Урок русского языка
2 класс
Учитель Эпова А.Г.
Тема «Разделительный мягкий знак»
Цели:
- Расширить знания детей о роли мягкого знака в русском языке.
Дать представление о мягком знаке как о разделительном знаке;
v Развивать орфографическую зоркость, речь, умение сотрудничать, работать самостоятельно, развивать интерес к изучению родного языка;
v Воспитывать аккуратность, взаимоуважение.
1 этап урока – мотивационно-целевой
Задачи этапа - орг. момент (2 мин.) Целеполагание и постановка задач.
Формы учебного взаимодействия - Фронтальная
Деятельность учителя - Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.
Деятельность учащихся - Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Формируемые УУД и предметные действия –
Личностные:самоорганизация.
Регулятивные:способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке, нацеливание на успех.
Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать, выражать положительное отношениек процессу познания, проявлять желание познавать новое.
2 этап урока – Актулизация знаний.
Задачи этапа - Систематизировать имеющиеся у учащихся знания
Формы учебного взаимодействия - Фронтальная и групповая
Методы, приемы обучения - Беседа по уточнению и конкретизации знаний, необходимых на данном уроке (словарная работа, работа над звуком)
Деятельность учителя - Организует диалог с учащимися. Предлагает ответить на вопросы, которые подведут к изучению новой темы.
Деятельность учащихся - Дети ищут словарные слова в которых звуков больше,чем букв, доказывают своё мнение. Работа над звуком (фонетический разбор слова)
Формируемые УУД и предметные действия –
Личностные:осознание своих возможностей.
Регулятивные:умение регулировать свои действия,взаимодействовать в группе.
Познавательные:Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
На доске пословица «С малой удачи начинается большой успех.» (дети списывают пословицу)
- Как вы это понимаете?
- Назовите гласные буквы. На какие две группы можно их разделить?
- Назовите слияния, в которых согласный звук мягкий. Почему они звучат мягко?
- Найдите грамматическую основу в предложении. (успех начинается) Какие ещё части речи вы видите? (прилагательные, глагол)
- Что можете сказать о прилагательном – большой? (прил., м.р., ед.ч., букв больше чем звуков, т.к. мягкий знак не имеет звука)
1 слайд - С малой удачи начинается большой успех!
1 5 14 30
а д м ?
- Посмотрите внимательно, какая буква спряталась в последней клетке? (ь)
2 слайд:
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – (МЯГКИЙ ЗНАК)
- Что вы знаете об этой букве? (обозначает мягкость согласного)
- Вспомните пары слов, где одна и та же буква обозначает разные звуки по твердости - мягкости.
3 этап урока – Поисково-исследовательский этап
Задачи этапа - Выбор инструмента для выполнения поставленной задачи. Подведение детей к самостоятельному выводу.
Формы учебного взаимодействия - Групповая
Методы, приемы обучения - Анализ и обсуждение
Деятельность учителя - Контролирует и направляет деятельность учащихся.
Деятельность учащихся - Анализируют группы слов, делают вывод
Формируемые УУД и предметные действия –
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения;
Регулятивные:умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, ставить и решать проблемы.
Коммуникативные: Умение четко и ясно выражать своё мнение.
3 слайд: Для чего еще нужен мягкий знак?
Сравни:
долька польёт
соль солью
пеньки Пьеро
коньки олень
- Сравните столбики слов. Что вы можете сказать? (работа в группах)
Общее – есть ь, мягкий знак обозначает мягкость согласного – ЭТО МЫ ЗНАЛИ
Отличия – ь во втором столбике разделяет согласный и гласный – ЭТО НОВОЕ, над чем мы сегодня будем работать
Вспомните модель, которую мы составляли вчера (согл. Ь согл.) Составьте модель для такого мягкого знака (согл Ь гл)
Прочитаем вывод в учебнике. Так ли мы сказали?
4 этап - Практический этап
Задачи этапа - Умение анализировать полученную информацию и применять на практике,умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Формы учебного взаимодействия – Групповая, индивидуальная
Методы, приемы обучения - Практическая работа
Деятельность учителя - Организует работу групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.
Деятельность учащихся - Определяют и выполняют задания, осуществляют самоконтроль
Формируемые УУД и предметные действия –
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные:умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться и планировать свою деятельность, обосновывать, доказывать своё мнение.
На доске текст: Наступают весенние деньки. Весело запели воробьи. Над крыльцом заплакали сосульки. Тонко зазвенели ручьи.
- Найдите орфограммы в тексте.
-Найдите слова с мягким знаком. Если это мягкий знак, обозначающий мягкость, то запишем слово в 1 столбик. Если разделительный, то во второй.
Понравилось вам распределять слова. Давайте поиграем в игру. (срывают яблоки со словами и записывают слова.
4 слова – с\р (компьютер, февраль, снегирь, пью) Какое слово лишнее?
Работа в парах – фонетический разбор слова пью)
5 этап - Рефлексивно-оценочный этап
Задачи этапа - Умение оценить свою деятельность, выявить ошибки. Исправить их
Формы учебного взаимодействия – Фронтальная, индивидуальная
Деятельность учителя - Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Предлагает ответить на вопросы по теме урока.
Деятельность учащихся - Сравнивают работы, оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя.Делают вывод
Формируемые УУД и предметные действия – Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления
Коммуникативные: Умение слушать, вступать в диалог,участвовать в прениях.
– Как различить разделительный мягкий знак ?
- Оцените себя.
Д/р (на выбор) – 1 вариант - стр 56 №8 Раскрыть скобки, вставить, где нужно, разделительный мягкий знак.
2 вариант – найти и записать 10 слов с разделительным мягким знаком.
3 вариант – фонетический разбор слова – компьютерные.
Итог урока.