Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Фразеологизмы"»
Конспект урока открытия новых знаний и способов их применения
учитель русского языка и литературы: Телегина Тамара Дормидонтовна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Фразеологизмы
Тип урока: урок «открытия», формирования нового знания
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Сопоставлять фразеологические единицы, нахождить к ним синонимы и антонимы.
Развивающие: развивать творческие способности детей, умения сопоставлять, делать выводы. Развивать связную речь учащихся, практические навыки правиьного употреблении фразеологизмов в речи. Способствовать обогащению речи..
Воспитательные: развивать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности; воспитывать внимательное отношение к слову.
Задачи урока:
знать особенности фразеологизмов;
уметь толковать значения фразеологизмов;
учиться употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи;
подбирать синонимы и антонимы к данным фразеологизмам;
создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к изучению устойчивых оборотов речи
метод: словесный, наглядный , исследовательский и проблемно-поисковый. практический
Форма организации образовательного процесса: коллективная, индивидуальная
Основные ресурсы урока: учебник М.М. Разумовской «Русский язык. 5 класс», электронное интерактивное приложение (CD- диск), толковый словарь С.И. Ожегова, школьные фразеологические словари; раздаточный материал для групповой работы ( а) текст , б) карточки с фразеологизмами (для группового задания и работы в парах); иллюстрации фразеологизмов. Презентация.
Основные понятия: Фразеологизмы, фразеология
УМК. 1. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2015.
2. Кудинова А.В. Тесты по русскому языку. 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений» / А.В. Кудинова. – 5-е изд., перер. и доп. – м.: Издательство «Экзамен», 2013
3.Рабочая тетрадь. Русский язык. Орфография. 5 класс /Л.Г.Ларионова. - М.: Дрофа, 2015
Предполагаемые результаты:
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся. Сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке
Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование навыков микроисследования; развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, группировки, обобщения; развитие умений работы с информацией из различных источников, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать достигнутые результаты ,осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли фразеологизмов с разными оттенками значения. уметь опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путём подбора синонимов, антонимов и с помощью толкования.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный момент
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
Подарками судьбы.
Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке
Открываем тетради, записываем число
Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные: мобилизация внимания
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
Регулятивные: саморегуляция
(контроль, коррекция знаний).
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Я хочу вас пригласить на прогулку в волшебный лес. Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями! Кто желает отправиться со мной в увлекательное путешествие, поднимите руку.
-Тогда вперёд, навстречу новым открытиям.
(Слайд 2 )
-Вот мы и в лесу. Чтобы наше путешествие принесло пользу, нужно быть очень внимательным. В этом лесу много загадочного и интересного. В этом вы сейчас убедитесь. Но для начала я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент и внимательно прислушаться к речи героя.
(Слайд 3. Ролик)
- Какие выражения в речи персонажа вам показались необычны? Привлекли ваше внимание?
- А вы знаете, что они обозначают? Попробуйте объяснить их смысл, заменяя одним – двумя словами.
- Давайте посмотрим, правильно ли мы определили значение данных выражений (Слайд 4)
Посмотрите внимательно на слайд 5, на нем записаны словосочетания:
На всех парусах, рукой подать, золотые руки, золотые зубы, , волчий аппетит, волчий хвост, повесить нос, как рыба в воде, поцарапать нос .
Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении, дайте их лексическое толкование. Проверяем выполнение задания
- А эти сочетания слов употребляются в прямом значении или переносном?
- Ребята, а вызнаете, как называются такие сочетания слов?
Поднимают руки
- Как белка в колесе, держать в ежовых рукавицах
Дети пытаются объяснить значение фразеологизмов
-Как белка в колесе - находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться
- Держать в ежовых рукавицах - строго
один из учеников читает подходящие словосочетания,
- В переносном
- Фразеологизмы
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Принятие и сохранение учебной задачи
Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование результатов деятельности
- Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6)
-Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему должны будем научиться?
- О фразеологизмах
- Узнать особенности фразеологизмов;
- находить их в тексте; - объяснять их значение; - употреблять в своей речи.
Дают определение
Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей
Метапредметные: определение границ незнания, умение определять цель деятельности и ее этапы
Предметные: указание на новое языковое понятие, отбор приемов языкового анализа в соответствии с его целью
Открытие новых знаний
-Что же такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы – это не просто сочетания слов, их называют устойчивыми сочетаниями. А почему? Мы сейчас с вами выясним. Рассмотрите шутливый рисунок. Отгадайте, что проиллюстрировал художник? (Рисунки на партах)
- Кто догадался, какой фразеологизм обыгрывается?
-Что означает это выражение?
-А если я заменю слово в составе фразеологизма и скажу так: лежать на телефоне, висеть на турнике или висеть у телефона. Как вы думаете, будут ли эти сочетания иметь значение «долго разговаривать»?
- Значит, какой вывод мы можем сделать?
-Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе. В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова , а всё выражение в целом. Поэтому фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
-Как называется наука, изучающая фразеологизмы? Кто догадался?
-А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, правильно ли мы с вами сделали вывод
-Висеть на телефоне
-Часто и долго говорить по телефону
-Нет
Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, в них нельзя изменить слово по своему желанию, иначе изменится смысл.
- Фразеология
Чтение п.34 стр.94
Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, приводить примеры, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения ,поиск разнообразных способов решения задач
Коммуникативные:определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,владение монологической и диалогической формой ре
Предметные: анализ языковых единиц, определение лексических значений, подбор языковых примеров
Этап первичного закрепления
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
- Продолжим нашу прогулку по волшебному лесу. И вот перед нами речка. Чтобы перебраться на другой берег, нам нужен мостик. Мы его построим, выполнив следующее задание.
-Соедините стрелками фразеологизмы и их значения. (Задание записано на слайде 7)
Глаза на мокром месте загрустить
Душа в душу близко
С глазу на глаз часто плачет
Ломать голову наедине
Рукой подать жить дружно, в согласии
Повесить нос думать
-Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Заранее два ученика подготовили микроисследование
( значение, происхождение фразеологизмов «бить баклуши», «ахиллесова пята», «между молотом и наковальней») - Ребята, а трудно вам было определять значения данных фразеологизмов?
-А если вы затрудняетесь определить значения фразеологизмов, где вы можете их посмотреть?
-Правильно, в этом нам помогают словари. Из такого словаря можно узнать не только значение, но и об истории происхождения фразеологизма. У меня в руках словарь С.И.Ожегова, а у вас на партах школьные фразеологические словари
На каждой парте лежит задание : объяснить значение одного фразеологизма
У каждого на парте лежат рабочие листы. Учащиеся выполняют задание на рабочих листах
Сравнивают с эталоном
Класс по ходу сообщений записывает фразеологизмы и их значение
- Нет.
- В словаре
Работа со словарем фразеологизмов в парах. Поиск информации
Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
Физкультминутка
Физкультминутка: -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места
Ученики повторяют движения за учителем
Личностные: установка на здоровьесбережение
Этап применения нового знания,
самостоятельной работы
Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи
Мы с вами разделимся на команды, и вы будете находиться в лесу одни. Займите место за тем столом, где находится задание соответствующего цвета. После того как задание будет выполнено, решите, кто из команды будет представлять вашу работу.
Заглянем во фразеологический зверинец
Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности)
1 группа: в тексте найти и подчеркнуть все фразеологизмы 2 группа: в группе фразеологизмов дано только начало фразеологизма – надо завершить его. Объяснить значение фразеологизмов. 3 группа: Изобразить с помощью мимики, жестов данные фразеологизмы. (Тексты заданий напечатаны на карточках) .Группы по очереди отвечают
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
- Вот и подходит к концу наша прогулка. В лесу становится темно. И нам пора возвращаться.
-После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите из группы фразеологизмов тот, который характеризует твою работу на уроке(Слайд 10)
Домашнее задание (слайд 11): (на выбор) Выучить определение на стр.94 или кластер. Написать сочинение – миниатюру «На уроке», используя фразеологизмы, или 1 уровень- упр. 270 (выполнить рисунки), 2 уровень- упр. 269
Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают соответствующий фразеологизм
(На краю стола каждого ученика лежат листы самооценки трех цветов: желтые, голубые, красные. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне захотелось…) Желтые (Я узнал, что…
Красные (Теперь я могу…).Выбирают по цвету лист и на нем дописывают предложение
Записывают домашнее задание
Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей.
Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке.
Дополнительная литература:
1. Русский язык. Поурочные разработки под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. 5 кл. – М: Дрофа, 2011.
4. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014.
5.Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. / В.М. Петруленков – М.: Вако, 2015.
Приложение №1
- Прочитайте текст и выпишите из него все фразеологизмы.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. “Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки”. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...
Приложение №2
- Прочитайте и устно закончите предложения фразеологизмами.
Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл... (белой вороной)
Это произведение я знаю, как .... (свои пять пальцев)
Я так ждала этого письма! Получив его, я была на ... (седьмом небе от счастья)
Что-то я ужасно проголодался, надо бы ... (заморить червячка)
Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и ... (промокли до нитки)
Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как ... (белка в колесе)
Приложение №3
- Прочитайте фразеологизмы и определите их значение. Затем с помощью мимики и жестов изобразите.
- Водить за нос
- Работать засучив рукава
- Как снег на голову
- В двух шагах
-Как кошка с собакой
- В час по чайной ложке
Приложение №4
-Соедините стрелками фразеологизмы и их значения.
Глаза на мокром месте загрустить
Душа в душу близко
С глазу на глаз часто плачет
Ломать голову наедине
Рукой подать жить дружно, в согласии
Повесить нос думать
Приложение №5
- Подберите к фразеологизмам из левого столбика синонимичные фразеологизмы из правого столбика и запишите ответы в виде двузначных чисел.
1) хоть пруд пруди
1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд
2) в двух шагах
3) как снег на голову
3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо
4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать
5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут
6) ни то ни сё
7) с пустыми руками
7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице
8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления
9) как мел
(13, 24, 35, 46, 52, 61, 78, 89, 97 )
Приложение №6
- Подберите к фразеологизмам из левого столбика антонимы из правого столбика и запишите ответы в виде двузначных чисел.