воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны!
Запись в тетрадях число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
- Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- (О глаголе)
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (3-4 человека)
- Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.
Глагол – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
_ Как изменяются глаголы?
(Ответы: по временами по числам. )
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?
(в единственном числе они изменяются по родам)
III. Создание проблемной ситуации
Определите время глаголов:
рисует
идёт
стоять
думает
споёт
пройти
решит
откроет
(Работа в парах.)
- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы : Что делать? Что сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)
- Кто может сформулировать тему урока?
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола»
Работа с правилом.
- Откройте учебник.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
V. Работа над новым материалом.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (работа в группах)
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
- Выполним упр.
-Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и объясняют.)
1. Жизнь прожить - не поле перейти. (В жизни человека бывает всё – и хорошее и плохое, просто это надо пережить. Каждому человеку суждено пройти свой путь.)
2.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Не верь ушам, а верь глазам. Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз услышанного.)
3.Легко друзей найти, да трудно сохранить. (Что настоящего друга трудно найти, но легко потерять).
- Спишите пословицы и подчеркните глаголы.
- Но у нас есть дополнительное задание в упр. - сделать фонетический разбор слова ПРОЖИТЬ (у доски)
Прожить (п р а ж ы т ) 2 слога
- Можно ли определить их время и число? (Нет, потому что они стоят в неопределённой форме).
- Скажите, на какие вопросы отвечают глаголы в н. ф.?
VI. Словарная работа.
У нас словарное слово ЛУЧШЕ.
- Как вы понимаете это слово? (Всё самое хорошее )
- Составим предложение с этим словом. (Записать на доске и сделать синтаксический разбор предложения) – 1 ученик
В нашем классе учатся самые лучшие ученики и ученицы.
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
IХ. Рефлексия. Самооценка.
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)
Знаю ли я, что такое глагол?
Знаю ли я, что обозначает глагол?
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
Знаю ли я, как изменяется глагол?
Смогу ли я определить время глагола?
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)