Учебник: В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Русский язык 1 класс. Тип урока: урок открытия нового знания. Технология построения урока: проблемно-диалогическая. Тема: перенос слов. Цели: познакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать речь. Задачи: 1. Формирование предметных умений: правописные умения: - делить слова на части для переноса; - оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения); - каллиграфически правильно писать; учебно-языковые умения: - делить слова на слоги, ставить ударение; речевые умения: - составлять предложения из слов; - правильно списывать слова и предложения; проверять написаное, сравнивая с образцом. 2. Формирование метапредметных умений: познавательные умения: - ориентироваться в учебнике, в тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - сравнивать и группировать буквы, слова; - делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; регулятивные умения: - готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке; коммуникативные умения: - донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - учиться работать в паре. личностные умения: - принимать и осваивать социальную роль ученика; - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - определять общие для всех правила поведения; - осознавать роль языка и речи жизни людей; Ход урока. 1 этап Самоопределение к деятельности (организационный момент). Приветствие учителя; Прозвенел звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы трудиться. Ведь задания нелегки. Приветствие детей: Нам нельзя лениться, Мы теперь ученики. - Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. Всё ли на своих местах? Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места. - Откройте тетради и запишите число. Учащиеся записывают в тетрадях число, списывая с доски, диктуя себе по слогам. Чистописание. - Рассмотрите рисунок на странице тетради. Как вы думаете, куда спешит Улитка? Какие буквы живут в домике? - Буквы ь, ъ, ы. - Нарисуем Улитку на строчке. (Учитель показывает последовательность выполнения рисунка на доске: сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик»). Учащиеся наблюдают за учителем, а затем рисуют самостоятельно. - Итак, мы сегодня встретились с буквами ь, ъ, ы. А есть ли такие заглавные буквы и почему? - Этих заглавных букв нет, так как в русском языке нет слов, которые начинаются на эти буквы. - Почему эти буквы встретились вместе? - В написании этих букв есть одинаковые элементы. - Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. Запишите буквы и соединения по образцу, подчеркните самую красивую букву и запишите ее в окошко домика. Учащиеся проговаривают написание букв и прописывают по образцу. Подчеркивают самую удачную букву и записывают ее в окошко домика. - Прочитайте слова про себя. Какую роль играют в этих словах ь и ъ? - Конь, мышь, обезьяна, объезд, Учащиеся читают слова . - Буква ь обозначает мягкость предыдущего согласного, буквы ь и ъ могут разделять гласный и согласный, а в слове мышь какая роль у ь? -Поговорите об этом дома со старшими. - Запишите слова, диктуя себе по слогам, подчеркните буквы мягкий и твердый знак. Учащиеся записывают слова по образцу, выполняют самопроверку, подчеркивая буквы мягкий и твердый знак. - Какое из слов лишнее и почему? - С одним из слов составьте и запишите предложение. Какие правила при написании предложения нужно помнить? Учащиеся составляют и записывают предложение. 2 этап Актуализация опорных знаний. - Из нашего ряда слов назовите самое длинное. - Обезьяна, так как в нём три слога. - Как это определили? - Сколько в слове гласных, столько слогов. - Предлагаю поиграть в игру «Молчанка». Я показываю на карточке слово, а вы поднимаете карточку, где указано, сколько в слове слогов. (Слова: обед, что, топор, сапоги, еще, девочка, мальчик, картон, чемодан, шел, ягода и т.д.) Учащиеся читают слова, поднимают карточку, указывающую на количество слогов в слове. Физкульт. минутка. 3 этап Постановка учебной проблемы. Учитель записывает на доске предложение, которое не помещается на одну строчку, Можно предложить печатный вариант этого же предложения и спрятать его в конверт. Конверт по длине должен быть значительно меньше целого предложения. Предложение сгибается по частям или режется на части и прячется таким образом в конверт. Учитель помогает детям комментировать свои действия, подготавливая к решению проблемы. На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать. - Какая проблема перед нами встала? - Слово не помещается на строку. - Как поступить, если при написании слово не помещается на строку? - Если слово не помещается на строку, его надо как-то перенести на следующую строку. - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? - Предполагаем, что слово переносить нужно по правилам. Формулирование проблемы, планирование. - Что же сегодня вам предстоит выяснить? - По какому правилу нужно переносить слова. - А для чего это нужно? - Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу. - Чему вы можете научиться сегодня? - Мы научимся переносить слова. Учитель открывает заранее подготовленную на доске тему урока «Перенос слова» и план урока - Прочитайте тему урока. - Познакомимся с планом по которому будем работать над темой сегодняшнего урока. - Постарайтесь в своей дальнейшей работе строго следовать плану, что поможет вам решить проблему. План урока. 1.Узнаем правила переноса. 2.Выполним упражнения в переносе слов. 3.Будем учиться применять новое знание при письме слов и предложений. 4 этап Открытие нового знания. 1. Выдвижение гипотезы. - Какие у вас есть предположения? - При переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что слово надо переносить по слогам. - Согласно этим предположениям как можно перенести слово красиво? - Кра-сиво, краси-во. - Проверим ваше предположение. Запишите предложение Бродит стадо по лугам. Учащиеся записывают предложение. - Разделите каждое слово на слоги. Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии. - Вот так можно перенести слова с одной строки на другую. (Учитель показывает запись, выполненную заранее:Бро-дит ста-до по лу-гам.) Учащиеся убеждаются в том, что слово надо переносить по слогам. 2. Формулирование правила. - Итак, первое правило переноса слова: Карточка – правило: Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам. - Слово переносится по слогам. Учащиеся повторяют правило. Учитель раздаёт каждому учащемуся карточку – правило, объясняя цель этого действия: лучше запомнить правило и при самопроверке обратиться за самоконтролем. 5 этап Первичное закрепление 3. Первичное закрепление (работа в парах). - Выполните упр. 3 на стр. 37. Учитель организует фронтальную проверку. 4. Проблемный вопрос. - Можно ли перенести с одной строки на другую слово кот? - Нет, в этом слове один слог. - Можно ли перенести слово олень? Возникает 2 мнения: - Можно: о-лень. - Нельзя, так как одну букву нельзя оставлять на строке. Предположение проверяется по правилу Учащиеся проговаривают правила друг другу и подбирают слова. Пальчиковая гимнастика. 6 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1. Упражнение в делении слов для переноса. - Разделить для переноса слова: Диван, барсук, рейка, семья, подъем, письмо, змея, кольцо, мяч. Учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях с объяснением и проговариванием правила про себя, а затем, сравнивая с карточкой – правилом, которая была перевёрнута во время самостоятельной работы. « Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам.» - Проверим как выполнили задание, обозначив стрелочкой уровень личного успеха на полях тетради рядом с заданием. - Выполните взаимопроверку, поменявшись тетрадями с соседом по парте, обозначив стрелочкой успех соседа. - Помоги соседу решить проблему. - Порадуйся успеху соседа, друга. 7 этап Включение в систему знаний и повторение. Применение нового знания. 2. Выполнение разноуровневых заданий. 1. Разделить слова для переноса. Майка, ветер, кино, собака, подъезд, пальто, коридор, масса. 2. Разделить слова для переноса, где это возможно. Чайка, Зоя, рябина, съезд, имя, имена, деревья, котик, час, Анна, объехал. 3. Списать слова в два столбика: в первый – двусложные, во второй – трехсложные, разделив их для переноса. Дорога, ягода, ветер, кино, карандаш, пенал, каток, осина, группа. Учащиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. I уровень – самый легкий, так как все слова нужно разделить для переноса, применяя правило; II уровень – сложнее, так как нужно отбросить слова, которые нельзя разделить для переноса; III уровень – самый сложный, так как нужно еще и разбить слова на группы. Каждый ученик выбирает одно задание, выполняет его и проверяет по эталону. При наличии времени, можно предложить для самостоятельной работы разделить для переноса слова в предложении На уроках русского языка мы учимся красиво и грамотно писать. 8 этап Рефлексия учебной деятельности (итог урока). - Какая на уроке была проблема? - Перенос слова. - Покажите сигнальной карточкой как каждый из вас решил эту проблему для себя сегодня на уроке. Учащиеся показывают один сигнал светофора, соответствующий его работе на уроке. Учитель ставит вопросы согласно сигналам детей. - Какие были затруднения у …, …, …? - Что помогло вам в решении проблемы? - По какому плану мы работали? - Узнать правило переноса, поупражняться в переносе слов, учиться применять новое знание при письме предложений и слов. - Выполнили план? - Повторите правила переноса слов. Учащиеся рассказывают правила друг другу. Учитель выборочно спрашивает правила переноса - Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам. Одну букву не оставляем на строке и не переносим на другую строку. - Как оцениваете свой настрой на сегодняшнем уроке? Покажите графически символом – смайликом свое настроение. Учащиеся по желанию озвучивают оценку своей деятельности на уроке и на полях тетради символом-смайликом показывают свое настроение. - Благодарю всех за сотрудничество и интересную работу. Если у кого – то настроение было нерадостным, пусть лучи этого солнышка рассеют грусть, а работа над собой и своими ошибками поможет вам в преодолении проблем. Учитель закрепляет на доску солнышко. - Звенит долгожданный звонок. Вот и окончен урок. - Радостным пусть будет наш настрой на урок … . - Ребята, подготовьте всё к уроку … . |