/Учитель выкладывает таблички/
3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
ЗНАЧИТ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ СЕГОДНЯ ТЕМА НАШЕГО УРОКА?
/сказали: «ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР» (на экране «выплывает» тема)
Вспомним план (порядок фонетического разбора)
2.ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
(в компьютере и у ребят на парте – план)
ЧИТАЮТ ПЛАН РАЗБОРА
4.ВЫПОЛНЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА
Откройте тетради, напишите число, классная работа
Будем выполнять фонетический разбор.
Слово –ТЕНЬ- выполняют вместе с учителем у доски
РЕБУСЫ
Будем разбирать слова, но прежде решим ребусы. На экране ребусы, отгадывают, учитель выкладывает таблички на доску.