Гончарова Ирина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №1056 г. Москвы
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: Буквы и и ы после ц.
Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
1) предметные:
- находить в словах орфограмму-букву и и ы после ц, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора;
- продолжить формирование умений и навыков фонетического, морфемного, морфологического анализа слов, синтаксического разбора предложения, орфографической грамотности.
2) метапредметные:
корректировать и развивать
- познавательные способности;
- логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память, эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи;
- работать со словарём;
- извлекать и преобразовывать информацию (схема).
3) личностные:
формировать
- положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль;
- уважительное, бережное отношение к родному языку;
- умение рационально использовать время.
Оборудование: учебник, доска, таблица-схема, контрольные листы к буквенному диктанту, карточки с заданиями (2 варианта).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие. Проверка домашнего задания (упр. 443). Упражнение проверяется «по цепочке». Фонетический разбор слова вдруг, морфологический разбор слова железную выполняется учащимися у доски. Замена тетрадей. Работу над ошибками учащиеся выполняют дома.
Актуализация знаний.
Буквенный диктант. Учитель зачитывает слова.
- Учащиеся выписывают только чередующиеся гласные в корне.
Переложить, излагать, вырасти, отрасль, Ростов, Ростислав, предполагать, изложение.
Ключ. О, а, а, а, о, о, а, о
2. Учащиеся выписывают гласные, стоящие после шипящих в корне слова.
Шёрстка, шоколад, шов, капюшон, шёпот, крыжовник, жёлудь, шорох.
Ключ. Ё, о, о, о, ё, о, ё, о.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, послушайте, какой звук произносится после ц в следующих словах: цирковой, панцирь, огурцы, акация, дикция, цыпленок, цитрусовые, сестрицын, молодцы.
Последнее слово относится к тем, кто услышал звук [ы].
Работа по теме урока
1. Беседа
- Почему мы слышим звук [ы] после ц во всех словах, хотя пишутся они то с и, то с ы? ([ц] всегда твердый.)
- После каких букв всегда следует писать и, хотя слышится [ы]? (после ж и ш, они тоже всегда твердые.)
- Познакомимся с правилом выбора букв и и ы после ц (§87, с. 38-39)
Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом.
- Итак, скажите, когда после Ц мы пишем букву «ы», а когда – «и»?
Ученик: Буква «ы» после Ц пишется:
· в окончаниях слов;
· в суффиксах слов;
· в корнях слов-исключений: цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыган.
-Давайте с вами запишем и хором повторим предложение: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»»
-Чем интересно это предложение? Объясните постановку знаков препинания в нём. (Предложение с прямой речью. А: «П!».)
Ученик: Буква "и" после Ц пишется:
· в корнях слов;
· в словах на - ция.
-Теперь вы можете объяснить, почему в словах «ЦИРК» и «ЦИРКУЛЬ» после Ц пишется И, в слове «СЕСТРИЦЫН» - Ы.
Таблица по теме «Буквы и-ы после Ц».
Ы пишется
И пишется
-в окончаниях и суффиксах;
- в корне слов исключений.
-в корнях слов;
-слова на -ция.
Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.
Упражнение 446. Работа проводится по цепочке, учащиеся подчеркивают и комментируют орфограммы.
Цинга*, куцый*, овцы, акация*, цыплята, цирк, циркуль, секция*, цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*работа с толковым словарем Ожегова в учебнике на стр. 309.
Цинга - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.
Куцый - о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; в перен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).
Акация - род деревьев и кустарников семейства мимозовых.
Секция - подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).
Упражнение 465. Развитие речи (чтение, выбор заглавия, обсуждение вопроса (в чем сходство между «цирком» и «циркулем», морфологический и синтаксический разбор, самостоятельная работа).) Дополнительный вопрос – к какому типу речи относится этот текст? Докажите. (Рассуждение. Объяснение, рассуждение автора, доказательства, привлечение словарной статьи, вывод.)
Физкультминутка.
Задание по теме сегодняшнего урока: потянуться, если в слове после ц пишем букву и, подпрыгнуть, если в слове после ц пишем ы. Слова для разминки: цинга, овцы, мультипликация, цикада, цыплята, акация, коллекция, цыплята, циркуль, секция, панцирь, цикл, ящерицы, цирк, улицы.
Творческий диктант. «Записать одним словом».
1.Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
2.Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
3. Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).
5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
6. Точная выдержка из текста (цитата).
Тестовые задания.
1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
а) ц…ферблат
б) уц…пился
в) ресниц.
г) синиц.
2. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:
а) парадные лестниц., бестолковый ц…пленок
б) высокая ц.на, старый ц…ган
в) чертить ц…ркулем, ц…трусовый мармелад
г) французская революц…я, ежегодная дезинфекц.я
3. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и:
Нынче произошла реорганизац…1я ц.2рка: теперь там выступает с лекц.3ями ц.4ган с веткой акай.5и и ц.6трусом в руке.
а) 1, 2, 3
б) 2, 6
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6
г) 1, 2, 3, 5, 6.
Диагностическая работа.
I вариант.
1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.
Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, веселый ц…ган, городской ц…рк, забавный ц…плёнок, большая ц.стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц….
2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы—И после Ц).
Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.
3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.
II вариант.
1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.
Прослушать лекц.ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мощный мотоц…кл, вырастить ц…плят, ходить на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.
2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.
Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.
3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы
Подведение итогов урока. Самооценка учащихся и оценка за урок учителя. Рефлексия.
- Какое значение имеет морфемный разбор для правописания в словах и и ы?
Продолжите фразы:
На уроке я узнал, что.
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Сегодня урок для меня был полезен, потому что…
Домашнее задание.
1 уровень: §87, упр. 448.
2 уровень: §87, упр. 447 или выписать из книги 5 предложений с примерами на изученную орфограмму.
3 уровень: сочинить сказку-правило. Продумать оформление.
Литература для подготовки учителя:
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс Методические рекомендации: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2014.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. М: Просвещение, 2014.
3. Цветкова Г. В. Русский язык. 5 класс. Технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. Волгоград: Учитель, 2014.