Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Знаки препинания при причастном обороте"»
ТЕМА УРОКА: Знаки препинания при причастном обороте.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
осмысление специфики причастного оборота и употребления его в речи, усвоение правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков взаимо и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения составлять алгоритм мыслительных операций, познавательного интереса, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ЗНАТЬ: - что такое причастный оборот;
УМЕТЬ: - различать определяемое слово и зависимые от причастия слова;
- находить причастный оборот в предложениях;
-конструировать предложения с причастным оборотом;
-ставить знаки препинания при причастном обороте.
ХОД УРОКА:
Мобилизующий этап (Целеполагание).
Учитель:
- Работа с причастным оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
Запишем тему нашего урока: « Знаки препинания при причастном обороте».
Этап формулирования темы урока и целей урока
-Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
Осмыслить
Усвоить
Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Актуализация знаний по теме.
Синтаксическая минутка.
Серебрился выпавший утром снег.
Выделите грамматическую основу, выпишите словосочетания, составьте схему предложения. Почему в предложении нет знаков препинания?
Можно ли перестроить предложение, чтобы были другие знаки препинания?
Серебрился снег, выпавший утром.
Снег, выпавший утром, серебрился.
-Какой вывод можно сделать?
( Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится…)
Промежуточная рефлексия:
-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.
Закрепление изученного.
Конструирование предложений.
А) Коллективный разбор.
Ветер пролетал над полями, поднимал снежный вихрь.
Ветер, пролетавший над полями, поднимал снежный вихрь.
Б) Самостоятельная работа с проверкой.
Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.
Иней, выпавший на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.
Дорога к станции взвивалась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
Дорога к станции, взвивавшаяся по тропинке, спускалась в сырые ложбинки.
-Какой вывод можно сделать?
(Предложение с однородными сказуемыми можно заменить предложением с причастным оборотом).
Промежуточная рефлексия:
-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.
«КОРРЕКТОР»
Объясните допущенные учеником ошибки и исправьте их.
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. (Подгоняемая ветром лодка неслась по реке).
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах. (Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костёр).
Затянувшее тучами небо повисло над просекой. (Затянувшееся тучами небо повисло над просекой).
Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском. (Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском)
-Какой вывод можно сделать?
(Чтобы не допускать грамматических ошибок, нужно правильно согласовать причастие с определяемым словом).
Графический диктант.
Задача - указать на схеме, перед определяемым словом или после него находится причастный оборот.
Кругом лежит сверкающий на солнце снег.
Дремлют посеребрённые инеем деревья.
Прижались к земле кусты, запорошенные снегом.
Молчит уснувший надолго лес.
Мать, не отходившая от сына, заплакала.
Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает.
За окном, освещённым лунным светом, серебрилось поле.
Дувший с моря ветер усиливался.
Взаимопроверка, подсчёт баллов.
-Какой вывод можно сделать?
( Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится…)
Промежуточная рефлексия:
-Оцените свои знания по теме на этом этапе работы.
ФИЗМИНУТКА.
Составление текста по картине и заданному шаблону.
Зимняя ночь.
Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета. Деревья красуются в тишине. Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.
Зимняя ночь.
Вечер. Небо, ярко пылающее на западе, замерло в ожидании
рассвета. Деревья, посеребрённые инеем, красуются в тишине.
Скромно улыбающаяся луна отражается в реке, мирно дремлющей,
но ещё не замёрзшей.
Тест. Самопроверка
Домашняя работа. Параграф 34, 36, №410 или выписать из художественной литературы 3-4 предложения