Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Неопределённая форма глагола" УМК Канакиной В.П. ФГОС программа «Школа России».
Ход урока.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Примечание |
1.Мотивация к учебной деятельности | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? | | |
Минутка чистописания | На доске: ть ти чь Читать думать писать идти беречь - Прочитайте. Что скажете? - А что это за слова, расскажите. - Молодцы, запишите эти сочетания и слова, красиво и без ошибок. | Записаны сочетания букв, встречающихся в конце слов. Это глаголы, т.к. отвечают на вопрос что делать? | Записи на доске |
Актуализация знаний. | -Послушайте небольшой монолог. И догадайтесь, какая часть речи рассказывает о себе. Я очень люблю действовать, и не дружу с предлогами. В предложениях чаще бываю сказуемым. А мечтаю я, вот о чём: Чтобы русский все ребята знали. И в речи меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить на уроке? - Расскажите, что вы знаете о глаголе. | О глаголах, отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Это глагол, потому что он обозначает действие предмета и не употребляется с предлогами. В предложениях бывает сказуемым. О глаголе. Дети рассказывают. | |
| Прочитайте запись на доске: Весной, ближнего, леса, дороги, быстрому, зеленеет. - Поставьте слова в начальную форму и запишите их. - Что такое начальная форма имени существительного? - Что такое начальная форма имени прилагательного? - С какой трудностью вы столкнулись? - А как вы думаете, у глагола есть начальная форма? - Какую цель поставим на уроке? Чему нам надо научиться? - Сформулируйте тему урока. - Откройте учебники на стр. 106 и прочитайте тему урока. | Именительный падеж ед. числа. Именительный падеж ед. числа мужского рода. Не смогли поставить глагол в нач. форму. Научиться определять начальную форму глагола. | Запись на доске |
Проработка темы урока | На доске слова, разделите их на группы и запишите каждую группу в отдельный столбик. Поёт, играл, пойдёт, рисует, ходить, поможет, рассказал, научить, принёс, слушает, напишет. - На какие группы разделили? поёт играл пойдёт рисует рассказал поможет слушает принёс напишет - Два глагола остались, почему? - Не смогли определить, когда совершаются действия. Нельзя определить, когда они совершаются. - Как будем называть такую форму глагола? Это тема нашего урока. Запишите эти глаголы к себе в тетрадь. Неопределённая – это начальная форма глагола. -Как определить эту форму глагола? Что заметили? -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Попробуйте сформулировать правило определения глагола неопределённой формы. На стр. 106 прочитайте сведения о языке. Сравните их с нашими выводами. | Объясняют все варианты. Действия совершаются в момент речи, совершались до момента речи, после разговора произойдут в будущем. Не смогли определить когда совершаются действия. Неопределённая форма. Заметили что они оканчиваются на – ть, - ти, -чь. Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? | Запись слов на доске. |
Физминутка. | - Сейчас я буду называть глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте. Как определить глагол неопределённой формы? Играть, шьёт, прыгать, читать, беречь, красит, петь, нарисовать, льёт, бежит, сверкать, рассадил, иметь, расцветает, купить. | По вопросу | |
Самостоятельная работа с проверкой. | Стр. 106 упр. № 181. - Прочитайте пары слов. Сравните их. - В чём сходство и различие в значении каждой пары? - Как называется эта форма глагола? - Выполните задание. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют орфограммы их написание). - Подчеркните глагол, который отвечает на вопрос Что сделать?, выделите приставку. - Что заметили у глаголов, которые отвечают на вопрос что сделать? | В парах однокоренные слова. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Неопределённая форма. Употребляются с приставками. | |
Включение нового материала в систему знаний. | Упр. №182 (стр.106) - Прочитайте. Сколько здесь предложений? - Какая мысль выражена в предложении? - Обсудите и выполните задания в парах. (Взаимопроверка) | Одно. Автор И.Лафатер даёт нам совет, что надо делать, если мы хотим быть умными. | |
Закрепление изученного материала. | Упр. №183 (стр. 107) - Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк. - Назовите синоним к слову Отчизна. - Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Взаимопроверка.) | Книги помогают людям жить, работать и учиться. Родина. | |
Рефлексия учебной деятельности | - Какая была тема урока? Цель? - Достигли ли мы цели урока? - Как ещё называют неопределённую форму глагола? - Какие отличительные признаки глагола неопределённой формы вы узнали? - Продолжите предложения: Я научился… Я испытывал затруднения, когда…. Я могу похвалить себя за ….. Я порадовался за…. | Неопределённая форма глагола. Начальная форма. Оканчивается на – ть, - ти, - чь. | |
Домашнее задание | Стр. 107 упр. 184 (для тех, кто понял новый материал). Упр. 185 (для тех, кто сомневается в полученных знаниях). | | |
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).